Анализ: Должен ли был оператор помочь Анастасии Нифонтовой?

16 января 2017 в 10:39
Фото: Max Rise Group

Темой последних дней ралли-рейда «Дакар» в российском автоспортивном сообществе стал видеоролик, снятый одним из французских телеканалов, который вызвал настоящую бурю эмоций, если не сказать скандал. АВТОСПОРТ.com.ru решил разобраться в ситуации.

Очередной репортаж телеканала Francetvsport рассказывал о борьбе среди мотогонщиков. Изображение с вертолёта сменяет картинка, которую снимает оператор, находящийся на земле. Мотоцикл под номером 59 лежит поперёк дороги, рядом с ним стоит человек в шлеме и гоночном комбинезоне. На спине написана фамилия: Nifontova.

Российская мотогонщица Анастасия Нифонтова попала в трудную ситуацию. Она пытается поднять тяжеленный мотоцикл, но сил не хватает. Она что-то кричит и машет рукой оператору. Тот молча продолжает съёмку, фиксируя на камеру сражающуюся с непокорным мотоциклом гонщицу, а также проносящихся мимо соперников.

Один, второй, третий… Но вот очередной участник на мотоцикле под номером 154 – это выступающий на KTM француз Грегори Морат – помогает Насте поднять её Husqvarna FR 450 Rally, она садится в седло и продолжает прохождение этапа.

На видео один из тысяч моментов, отлично характеризующих то, насколько сложен южноамериканский марафон. Однако после его публикации соцсети взорвались комментариями, в которых какими только бранными словами не обзывали французского видеооператора. Их большую часть мы даже не можем привести в этой статье…

Единичные комментарии тех, кто что-то понимает в правилах проведения ралли-рейдов, утонули в волне негатива. Но давайте же разберемся, не давая при этом своих оценок, должен ли был оператор помочь Анастасии Нифонтовой? Имел ли он право это сделать? Не навредил бы он себе и ей этой посторонней помощью?

Что говорят правила?

Коллаж Александр Лесников
Коллаж Александр Лесников

Как и в любом другом виде авто- и мотоспорта, в ралли-рейдах существует свод своих правил, определяющих, что можно и чего нельзя. Для журналистов организаторы Ралли "Дакар" выпускают специальные правила, в соответствии с которыми осуществляется аккредитация представителей СМИ, их работа, а также в них указаны ограничения и запреты.

Приведём переведённую на русский язык выдержку из правил для прессы:

п.VII. Помощь участникам

Строжайше запрещается перевозить оборудование, предназначенное для участников, или помогать участникам (смотри пункты с 31P1 по 31P4 правил для автомобилей и грузовиков, а также пункт 27P правил для мотогонщиков и квадроциклистов).

Однако экипаж "пресс-кара" обязан оказать помощь участнику в случае проблематичности или невозможности покинуть трассу, но только в том случае, если позиция участника наносит угрозу успешному проведению гонки. В двух указанных случаях и до начала каких-либо действий экипаж "пресс-кара" должен обратиться к PCO [в штаб гонки]. Связаться с ним необходимо при помощи собственного спутникового телефона по номеру +33 1 41 33 02 10.

Человеку, имеющему аккредитацию на время гонки, не разрешается каким-либо образом помогать участнику гонки: перевозить запасные части, передавать топливо, транспортировать элементы бивуака, помогать при возникновении механических проблем и так далее.

В подобных случаях этот человек может быть исключён из гонки и стать причиной исключения причастного к этому участника. Несоблюдение данных правил в любом случае может привести к исключению "пресс-кара" и всего экипажа.

Для полного комплекта приведём также пункт 27P правил для мотогонщиков и квадроциклистов – коль скоро на них идёт ссылка в пункте VII правил для прессы:

п.27P4: Штрафные санкции за запрещённый сервис

Помощь и буксировка без штрафных санкций разрешены только силами мотогонщика / участника, заявленного и по-прежнему соревнующегося в зачётах мотоциклов, квадроциклов, внедорожников и грузовиков. В любом другом случае гонщик будет дисквалифицирован.

Если следовать букве правил, то видеооператор мог помочь Насте в следующих случаях:

– если ей или её здоровью угрожала реальная опасность (скажем, мотоцикл упал на неё и придавил)

– если её мотоцикл мешал проезду других участников (заблокировал бы трассу в узком месте дистанции)

И это всё! В данной же ситуации гонщица стояла на своих ногах, а другие участники без проблем объезжали её – хотя и могли бы остановиться для оказания помощи. Но это уже другой вопрос…

Некоторые болельщики считают, что оператор мог выключить камеру, помочь поднять мотоцикл гонщице и после этого продолжить съёмку. Но в этом случае достаточно одного протеста со стороны кого-то из соперников и оба – оператор и Анастасия – запросто могли быть сняты с гонки за постороннюю помощь. При этом сотрудник СМИ в дальнейшем мог лишиться возможности получить аккредитацию на "Дакар".

Что говорит Анастасия Нифонтова?

Фото Max Rise Group
Фото Max Rise Group

Ралли «Дакар» 2017 года завершено. Основная героиня нашего рассказа ещё не вернулась в Москву, поэтому наш разговор шёл по телефону. Итак, прямая речь…

«В соответствии с регламентом и своей профессией, оператор поступил так, как должен был поступить. Потому что он должен снимать всё, что бы ни происходило – даже если человека разрывает на части, он должен это запротоколировать. И не его забота заниматься "спасением утопающих". Поэтому с этой точки зрения всё в рамках.

По регламенту помощь сторонних лиц – не важно, будь это местные жители, операторы или ещё кто-то – запрещена. Помогать друг другу в гонке могут только другие участники.

Но, опять же, всё очень условно. Ситуации, когда толпы местных жителей переворачивают автомобиль, ставят обратно на колёса и он едет дальше – в этом нет ничего такого. Никаких штрафов за это не вменяют, все понимают такие ситуации.

Фото Max Rise Group
Фото Max Rise Group

Что касается ситуации со мной, то я, если честно, надеялась, что в операторе проснётся джентльмен (смеётся). Я ему честно попозировала какое-то время с мотоциклом, подержала его, попробовала поднимать… Думала, что он сейчас снимет трагический сюжет, потом подойдёт и поможет, ну а дальше продолжит снимать. Но нет – он снимал до последнего и делал вид, что не видит моих просьб о помощи.

На самом деле у меня, естественно, нет никаких претензий к нему. Каждый поступал так, как должен был. Я ехала на гонку и прекрасно понимала, что это такое. Этот эпизод – один из миллиона. Люди друг другу всегда помогают, и мне много раз помогали, я кому-то когда-то помогала. Ничего необычного в этом нет. Необычным было то, что здесь был оператор, который всё это снял.

Я даже была несколько удивлена, что вокруг этой ситуации возникла такая шумиха. Это, как говорится, обычный рабочий момент.
Претензии к соперникам, которые проехали мимо? Здесь надо принимать во внимание, что это был 11-й этап – предпоследний. Все уже устали настолько…

В любой другой ситуации я бы без проблем сама подняла мотоцикл и поехала дальше. Ничего сверхъестественного в этом нет. А тут сыграло свою роль то, что все были измотаны морально и физически. Это был песчаный отрезок трассы с подъёмом, очень тяжёлый. Те, кто ездят на мотоцикле, знают, что по песку надо либо ехать быстро, либо не ехать вообще. Потому что ехать медленно по песку на мотоцикле невозможно.

Соперники перед подъёмом сильно разгонялись и когда видели меня, просто не закрывали газ, потому что понимали – они завязнут здесь в песке и будут долго откапываться, а сил уже нет. Я их не оправдываю, просто в какой-то момент они сделали выбор в свою пользу и проехали мимо.

Огромное спасибо Грегори, который остановился. Рано или поздно кто-нибудь остановился бы – в гонке всегда так бывает. Люди помогают друг другу!»

Фото Max Rise Group
Фото Max Rise Group

Что говорит история?

Ситуации с посторонней помощью и незаконным сервисным обслуживанием или посторонней помощью в авто- и мотоспорте возникали не один раз. Приведём несколько примеров из мира ралли-рейдов.

Ралли "Дакар" 1991 года. Жером Ривьер

Фото Lada Poch
Фото Lada Poch

Команда Lada Poch, выступавшая на прототипах Lada Samara T3, была представлена тремя экипажами. За рулём автомобилей были Патрик Тамбэ, Юбер Ориоль и Жером Ривьер. И именно последний попался на незаконном обслуживании – его автомобиль "спалили" рядом с грузовиком-техничкой.

И всё бы ничего, но к этому моменту гонки этот грузовик уже числился в сошедших, и помощь со стороны членов команды, ехавших на этом автомобиле, считалась посторонней.

Организаторы были неумолимы – экипаж Ривьера был тут же снят с гонки.

Ралли "Дакар" 2010 года. Марк Кома

Фото KTM
Фото KTM

В пятницу 8 января мотогонщики Сириль Депре и Давид Фретинье сообщили организаторам гонки, что занимающий второе место в зачёте мотоциклов Марк Кома вышел на старт второй части этапа с новым задним колесом. Депре попросил операторов французского телевидения заснять крупным планом заднее колесо мотоцикла испанца, которые впоследствии передали запись судьям.

Проанализировав видеозапись и маршрут, который Марк преодолел по ходу злосчастного дня, организаторы собрали доказательства, что гонщик KTM укрылся за одним из домов в районе проведения этапа и заменил колесо.

Судьи признали пилота виновным в получении нелегальной помощи и наказали его шестичасовой пенализацией. В результате с четвёртого места он скатился на 24 позицию.

За оставшиеся дни Кома отыграл несколько позиций и завершил гонку на 15 месте.

Ралли "Дакар" 2016 года. Стефан Петрансель

Фото Peugeot Sport
Фото Peugeot Sport

На восьмом спецучастке гонки легендарный гонщик Peugeot осуществил дозаправку своей багги. Однако у соперников из команды X-raid возникли сомнения в том, что он сделал это в разрешённом месте. Организаторы начали проверку, чтобы удостовериться, насколько корректными были действия французского коллектива, и не было ли это незаконным сервисным обслуживанием.

Стефан начал этап с меньшим количеством топлива, чем было у соперников. А в зоне нейтрализации произвёл дозаправку, что позволило ему добраться до финиша этапа и сохранить лидерство в гонке. Его соперники Нассер Аль-Аттия, Карлос Сайнс и Себастьен Лёб вынуждены были сбросить скорость, чтобы сохранить топливо до финиша этапа.

На следующий день было официально признано – в Peugeot всё сделали правильно и никого наказывать не будут. В результате Стефан одержал победу. Однако руководство X-raid не устроило это решение, и они подали протест на результаты гонки, которые даже после финиша "Дакара" остались предварительными…

Ралли "Дакар" 2017 года. Гонщики Honda

Самый свежий пример наказания за незаконное сервисное обслуживание произошел во время только-только закончившегося ралли-марафона: сразу шесть(!) гонщиков, выступавших на мотоциклах марки Honda, получили пенализацию за дозаправку в запрещённом для этого месте.

Штраф размером в один час получили Хуан Барреда, Микаэль Метж, Пауло Гонсалвеш, Рики Брабек, Франко Кайми и Педро Бьянки Прата. Пенализация стоила испанскому гонщику команды Monster Energy Honda Team победы в мотозачёте…

Honda
Honda

Алексей Сергеев специально для АВТОСПОРТ.com.ru

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle