50 лет назад пилоты IndyCar и Формулы 1 сразились в Японии
Пятьдесят лет назад, 9 октября 1966 года, в Японии состоялось уникальное событие, о котором сейчас известно не так и много. Звёзды IndyCar и Формулы 1 сошлись в бою за рулём автомобилей серии IndyCar на японской трассе Фудзи. Фактически это была внезачётная гонка чемпионата IndyCar.
Среди участников внезачётной гонки были Марио Андретти, Джим Кларк, Джеки Стюарт, Грэм Хилл и Бобби Анзер.
По итогам гонки победу одержал Джеки Стюарт, Бобби Анзер финишировал вторым, в то время как Джим Кларк и Марио Андретти сошли из-за технических проблем. И у Кларка, и у Андретти сломались моторы.
«Это была хорошая трасса, ровная и быстрая, но большая часть команд не была готова к соревнованиям на дорожных трассах», - сказал Бобби Анзер, вспоминая о той гонке, дистанция которой насчитывала 80 кругов.
Внезачётная гонка прошла между этапом IndyCar на легендарном овале в Трентоне и гонкой на грунтовом овале в Сакраменто. Стоит отметить, что большую часть 60-х гонки на дорожных трассах в IndyCar были редкостью.
«Это была неравная борьба, потому что у Грэма Хилла и Стюарта были машины с четырёхступенчатыми коробками передач, в то время как у других было только по две передачи», - отметил Бобби Анзер.
Японские организаторы оплатили расходы по перевозке груза всем командам, на гонку было заявлено 32 автомобиля. Призовой фонд по тем временам был внушительным – 52 400 долларов. На трибунах собралось примерно 60 000 человек.
Среди машин было восемь шасси марки Gerhardts, пять Lola, четыре Huffaker, по две машины марок Eagle, Vollstedt, Lotus, BRP и по одному шасси Eisert, Cecil, Blum, Epperly, Shrike, Watson и Hawk.
И только на двух были четырёхступенчатые коробки передач. Это были машины Джона Мекома, выставленные для Грэма Хилла и Джеки Стюарта.
«Почему-то никому не хватило мозгов подумать о коробках передач и передаточных числах, и я готов поспорить, что многие из пилотов никогда не переключали передачи, - сказал Бобби Анзер. – Машина Гордона Джонкока была заточена под овалы, и он испытывал серьёзные проблемы в двух затяжных правых поворотах.
Он был моим напарником по команде и оставил мне шасси Eagle, которое было гораздо лучше».
Кроме коробок передач, мало кто подумал и о запасных моторах. Эл Анзер, Арт Поллард, Дик Эткинс, Боб Харки, Уолли Далленбах, Рик Мюзер, Боб Уэнт, Гордон Джонкок, Джим Кларк и Марио Андретти столкнулись с техническими проблемами. Моторы на их машинах сгорели во время тренировки и квалификации, и на старт они не вышли.
Стюарт, который в 1966 году лидировал в Инди 500 перед тем, как за 10 кругов до конца на его машине возникли проблемы с давлением масла, завоевал поул-позицию, а победитель Инди 500 Грэм Хилл расположился вместе с ним на первом ряду.
Сэр Джеки Стюарт лидировал первые 59 кругов, но уступил Билли Фостеру в сражении за первое место. Затем на машине Фостера сломалась приводная шестерня.
Джеки Стюарт одержал победу с преимуществом в 56 секунд над Бобби Анзером и на три круга опередил финишировавшего третьим Арни Кнеппера. Гонку закончили 11 из стартовавших 24 пилотов.
«Будь у меня на одну передачу больше, я бы с лёгкостью мог выиграть, – отметил Анзер. – Также, насколько я помню, на последнем круге у меня закончилось топливо. Это была наша первая гонка на дорожной трассе (в те годы – прим.), и это было весело, но тогда и представить никто не мог, сколько их будет сейчас».
Владимир Башмаков специально для АВТОСПОРТ.com.ru