В преддверии Гран При Уоткинс-Глена

1 сентября 2016 в 10:18
Фото: LAT Photographic

Сезон 2016 года серии IndyCar выходит на финишную прямую. До окончания чемпионата осталось всего две гонки. Обе пройдут в сентябре на дорожных трассах. Ближайшая – в это воскресенье на трассе Уоткинс-Глен, расположенной в штате Нью-Йорк, куда IndyCar приедет впервые с 2010 года.

Хотя математически на титул претендуют ещё девять пилотов, что во многом стало возможно благодаря двойным очкам, которые будут разыграны в финальной гонке сезона в Сономе, реальных претендентов на титул по сути двое – Симон Пажно и Уилл Пауэр, которых разделяет 28 очков. Оба очень сильны на дорожных трассах, как и команда Penske за которую они выступают. У Пажно есть достаточно комфортный запас, но опять же, учитывая двойные очки, в финальной гонке, случится может многое.

Трасса

Протяжённость: 5,424 км
Число поворотов: 11
Покрытие: асфальт
Дистанция: 60 кругов, 325,409 км
Квалификационный рекорд: 1:28.1322 (2009 – Райан Бриско, Penske Racing, Dallara-Honda)
Давление в турбине: 150 кПа (165 кПа при использовании кнопки «push-to-pass» — доступно 10 нажатий по 20 секунд каждое, без задержки)

Трассу Уоткинс-Глен часто называют североамериканской меккой гонок на дорожных трассах. И действительно, у этого автодрома богатейшая история и большой послужной список с точки зрения чемпионатов, которые она принимала и принимает.

Двадцать раз, с 1961 по 1980 год, тут проходил Гран При США Формулы 1. Кроме этого в разные годы здесь состоялись этапы IndyCar, Чемпионата Мира Спорткаров, Формулы 5000, IROC, серий Trans-Am, Can-Am и Grand-Am.

Сейчас здесь проходит одна из двух гонок на дорожных трассах серии NASCAR Sprint Cup, а также этап Объединённого чемпионата спорткаров IMSA. И это только самые важные события, которые в разные годы видели болельщики на трибунах легендарной трассы в штате Нью-Йорк.

Трасса в Уоткинс-Глен скоростная. Она изобилует быстрыми поворотами. Здесь есть несколько вариантов конфигурации, которая менялась с момента открытия автодрома. IndyCar, как и в прошлом, будет использовать полную версию трассы.

На трассе Уоткинс-Глен большие перепады высот.

В этом году покрытие автодрома полностью поменяли, положив новый асфальт, с высоким уровнем сцепления. И таким образом с траектории исчезли бетонные вставки.

Трасса стала очень скоростной, что подтвердилось на нескольких сериях тестов, которые прошли в этом году. Все повороты, кроме девятого, пилоты будут проходить не ниже, чем на третьей передаче. При этом легендарные «эски», второй и третий повороты, будут проходиться на пятой, а шикана «автобусная остановка» на четвёртой.

Обгонять в таких условиях будет непросто, и, скорее всего, обгоны будут происходить на прямых, когда кто-то из пилотов более удачно будет выходить из последнего поворота или эсок.

Учитывая высокие скорости в поворотах и хороший уровень держака, а также отсутствие усилителя руля на машинах IndyCar, не вызывает сомнений то, что предстоящая гонка будет изнуряющей с точки зрения физических нагрузок. Пилоты говорили об этом после тестов. У гонщиков, конечно, будет возможность отдохнуть на двух длинных прямых, но в остальном будут сплошь повороты на высокой скорости.

Изначально в календаре этого года Уоткинс-Глена не было. Этой гонкой удалось достаточно быстро заменить отменившийся этап на городской трассе в Бостоне.

Но трасса Уоткинс-Глен, где последний раз гонка IndyCar прошла в 2010 году, и возвращение на которую планировалось уже несколько лет, возвращается надолго, а не просто в качестве замены. На прошлой неделе было объявлено о продлении контракта с трассой на 2017 и 2018 годы.

Стратегия, настройки и шины

Перед началом уик-энда в Уоткинс-Глене много неизвестных. Хочется сказать, что чуть меньше их у команд, которые работали тут на тестах, но, как мы уже знаем по опыту той же Роуд Америки, иногда условия на тестах и во время гоночного уик-энда сильно отличаются, и настройки приходится серьёзно «перекручивать».

Но одно можно сказать точно – в распоряжении гонщиков будет восемь комплектов более жёстких шин и три более мягкой резины. Какая резина тут будет предпочтительнее, пока что сказать сложно. В Мид-Огайо это были мягкие шины, и тут они будут давать хорошую скорость в поворотах, но весь вопрос в том, какой состав компания Firestone выбрала для этого автодрома.

Впрочем, новый асфальт обычно относится к резине более бережно, даже при такой скорости в поворотах. Например, на Роуд Америке резина по большей части изнашивалась в «карусели», где было старое покрытие.

Напомним, что на дорожных и городских трассах в IndyCar есть жёсткие шины и мягкие, с красными ободками. При этом составы мягких и жёстких шин отличаются от трассы к трассе. Во время гонки каждый пилот обязан использовать каждый из составов как минимум на протяжении двух кругов, и, как минимум, один из них должен быть пройден под зелёных флагом.

Делать какие-то прогнозы по топливу сейчас сложно, открытых данных от команд с тестов нет, а последний раз гонка серии IndyCar тут проходила в 2010 году, на машинах и моторах прошлого поколения и на старом покрытии.

Если говорить о настройках, то команды будут ставить высокий уровень прижимной силы под скоростные повороты, что также позволит экономить резину за счёт меньшего скольжения в поворотах, но под две длинные прямые, наверняка, будет сделан небольшой компромисс, по крайней мере в гонке.

Подвеску тут можно настраивать достаточно жёстко и низко, так как покрытие новое и кочек нет. Это также позволит получить больше прижимной силы от днища.

Расклад сил

Скотт Диксон трижды побеждал в Уоткинс-Глене
Скотт Диксон трижды побеждал в Уоткинс-Глене

Нет сомнений в том, что в Уоткинс-Глене будут сильны пилоты Penske. В этом году они всегда демонстрировали высокую скорость на дорожных трассах. Внутрикомандное соперничество обещает быть жарким.

Среди их главных конкурентов будет Грэм Рейхол, а также гонщики Ganassi и, скорее всего, SPM. Грэм Рейхол, Тони Канаан и Скотт Диксон в этом году были быстры практически на всех дорожных трассах.

При этом Диксону, который был очень быстр и на Роуд Америке, и в Мид-Огайо, не везло. Но у новозеландца очень хорошая статистика в Уоткинс-Глене. В шести стартах на этой трассе он одержал три победы и в общей сложности четыре гонки закончил в топ-5.

Из других действующих гонщиков прежде здесь побеждали только двое – по одному разу Райан Хантер-Рей и Уилл Пауэр, который выиграл на данный момент последнюю гонку на этой трассе в 2010 году. Всего из действующих пилотов в Уоткинс-Глене выступали восемь. Кроме тех, кто здесь побеждали, это Марко Андретти, Элио Кастроневес, Тони Канаан, Грэм Рейхол и Такума Сато.

Михаил Алёшин раньше на этой трассе не выступал, но участвовал в тестах в этом году. Россиянин едва не выиграл предыдущую дорожную гонку в Мид-Огайо, лидировав наибольшее число кругов.

В этот уик-энд многое будет зависеть от того, удастся ли команде найти хорошие настройки, удачно провести квалификацию, а также выработать удачную стратегию. А также от того, насколько конкурентоспособной тут будет Honda. Слагаемых конечно много, и задача команды в том, чтобы на этот раз всё удалось.

История

Впервые гонки в Уоткинс-Глене прошли в 1948 году, на трассе протяжённостью 10,6 км, проложенной по дорогам общественного пользования. Их инициатором был Камерон Аргетсингер, у которого рядом был расположен летний дом.

Часть трассы пересекала город, и зрители во время соревнований находились прямо на тротуарах. В 1952 автомобиль Фреда Вэккера вылетел с трассы, в результате чего погиб семилетний Фрэнк Фазари и ещё несколько зрителей получили травмы.

Трасса была изменена, стала проходить к юго-западу от города, но по-прежнему по общественным дорогам. Первая стационарная версия трассы Уоткинс-Глен была построена в 1956 году, а современную конфигурацию автодром приобрёл в 1971.

С 1961 по 1980 год тут проходил Гран При США Формулы 1, но трасса обанкротилась. Спасена она была в 1983, когда её купили компании Corning Enterprises и International Speedway Corporation, принадлежащая семье Франсов, владеющих NASCAR.

Впервые в календаре IndyCar эта трасса появилась в 1979 году, в год первого раскола чемпионата. Инаугурационную гонку выиграл Бобби Анзер, ранее уже отмечавшийся успехами на дорожных автодромах.

При том, что именно в период CART в начале 80-х в календаре IndyCar появились дорожные трассы Лагуна Сека, Роуд Америка, Мид-Огайо и Портленд, остававшиеся в календаре несколько десятилетий, в 1979 году «Глен» был единственной дорожной трассой в расписании.

IndyCar продолжил приезжать на трассу в штате Нью-Йорк в последующие две года, в 80-м гонку вновь выиграл Бобби Анзер, а в 81-м Рик Мирс. После банкротства и покупки трассы семьёй Франсов IndyCar не приезжал сюда несколько десятилетий. В это время автодром занял прочное место в календаре серии NASCAR Sprint Cup.

IndyCar вернулся в Уоткинс-Глен в 2005 году, в период второго раскола чемпионата. Это был тот самый сезон, когда в календаре до этого года полностью «овальной» серии IRL появились городские и дорожные трассы. После объединения серии в 2008 году трасса осталась в календаре. Первые три гонки здесь выиграл Скотт Диксон. Затем, в 2008 и 2009 годах, свои дебютные победы одержали Райан Хантер-Рей и Джастин Уилсон.

В 2010 году гонку выиграл Уилл Пауэр. Не смотря на то, что гонщики любили эту дорожную трассу в штате Нью-Йорк, в последние годы на гонку приходило мало зрителей, и после 2010 года она потеряла место в календаре IndyCar.

Первые серьёзные слухи о возможном возвращении «Глена» в календарь появились в 2012 году, но тогда им не суждено было сбыться. Слухи продолжались и потом, и в этом году, когда отменился городской этап в Бостоне, руководство IndyCar в спешном порядке стало искать замену, и гонка на Уоткинс-Глен сразу оказалась в числе фаворитов. В этом году этап пройдёт вместе с заездами американского клуба Ferrari.

Победители гонок в Уоткинс-Глен

1979 – Бобби Анзер – Penske Racing – Penske/Cosworth
1980 – Бобби Анзер – Penske Racing – Penske/Cosworth
1981 – Рик Мирс – Penske Racing – Penske/Cosworth
2005 – Скотт Диксон – Ganassi Racing - Panoz G-Force/Toyota
2006 – Скотт Диксон – Ganassi Racing - Panoz G-Force/Toyota
2007 – Скотт Диксон – Ganassi Racing – Dallara/Honda
2008 – Райан Хантер-Рей – Rahal Letterman Racing – Dallara/Honda
2009 – Джастин Уилсон – Dale Coyne Racing – Dallara/Honda
2010 – Уилл Пауэр – Penske Racing – Dallara/Honda

Круг по трассе

Расписание

Пятница, 02 сентября
18:00 - 18:45 – первая сессия свободных заездов
22:30 - 00:30– вторая сессия свободных заездов

Суббота, 03 сентября
18:00 - 18:45 – третья сессия свободных заездов
22:00 - квалификация

Воскресенье, 04 сентября
17:30 – 18:00 – разогрев
21:37 Старт гонки (60 кругов/325.409 км)

На территории России в прямом эфире гонку покажет телеканал «Матч! Арена». Начало трансляции в 21:25.

*Указано московское время

Положение в личном зачете
Поз.ПилотОчки
1. Симон Пажно529
2. Уилл Пауэр501
3. Тони Канаан416
4. Элио Кастроневеc415
5. Джозеф Ньюгарден406
6. Скотт Диксон397
7. Грэм Рейхол394
8. Джеймс Хинчклифф392
9. Карлос Муньос382
10. Чарли Кимбол361
11. Райан Хантер-Рей348
12. Александр Росси346
13. Хуан-Пабло Монтойя345
14. Себастьян Бурдэ334
15. Михаил Алёшин301
16. Такума Сато275
17. Марко Андретти273
18. Конор Дэли263
19. Макс Чилтон219
20. Джек Хоксуорт191
21. Спенсер Пигот134
22. Габби Чавес121
23. Джей-Ар Хильдебранд84
24. Ориоль Сервия72
25. Эд Карпентер67
26. Лука Филиппи61
27. Таундсенд Белл55
28. Пиппа Манн46
29. Мэтт Брэбэм37
30. Алекс Тальяни35
31. Сейдж Кэрам22
32. Брайан Клаусон21
33. Стефан Уилсон14
34. Бадди Лазье12
35. Ар Си Энерсон11

Владимир Башмаков специально для AUTOSPORT.com.ru

Комментарии для сайта Cackle