Фото: Instagram Таисии Штаневой

Большое интервью: Таисия Штанева о том, как оставаться людьми в дюнах и грязи

23 августа 2017 в 10:49

В числе главных героев ралли-рейда «Шелковый путь», который прошел в июле по территории России, Казахстана и Китая, были и представительницы команды Suprotec Racing Мария Опарина и Таисия Штанева, выступавшие на багги Т3 и одержавшие победу в женском зачете.

Через что пришлось пройти отважным девушкам за две недели изнурительной гонки? Как оставаться людьми в дюнах и грязи, кто стирает комбинезоны, и что делать, если «переговорка» сломалась, в эксклюзивном интервью AUTOSPORT.com.ru рассказывает штурман экипажа Таисия…

Поздравляем с тем, что вы преодолели столь протяжённую гонку, как «Шелковый путь». Расскажите, что для вас было самым сложным…

Таисия Штанева: Спасибо за поздравление! Самым сложным был, наверное, момент, когда мы подумали, что не сможем закончить один из этапов. Что уступим время и позиции нашим соперникам. Мы очень быстро ехали в дюнах и машину занесло – мы перевернулись и легли на бок. Конечно, мы с Марией сами не смогли бы её поставить на четыре колеса, поскольку вес автомобиля составляет более тонны.

До финиша оставался всего день, и поэтому были опасения, что мы сдадим позиции, за которые каждый день боролись. Хотя мы знали, что у нас большое преимущество – больше восьми часов – мы каждый день следили за отрывом. Так что, пожалуй, это было самое страшное – не сам переворот, а эмоции, когда мы вышли и посмотрели на машину. Это произошло далеко в дюнах, за 23 километра до финиша.

Спасибо огромное австралийскому экипажу, который спас нас. Они ехали за нами и оказались на месте примерно через 40 минут. Мы подготовились: подкопали яму, чтобы колеса не разбортировались, растянули трос. Поэтому у них это отняло буквально пару минут. Они ехали по сложному участку, когда нас увидели, поэтому правильно «выставили» свою машину, чтобы самим не «закопаться». Они быстро поставили нас на четыре колеса, есть даже видео, которое я снимала на айфон.

Продолжаете общаться с ними после этого?

Таисия Штанева: (смеется) Когда мы финишировали, они стояли, подкачивали колеса, и мы с Машей подбежали к ним, чтобы обняться, поблагодарить. Они сказали: «Девчонки, да у нас даже мыслей не было проехать мимо!». Я видела потом у них в Instagram наше видео с подписью, что они помогли женскому экипажу и очень этому рады.

Первые этапы получились на редкость грязными. Вам когда-нибудь приходилось раньше выступать в таких условиях?

Таисия Штанева: Да, за неделю до «Шёлкового пути» я проехала гонку на квадроцикле, и там была аналогичная ситуация. Можно сказать, что грязи было еще больше. Я даже ехала без очков, потому что было невозможно так часто вытирать грязь. В общем, я была к этому готова, но не думала, что это будет продолжаться три дня!

Мы чувствовали себя нормально – конечно, это сложно, неприятно, грязно, мы были, как два чертенка! Но было очень жалко технику, так как налипала грязь, машина сильно «проседала», а еще нас затащило в промоину. Тогда мы тоже боялись потерять позиции, но знали, что позади много экипажей и нас кто-нибудь вытащит. Тогда нам помог экипаж команды «ГАЗ», за что им большое спасибо. Они ни секунды не сомневались и сразу остановились, начали помогать, дали нам трос, хотя могли бы не давать и проехать мимо. Наши соперники оказались очень хорошими людьми.

Что можете сказать о соперниках в вашем классе?
Таисия Штанева: Между нами была взаимовыручка. Если кто-то останавливался на трассе, мы подъезжали и спрашивали, нужна ли помощь, все ли хорошо. Прежде всего, на первом месте была открытость и человеческое отношение друг к другу. Мы знали, что если вдруг возникнет какая-то проблема, то соперники всегда остановятся и не бросят нас.

Расскажите о решении вашего экипажа ехать без лобового стекла. Мария говорила, что это тщательно обдуманное решение. Какие преимущества и недостатки оно дает?

Таисия Штанева: Это только преимущество. Да, залипала маска, мы ничего не видели, но по технике безопасности её нельзя было снимать. Мы протирали её прочитанными листками из «легенды», поскольку влажные салфетки закончились моментально. Наши соперники, у которых были лобовые стекла, ехали с открытыми дверями, и штурман выглядывал, куда ехать, то есть они вообще ничего не видели. В другом экипаже, который мы встретили, пилот открыл дверь и смотрел на дорогу! Дворники ломались очень быстро, и ничего не было видно. Грязь было трудно даже с маски содрать, а не то что с лобового стекла!

Какая самая серьезная поломка произошла у вас по ходу ралли-рейда?

Таисия Штанева: Серьезных поломок как таковых не было. В первый день полетел какой-то датчик, и двигатель переключился в аварийный режим. Если честно, не могу сказать, что именно за датчик. Но так мы проехали почти весь день – около 160 километров мы ехали на скорости 40 км/ч. Были опасения по поводу того, как мы поедем дальше, но на бивуаке механики устранили неполадку, и дальше мы поехали нормально. В предпоследний день у нас была череда поломок – не таких значительных, но из-за них мы существенно потеряли время.

Сначала мы «закопались» на дюне – два часа пытались выкопать машину и поняли, что сами не справимся. Нам помог китайский экипаж. При этом, пытаясь подъехать к нам, они сами застряли. Они не оставили нас, хотя собирались проехать в объезд. Я им так махала с дюны, просила о помощи, что они, решив нам помочь, выбрали сложную траекторию, застряли и просто подошли к нашей машине, подняли её сзади, чтобы мы смогли съехать с этой дюны.

На этом было потеряно два часа – довольно много. Затем на дюне порвался ремень вариатора, который мы быстро – минут за десять – поменяли. В дальнейшем был переворот – опять же на дюне. Это был сложный день для нас, мы не уложились в норматив. Мы успели до закрытия финиша и получили пенализацию в два часа.

А вы сколько вообще спали?

Таисия Штанева: Один раз я не спала сутки. Если не ошибаюсь, это было в Казахстане, когда бивуак был разбит на аэродроме. Мы приехали около 12 часов ночи, мне дали «легенду» на следующий спецучасток длиной 484 км с большими изменениями.

Чтобы переписать все, потребовалось примерно четыре часа. К тому же предыдущий спецучасток был очень грязным, поэтому когда я закончила, решила привести в порядок наши шлемы и HANS. На это ушло много времени, так как грязь было очень тяжело смыть, она буквально въелась.

И как вы себя «ловили» на следующий день? Употребляли какие-то энергетики?

Таисия Штанева: На самом деле хватило воды с тоником. На «Шелковом пути» у меня был максимальной сосредоточенный настрой, и в гонке я ни о чем не думала – в том числе о сне. Главным для меня было хорошо сделать свою работу, чтобы мы ехали безопасно, поскольку если штурман ошибется, то можно и вылететь с трассы. У нас, кстати, накануне этой бессонной ночи сломалась «переговорка». Мы придумали свой язык жестов и проехали так два дня: 500 км и следующие 300 км я все продиктовывала Маше руками. Самое интересное, что мы проехали без ошибок и показали хорошее время.

#Блондинкирулят!!! Не забывайте про конкурс. В период с 7 по 22 июля размещайте свои фотографии и видео в Instagram с хэштегами #яболеюзаблондинок #МашаОпарина и выиграйте приз от Марии Опариной и Таисии Штаневой. Итоги подведем по возвращению девчонок с гонки. Посты обязательно должны быть связаны с миром ралли-рейдов. Болеем за наших! #silkwayrally2017 #раллирейды #ралли #чемпионатроссии #rallyraid #конкурс #rally #ssv #utv #maverick #maverikx3 #brp #canam #canamoffroad #bombardier #квадроцикл #like #likeforlike #offroad #atv #гонки #cars #автоспорт #автогонки #спорт #sport #suprotecracing

Публикация от Maria Oparina 🌻🌻🌻 (@arbmashok)

Как оцениваете составление дорожной карты?
Таисия Штанева: Очень понравилось! В некоторые дни были ловушки с курсами. Правда, я немного проглядела одну позицию: мы ушли на один километр по другому курсу. Когда стало понятно, что едем не туда, развернулись и быстро сориентировались. Ловушка заключалась в том, что было незначительное расхождение по курсу – всего лишь 20 градусов, а это очень мало. Дорога постепенно ушла в горы, так называемые каменные дюны. Но такого, чтобы не найти дорогу, у нас не было.

Как вас встречали болельщики?

Таисия Штанева: Очень тепло. В России Машу уже ждали. Со мной болельщики встретились первый раз. Желали нам, конечно, победы и в первую очередь финиша. В Казахстане многие приходили к нам с подарками, разными поделками.

Какой подарок был самым интересным?
Таисия Штанева: Самый интересный подарок был от Игоря Козлова, занимавшегося организацией на бивуаке. Он сделал табличку с надписью Suprotec Racing, и уже в Китае подошел ко мне на одном из бивуаков и сказал, что провез её через три страны, чтобы вручить здесь. Честно говоря, это было очень приятно и неожиданно. Понравились подарки от детей, школьников – рисунки с машинами.

А сколько у вас было комплектов комбинезонов. Очевидно, что если постирать один, то за ночь он не высохнет…
Таисия Штанева: У меня было два и один для подиума – так скажем, праздничный. Два комбинезона на гонку это, на самом деле, не так много.

А кто их стирал?
Таисия Штанева: Сами, конечно. Все своими руками. Несколько раз нам помогли ребята из команды «ГАЗ», я и Мария, по-моему, тоже, воспользовалась их стиральной машинкой. Это существенно упростило нашу подготовку к следующему этапу.

Как вам китайский быт?
Таисия Штанева: Мне все понравилось. Я впервые была в Китае. Организация бивуаков была на очень высоком уровне. Вообще организация пересечения границ между странами оказалась очень высокой. «Шелковый путь» поразил меня тем, что было все максимально предусмотрено.

Перед стартом Мария говорила, что у вас будет минимальное количество технического сопровождения…
Таисия Штанева: С нами ехало всего два человека – инженер и механик. При этом они также были водителями. Получается, механик мог не спать всю ночь, а утром отправлялся на следующий бивуак и проезжал по 600-800 км в день. Это тяжело, у него фактически была своя гонка.

Вам удавалось поддерживать связь с семьей? Было на это время?
Таисия Штанева: Да, я очень старалась даже что-то публиковать в социальных сетях, рассказывать, как и где мы едем. Но вот в Китае была очень плохая связь, не получалось нормально зайти в интернет и опубликовать полноценный пост. С семьей и друзьями я старалась ежедневно списываться, сообщать, что все в порядке. Они отвечали: «Да мы видим вас по телевизору, как вы едете». То есть информацию они получали даже раньше, чем мы!

Было такое, что вы говорили по ходу спецучастка: «Маша, красота такая, давай остановимся и сфотографируемся»?
Таисия Штанева: У меня такое желание возникало много раз. Были невероятные, «космические» пейзажи. Один из них до сих пор стоит у меня перед глазами. Мы долго-долго поднимались с одной дюны на другую, и мне казалось, что мы поднялись на самое небо. Когда мы оказались на вершине, то внизу, где-то далеко был виден большой красивый зеленый оазис. Честно, аж дух захватило, и хотелось даже на какие-то секунды, минуты остановиться и посмотреть, но гонка на первом месте.

Как считаете, это был пока самый серьезный вызов в вашей жизни?
Таисия Штанева: Да. Я думаю, эта гонка изменит мою жизнь. За пять лет моей карьеры в ралли-рейдах эта гонка была самой интересной, к тому же еще и первой на международном уровне. Съехались лучшие гонщики со всей планеты, мы боролись с ними и показали очень хороший результат. Так что я считаю, что в моей жизни это даже не подъем по карьерной лестнице, а трамплин!