Фото: Евгений Сафронов

Малый бизнес: Как содержать гоночную команду в России на примере B-Tuning

6 сентября 2017 в 12:22

AUTOSPORT.com.ru в преддверии Russian Autosport Show, которое пройдет 13-14 октября на автодроме Moscow Raceway совместно с организаторами Форума запускает цикл материалов, посвящённых бизнесу в автоспорте. Сегодня мы поговорим о том, как зарабатывает гоночная команда в России, у которой нет титульного спонсора.

С этим вопросом мы отправились напрямую к руководителю и создателю коллектива B-Tuning Андрею Севастьянову

Технический центр – это сердце команды, а не первая статья дохода… 

«Если бы у нас не было собственной автомастерской, нам пришлось бы арендовать чужое помещение, оборудование, тратя на это заработанные средства, – начал свой рассказ Андрей. – В первую очередь, я открыл сервис для собственного парка автомобилей и наших друзей. В связи с этим у нас нет задачи поменять сцепление быстрее остальных или открыть 30 своих филиалов. Для этого есть другие организации с иной системой бизнеса, ориентированной на массового потребителя, с большим оборотом. Мы же занимаемся своим профильным делом, вдумчиво и спокойно». 

Как сообщает официальный сайт коллектива, в B-Tuning работают мастера в области ремонта и настройки двигателей, а также специалисты по подготовке и эксплуатации гоночной техники для треков, включая логистику по доставке и обслуживание в момент соревнований. 

Проверено профессионалами

19 лет назад вряд ли кто-то знал, как будет развиваться его карьера в автоспорте. Тогда не было автодромов, не было профессиональных команд, не было таких возможностей, как сейчас, и такой конкуренции.

Раньше не было и стратегов, чтобы рассчитать прибыль от того или иного дела, да и бизнес модели «Гоночная команда» не существовало. Но, тем не менее, коллектив под названием B-Tuning постепенно рос в поисках своего пути развития. 

«Раньше все просто ездили от гонки к гонке, хорошо если тренировались в пятницу, – продолжил Андрей, ведь он и сам многие годы является боевым пилотом российского кольца. – Сейчас же кроме соревнований есть тесты, трек-дни, выставки, шоу-мероприятия. И с каждым разом у нас появляется больше опыта, мы видим, в какую сторону нам двигаться дальше. Наши коллеги и партнеры стали чаще обращать на нас внимание и выбирать B-Tuning для продвижения своих продуктов или услуг.  

Например, некоторое время я выступал со спонсорской поддержкой компании Motul, и могу смело сказать, что наше сотрудничество было эффективным. Спорт дает два основных момента – узнаваемость бренда и доверие к нему. Видя наши регулярные победы, автоспортивная общественность начала активнее использовать эту продукцию. Больше покупали, больше заказывали, да и гражданские пользователи «подсели» на этого производителя, понимая, что его продукция хорошо ведет себя даже в экстремальных условиях. 

Это была хорошая практика эффективного спонсорства.

Я убежден в том, что в России в скором времени появятся свои производители авто компонентов: фильтры, элементы сцепления, лямбда зонды, комплектующие тормозных систем, элементов подвески, радиаторов, электрооборудования. Новые производители захотят показать свое качество, а лучшая площадка для подтверждения своей репутации – это взаимодействие со специалистами из области спорта, то есть автогонщиками и командами, которые принимают участие в официальных чемпионатах, так как это четкий регламент, судейство, единые технические требования, протоколы и зафиксированный результат. 

Сейчас уровень РСКГ растет, путь и не так быстро, как многим хотелось бы. Но это заметно по косвенным признакам: например, приходят именитые участники, а догнать лидеров серии не могут. 

Конкуренция высокая, а значит доверие к победителям растет, их мнение становится самым ценным, и именно это будет работать для рекламных проектов каких-либо комплектующих, товаров и услуг».  

Аренда гоночных машин и их техническое сопровождение

В 2013 году Андрей Севастьянов вместе с тренером команды Антоном Захаровым и компанией Академия Ралли во главе с Михаилом Лепеховым начали строить VW Polo седан, и сегодня как раз тот самый день, когда они могут быть довольны качеством своей работы. В субботу на этапе РСКГ на Moscow Raceway три первых места в Национальном классе заняли три Polo седан. За это время построено 26 кольцевых автомобилей для классов Национальный и Юниор. И надо сказать, такой цифрой подготовленных «с чистого листа» гоночных автомобилей, похвастать больше никто не может. 

«Так как я был основным пилотом, который учил этот автомобиль ездить, я внутренне очень доволен, – улыбается Севастьянов. – Это доказывает, что мы разбираемся в автомобильном спорте, мы знаем, как и из машин других производителей собрать хорошую и стабильную гоночную технику. А наш тренер, Антон Захаров, еще и отличный инженер, который прекрасно понимает пилотов и всегда четко вносит изменения в конструкцию автомобиля, чтобы результат был еще лучше».

В B-Tuning обращаются те, кто хочет принять участие в соревнованиях и имеет на это определенный бюджет (автоспорт, дело затратное). Там им могут предложить несколько вариантов, но коллективу Андрея Севастьянова интереснее обслуживать автомобили клиентов, либо сдать в аренду автомобиль команды с обслуживанием, потому что на просто сдаче машины в аренду нельзя заработать. 

Гоночная техника дорогая, а соревнований мало. Если бы она сдавалась, как гостиничный номер, вне зависимости от дня недели, и еще бы на нее был повышенный спрос во время мероприятий и праздников это одно, а так как в РСКГ всего семь этапов это просто невыгодно.

Наверное, многие бы команды хотели 50 раз в год сдать свой автомобиль, но это технически невозможно, потому что он «устанет», потеряет внешний вид, да и нет заказчиков, которые участвуют в 50 мероприятиях. 

У нас в РСКГ только одна машина не сдана в аренду. Остальные: четыре в классе Туринг-лайт, одна в Национальном и две в Юниоре клиенты взяли в аренду с нашим сопровождением. Еще один пилот в Юниоре – собственник техники, так как у него план на участие на несколько лет. Ему было целесообразнее купить свою машину и передать нам на техническое сопровождение на весь сезон, чтобы были высокие результаты.

Кроме того, мы обладаем парком «зимней» техники для подготовки гонщиков и участия в соревнованиях. А сейчас у нас в распоряжении еще и два новых спорт прототипа Radical для участия в длинных гонках.

 Мы коммерческая структура, но вместо распределения прибыли по карманам мы значительную часть средств направляем на обновление инструментов, оборудования, автомобилей сервиса, на улучшение условий для сотрудников. В итоге, то как мы внешне выглядим – это те деньги, которые мы заработали без участия какого-либо крупного спонсора в нашем проекте. У нас его просто нет, и в этом наша сила. У нас нельзя вырвать основной бюджет, как у команд с титульными партнерами, он у нас формируется из нескольких частей: деньги, которые мы зарабатываем самостоятельно, деньги от небольших спонсоров, прибыль от ремонта гражданских автомобилей, продажа моторных масел и комплектующих», – говорит Андрей Севастьянов.

Итого

Ручейков, из которых формируется бюджет B-Tuning, несколько, и, может быть, благодаря этому команда более стабильна и дольше живет на рынке, чем другие…

Подробнее об этом и многом другом можно будет узнать у руководителя экспертного совета Russian Motorsport Forum Андрея Севастьянова, который состоится 13-14 октября на автодроме Moscow Raceway в рамках Russian Autosport Show.