В преддверии Поконо 500

18 августа 2016 в 15:23
Фото: LAT Photographic

Сезон серии IndyCar постепенно вступает в завершающую стадию. До конца сезона осталось четыре гонки. Ближайшая из них пройдёт уже в это воскресенье на трассе Pocono Raceway, а её дистанция составит 500 миль.

Овал в Поконо во многих смыслах является поистине уникальной трассой. Автодром принадлежит семье Маттиоли, а не компаниям-гигантам International Speedway Corporation (ей владеет семья Франсов, владельцы империи NASCAR) или Speedway Motorsports Inc. (компания Брутона Смита), которые владеют большей частью овальных трасс высшего уровня в Северной Америке.

Несмотря на это, трасса исправно присутствует в календаре NASCAR Sprint Cup с двумя гонками, а в 2013 году на трассу вернулся IndyCar. В 2014 году дистанция гонки IndyCar в Поконо была увеличена до 500 миль.

Трасса

Протяжённость: 2,5 мили
Угол наклона в поворотах:
1 поворот — 14°
2 поворот — 9°
3 поворот — 6°
Дистанция: 200 кругов/500 миль
Рекорд круга: 360.285 км/ч, Хуан-Пабло Монтойя, 2014 (средняя скорость)
Дата открытия: 1971 год
Первая гонка IndyCar: 1971 год, победу одержал Марк Донохью
Давление в турбине: 130 кПа (как в Индианаполисе и Техасе)

Главная особенность трассы, которую называют «Хитрым треугольником», состоит в том, что тут только три вместо привычных для овалов четырёх поворотов. На стене при выходе из третьего поворота написано «What turn 4», что можно перевести как «Какой ещё четвертый поворот?» Да, это триовал в полном смысле этого слова, а не просто за счёт наличия дуги старт-финиш - как, например, в Дайтоне. И все эти три поворота абсолютно разные.

Если смотреть сверху, то трасса напоминает треугольный Индианаполис. Да и в целом создаётся такое впечатление. Очень уж трасса похожа на «старую кирпичницу» и протяжённость овала такая же — 2,5 мили. Один поворот тут даже скопирован с Индианаполиса - второй, где наклон составляет 9 градусов. Но если в Индианаполисе все повороты разные в нюансах – к какому-то повороту пилот подходит после длинной прямой, к какому-то - после короткой, где-то перед гонщиком «вырастает» трибуна, где-то больше ветра, где-то больше кочек, то тут все три поворота на самом деле разные.

Три виража трассы в Пенсильвании скопированы с других трасс. Таким образом, у поворотов отличается и радиус, и угол наклона. Кстати, это также одна из немногих трасс Северной Америки, где есть названия у поворотов и прямых.

Первый поворот «The Bowl» скопирован с овала в Трентоне, со связки четвёртого и пятого поворотов трассы. Именно с четвёртого и пятого, потому что в Трентоне был правый поворот на одной из прямых. Здесь самый высокий угол наклона на всей трассе – 14 градусов. Радиус поворота 152 метра. Если уж мы вспомнили Трентон, то эта трасса существовала с 1900 по 1980 год. В последний раз IndyCar выступал на ней в 1979 году.

Оттуда гонщики направляются на самую длинную прямую трассы, которая называется «Long Pond» в честь «длинного пруда», который проходит параллельно этой прямой. Хотя, по сути, это не пруд, а водохранилище.

Второй поворот скопирован с трассы в Индианаполисе. Угол наклона тут составляет 9 градусов. Радиус поворота 262 метра. Этот поворот сейчас называют «Тоннель», потому как под ним проходит, собственно, тоннель доступа на трассу. Исторически этот поворот назывался «Инди». Из-за тоннеля в этом повороте много кочек.

Третий поворот «Big Bend» скопирован с виражей самой старой из действующих стационарных трасс в мире, открытой как ипподром ещё в 19-м веке – овала Милуоки Майл. Первые гонки в Милуоки прошли в 1903 году. В этом вираже наклон всего 6 градусов (хотя на самой Милуокской миле — 9).

Отдельно хочется отметить очень красивую природу вокруг трассы, так напоминающую родные края.

Стратегия — топливо и шины

Топлива и резины под зелёным флагом тут хватает примерно на 30-32 круга. В отличие от дорожных и городских трасс, тут нет более мягкого и более жёсткого составов. Как и на других овалах, шины на правой стороне будут жёстче, чем на левой, при этом левая передняя шина более жёсткая, чем левая задняя. Из-за асимметричной настройки подвески под «бэнкинг» (наклон в поворотах) шины изнашиваются неравномерно, что иногда приводит к вибрациям иногда уже после примерно 16-го круга.

Инженеры стараются как можно более равномерно загрузить резину, стараясь приблизиться к их одинаковому износу. Это является ключом к хорошему темпу на длинных дистанциях. Всего на уик-энд будет доступно 14 комплектов резины.

Как и обычно, тут важно экономить резину и топливо, а также принимать правильные решения под жёлтыми флагами.

Настройки

Пакет аэродинамики тут такой же, как был и будет в Техасе. Это стандартный обвес для скоростных овалов, но несколько иной, чем мы видели в Индианаполисе, в сторону чуть большей прижимной силы. Также тут отличается допустимый диапазон по настройкам.

Настроить машину в Поконо куда сложнее, чем в Индианаполисе и на любом другом овале. Машина на овальных трассах настраивается асимметрично, с учётом бэнкинга. Обычно самый кочковатый поворот служит своеобразной «гранью» того, насколько низко можно настроить машину.

Сами настройки заточены так, чтобы днище было как можно ниже и в наибольшей степени параллельно трассе в центре поворота, где самые высокие нагрузки, поэтому правая сторона настроена выше, а колёса наклонены слева направо. Но сделать так, чтобы днище было настолько параллельно дорожному полотну в центре поворота, как на других овалах, тут попросту невозможно.

Загвоздка Поконо заключается в том, что все три поворота совершенно разные, о чём подробно было написано выше. При том, что и в Индианаполисе даже у опытных инженеров не получается по-настоящему идеально настроить машину, в Поконо им приходится идти на куда больший компромисс в регулировках машины.

В этом году на скоростных овалах используются титановые ограничительные блоки на доске скольжения, созданные для предотвращения взлётов машин при разворотах. Из-за них машины приходится поднимать примерно на сантиметр выше, из-за чего машина теряет немалую часть прижимной силы, создаваемой днищем. Но, как мы видели в Индианаполисе и первой части Техаса, серии удалось неплохо компенсировать эту потерю, и на качестве гонки в Поконо это сказаться не должно.

Как и в Инди, тут сильные перегрузки и очень высокие скорости.

Расклад сил

Райан Хантер-Рей, действующий победитель Поконо 500
Райан Хантер-Рей, действующий победитель Поконо 500

Часто в Поконо сильны те пилоты, которые были быстры в Индианаполисе. Очень возможно, что тут смогут выстрелить гонщики Andretti Autosport, которые были очень быстры в Инди, где победу одержал Александр Росси.

Действующим победителем в Поконо является как раз пилот Andretti – Райан Хантер-Рей. Но та победа Райана была омрачена гибелью напарника и друга – Джастина Уилсона, который потерял жизнь год назад в Поконо, когда в шлем англичанина отлетел обломок от автомобиля Сэйджа Кэрама.

Так как после долгого отсутствия, о чём будет написано ниже, IndyCar вернулся на эту трассе лишь в 2013 году, то здесь не так много победителей среди действующих пилотов. Но с момента возрождения этапа IndyCar в Поконо никто не смог выиграть на «Хитром треугольнике» дважды.

Поконо 500-2015, последняя гонка Джастина Уилсона
Поконо 500-2015, последняя гонка Джастина Уилсона

Более того, начиная с 2013 года гонку выиграли представители трёх разных команд. В 2013 году победу одержал Скотт Диксон из Ganassi Racing, в 2014 триумф в Поконо праздновал гонщик Penske Хуан-Пабло Монтойя, а год назад – Райан Хантер-Рей из Andretti.

Монтойя традиционно был силён в Лонг Понде, в своих двух стартах на этой трассе он одержал победу в 2014-м и был третьим год назад.

Лидер чемпионата Симон Пажно в трёх стартах на этой трассе трижды финишировал в десятке, но ни разу не поднимался выше шестой позиции.

Команда Schmidt Peterson сильно выглядела в Индианаполисе. Джеймс Хинчклифф был на поуле и финишировал седьмым, а Михаил Алёшин до своей аварии на 115-м круге шёл в первой десятке.

Конечно, скорость и сила в Индианаполисе на сто процентов не гарантируют скорость в Поконо, так как настройки для этой трассы имеют большие особенности, но очень часто те, кто были быстры в Инди, входят в число фаворитов и в Поконо.

Михаил Алёшин в Поконо, 2014 год
Михаил Алёшин в Поконо, 2014 год

Михаил Алёшин в 2014 году провёл в Поконо одну из своих лучших гонок в дебютном сезоне. У пилота SMP Racing были шансы финишировать в первой пятёрке. Михаил сражался за четвёртое место с Элио Кастроневесем и только заминка пит-бригады на последнем пит-стопе не позволила россиянину первую же гонку на «Хитром треугольнике» закочить в топ-5. Тем не менее финиш на седьмом месте стал хорошим результатом.

Трёхнедельная «олипмийская» пауза между гонками в Мид-Огайо и Поконо в IndyCar не представляла из себя каникулы. За это время прошли тесты в Поконо, Уоткинс-Глене и Индианаполисе. Михаил Алёшин участвовал в тестах на первых двух трассах.

История

Старт гонки в Поконо в 1980 году
Старт гонки в Поконо в 1980 году

Гонки IndyCar в Поконо стали проводиться в 1971 году. Традиционно тут проходила одна из 500-мильных гонок «Тройной Короны», в которую, помимо Инди 500 и Поконо 500, также входила гонка Калифорния 500, проходившая на трассе Ontario Motor Speedway, трассе-близнеце Индианаполиса (автодром был закрыт в декабре 1980 года) в Калифорнии. После закрытия овала Онтарио «Тройная Корона» больше не разыгрывалась до 2013 года. Единственным пилотом, кто смог выиграть в один сезон все три гонки «Тройной Короны», стал Эл Анзер-старший в 1978 году.

Гонка Поконо 500 продолжала проводиться до 1989 года. В том году Эмерсон Фиттипальди прошёл свой лучший круг в квалификации со средней скоростью 340.722 км/ч. Трассу критиковали за кочковатость и низкий уровень безопасности, в частности, за маленькие зоны безопасности внутри трассы, и в итоге в 1990 году Поконо покинула календарь IndyCar.

В 2013 году треугольник Поконо вернулся в календарь cерии с 400-мильной гонкой, а уже в 2014-м вернулась дистанция в 500 миль. Также в 2013 году была возрождена традиционная «Тройная корона», и за победу во всех трёх 500-мильных гонках можно было получить $1 000 000. Место «Западного Индианаполиса» (так называли трассу Онтарио) занял двухмильный овал в Фонтане. Начиная с этого года «Тройная корона» вновь не разыгрывается, так как календарь покинула гонка Калифорния 500. Выиграть все три гонки тройной короны с 2013 по 2015 год так никто и не смог.

Гонка серии IndyCar сейчас единственная 500-мильная гонка в Поконо, так как обе гонки серии NASCAR Sprint Cup на этой трассе с 2012 года сократили до 400 миль.

Интересные факты

• Улицы города Лонг Понд, где находится трасса Поконо, названы в честь знаменитых гонщиков: Эл Анзер Роуд, Донохью Драйв, Бобби Анзер Роуд, Андретти Драйв, и Андретти Роуд — улица, которая ведёт на трассу.
• В NASCAR Sprint Cup это единственный овал, где пилоты переключают передачи. Некоторые пилоты считают, что это, скорее, дорожная трасса с тремя поворотами, а не овал. Кто-то называет Поконо «roval» — от «road course» (дорожная трасса) и «oval».
• Все объекты трассы работают на солнечной энергии.

Расписание

Суббота, 20 августа
18:00- 19:30 – первая сессия свободных заездов
20:30 - квалификация
00:00-00:30 - заключительная сессия свободных заездов

Воскресенье 21 августа
22:09 Старт гонки (500 миль/200 кругов)

На территории России в прямом эфире гонку покажет телеканал «Матч! Арена». Начало трансляции в 22:00.

*Указано московское время

Владимир Башмаков специально для AUTOSPORT.com.ru

Положение в личном зачете
Поз.ПилотОчки
1. Симон Пажно484
2. Уилл Пауэр426
3. Элио Кастроневеc373
4. Джозеф Ньюгарден364
5. Скотт Диксон357
6. Тони Канаан357
7. Джеймс Хинчклифф329
8. Карлос Муньос328
9. Грэм Рейхол324
10. Чарли Кимбол318
11. Александр Росси316
12. Хуан-Пабло Монтойя299
13. Райан Хантер-Рей294
14. Себастьян Бурдэ283
15. Такума Сато257
16. Михаил Алёшин243
17. Конор Дэли240
18. Марко Андретти237
19. Макс Чилтон187
20. Джек Хоксуорт162
21. Спенсер Пигот134
22. Габби Чавес105
23. Джей-Ар Хильдебранд84
24. Ориоль Сервия72
25. Лука Филиппи61
26. Таундсенд Белл55
27. Эд Карпентер45
28. Мэтт Брэбэм37
29. Алекс Тальяни35
30. Пиппа Манн33
31. Сейдж Кэрам22
32. Брайан Клаусон21
33. Стефан Уилсон14
34. Бадди Лазье12
35. Ар Си Энерсон11
Комментарии для сайта Cackle