Фото: LAT Photographic

Сверхновые звёзды: 10 лучших пилотов года в молодёжных сериях

23 декабря 2016 в 13:01
Международный рейтинг
10. Оливер Роулэнд

В минувшем сезоне Оливер Роулэнд занял лишь девятое место в серии GP2, но для британца это был дебютный сезон, и представлял он цвета не хватавшей звезд с неба MP Motorsport, гонщики которой ещё ни разу не пробивались в топ-10 по итогам первенства.

На фоне уверенной победы британца в Мировой серии Renault в 2015-м уходящий год может показаться шагом назад, но Роулэнд четырежды вытаскивал команду на подиум и в следующем году наверняка заявит о себе куда громче.

09. Раффаэле Марчелло

Раффаэле Марчелло, выступавший в 2016 году в составе Russian Time, оказался единственным, кому удавалось бороться с гонщиками Prema до финального этапа. Победить итальянец не смог, да и вообще за весь сезон Раффаэле не выиграл ни одной гонки, однако он в короткие сроки стал лидером российской команды и продемонстрировал, что по-прежнему быстр и агрессивен.

Правда, после разлада с Ferrari над карьерой Марчелло сгущаются тучи, и оценить его дальнейшие перспективы довольно трудно.

08. Норман Нато

На уровне двухлитровой Формулы Renault Норман Нато сражался с такими пилотами, как Стоффель Вандорн и Даниил Квят, но после перехода в Мировую серию Renault француз затерялся. Однако на второй год присутствия в GP2 Нато вновь напомнил о себе.

Француз начал сезон с победы в Барселоне и стал первым лидером чемпионата, затем завоевал второе место в Монте-Карло, был третьим в спринте на Хунгароринге и выиграл воскресный заезд в Монце.

В общем зачёте Нато занял пятое место, и это его лучший результат со времён вице-чемпионства в Формуле Renault Alps, где он четыре года назад уступил лишь Даниилу Квяту.

07. Максимилиан Гюнтер

Единственным, у кого был шанс остановить победную поступь Лэнса Стролла в европейской Формуле 3, был немецкий пилот Максимилиан Гюнтер. Поначалу, когда Гюнтер одержал две победы в шести первых гонках, шансы Максимилиана казались очень высокими.

И пусть в конце концов по-настоящему побороться со Строллом он не смог, второе место по итогам сезона — неплохой результат для второго сезона на этом уровне. Пока не ясно, где Гюнтер проведёт 2017 год, но если он останется в Формуле 3 на третий год, непременно станет одним из главных претендентов на чемпионство.

06. Ландо Норрис

Для Ландо Норриса 2016 год начался с победы в Toyota Racing Series и ознаменовался уверенными титулами в двух наиболее престижных сериях на уровне Формулы Renault 2.0 — он выиграл Северо-европейский кубок и с первой же попытки отпраздновал успех в Еврокубке – главном первенстве категории.

В последний раз такой дубль восемь лет назад взял финский пилот Валттери Боттас. Совсем недавно отпраздновавший 17-летие британец стал одним из главных открытий сезона и удостоился награды McLaren Autosport BRDC Award, став пилотом молодёжной программы McLaren. Следующая цель Норриса — европейская Формула 3, в которой он в следующем году будет гоняться за Carlin.

05. Шарль Леклер

Шарль Леклер попал в поле зрения скаутов команд Формулы 1 ещё в прошлом году — тогда монегаск одержал четыре победы и занял четвёртое место в европейской Ф3. Этот успех принёс гонщику место в Академии Ferrari и контракт с ART в серии GP3. Леклер блестяще воспользовался шансом и на глазах всего паддока с тремя победами в ходе дебютного сезона завоевал чемпионский титул.

Новые победы открыли перед Шарлем новые двери, и в 2017 году он будет выступать в GP2 за сильнейшую команду категории — Prema Racing. Уже сейчас Леклера называют претендентом на чемпионство — и если Шарль выиграет титул с первой попытки, станет единственным, кому удалось покорить GP3 и GP2 всего за два года.

04. Сергей Сироткин

В прошлом году Сергей Сироткин первым смог навязать борьбу Стоффелю Вандорну, и, получив чемпионскую машину ART, россиянин стал одним из главных претендентов на чемпионство. Но несколько ошибок в самом начале кампании отбросили Сергея далеко назад.

Восстановившись после проблем, Сироткин вернулся на подиум и начал одерживать победы, вырвавшись вперёд, однако затем сказались технические проблемы. Побороться за титул Сергею в итоге не удалось – второй год подряд он завоевал «бронзовые» награды по итогам сезона, а также с наилучшей стороны проявил себя на тестах с Renault.

03. Лэнс Стролл

У Лэнса Стролла в этом году конкурентов попросту не было — канадец доминировал в Формуле 3 на протяжении всего сезона, и мало кто сомневался, что в конце сезона именно он отпразднует победу в чемпионате. Отец-миллиардер вложил в карьеру сына гигантскую сумму, и тот ежегодно оправдывает ожидания: с 2014 года Лэнс неизменно становится чемпионом хотя бы в одной серии, в которой участвует.

Теперь Стролла ждёт дебют в Формуле 1 в составе Williams, с которой семья гонщика сотрудничает с ноября 2015-го. Предсказать, чем обернётся для Стролла первый сезон в «Больших призах» на данный момент невозможно, но уже сейчас можно смело сказать, что Лэнс — главная надежда Канады со времён Жака Вильнёва.

02. Антонио Джовинацци

Дебют Антонио Джовинацци в GP2 едва не стал настоящей сенсацией. До этого итальянец три года выступал в европейской Формуле 3 и смог добиться лишь второго места. В GP2 он попал вместе с командой Prema, которую Лоуренс Стролл готовил для своего сына, и неожиданно стал единственным настоящим соперником Пьеру Гасли.

Джовинацци очень быстро нашёл общий язык с капризными шинами Pirelli и уже на третьем этапе серии в Баку завоевал две победы. Позже Антонио ещё трижды выигрывал гонки и на финальный этап приехал лидером чемпионата.

Но сенсации в итоге не произошло – Джовинацци занял второе место в общем зачёте, опередив более опытных Сироткина, Марчелло и Нато, а под конец года контракт с ним подписала Ferrari. Теперь Антонио – третий пилот Скудерии в Формуле 1.

01. Пьер Гасли

Пьер Гасли обратил на себя внимание в 2014 году, когда стал вице-чемпионом и лучшим новичком Формулы Renault 3.5. Дебютировав в GP2 годом позже, француз несколько затерялся на фоне Вандорна, Росси и Сироткина, но, перейдя в Prema Racing, он стал одним из новых лидеров первенства.

Успех дался Пьеру непросто, и в первых гонках он далеко не всегда добирался даже до подиума, однако после побед на Сильверстоуне и Хунгароринге Гасли захватил инициативу и даже рассчитывал получить место Даниила Квята в Toro Rosso. Такая самоуверенность едва не стоила гонщику всей карьеры — на трассе вперёд вырвался Джовинацци, а француза раскритиковал сам Хельмут Марко.

Однако Гасли взял себя в руки и в драматичной борьбе вырвал титул из рук преследователя. В последний раз Гасли был чемпионом в 2013-м — тогда он победил Роулэнда и Окона в Еврокубке Формулы Renault 2.0. Сегодня он чемпион самой престижной молодёжной серии и один из главных претендентов на место в Toro Rosso в Формуле 1 в 2018-м.

Российский рейтинг
06. Роберт Шварцман

Уверенным дебютом в Еврокубке Формулы Renault 2.0 уходящий год ознаменовался для Роберта Шварцмана. 17-летний гонщик начал набирать очки уже в самом начале сезона, а под занавес первенства в Эшториле завоевал подиум и завершил сезон на восьмой строчке.

Но ещё более ярких результатов Шварцман добился в Формуле Renault 2.0 NEC — две победы и шестая строчка по итогам сезона.

05. Александр Вартанян

В 2016 году Александр Вартанян провёл свой первый сезон в молодёжных «формулах» и сходу завоевал две награды — 16-летний гонщик взял третье место в SMP Формуле 4 и стал вице-чемпионом испанской Ф4. Кроме того, на счету россиянина несколько гонок в Формуле Renault 2.0 и разовое выступление в чемпионате Италии Ф4.

Вартанян, до 2016 года блиставший в международном картинге, в этом году был единственным, кто мог хотя бы иногда бороться с голландцами в SMP Ф4, и подтвердил свою репутацию одного из наиболее перспективных молодых пилотов России.

04. Никита Мазепин

Настоящего прорыва в уходящем году добился и Никита Мазепин. В 2016-м он стал всего вторым (после Квята) россиянином на стартовой решётке европейской Формулы 3, а также подписал контракт резервиста Force India и на тестах дебютировал за рулём машины Ф1.

Начало сезона для Мазепина сложилось непросто, хотя уже на первом этапе чемпионата он набрал зачётные очки, но затем Никита прогрессировал и едва не завоевал подиум в Спа, а на финальном этапе в Хоккенхайме россиянин получил награду как один из лучших дебютантов в гонке.

Кроме того, по ходу сезона Никита отметился победой в гонке британской Формулы 3 в Снеттертоне.

В 2017-м Мазепин продолжит выступать в Формуле 3 и работать с Force India, так что от гонщика стоит ожидать дальнейшего прогресса.

03. Артём Маркелов

Для Артёма Маркелова прошедший сезон стал уже третьим в GP2, но он стал новой вехой в его карьере. Если в 2015-м москвич впервые в этой серии поднялся на подиум, то 2016-й принёс ему первую победу — и не где-нибудь, а на улицах Монте-Карло.

Маркелов явно прибавил в квалификациях, и за счёт более высоких стартовых позиций в этом году на его счету оказалось 97 очков — вдвое больше, чем по итогам сезона-2015.

Будем надеяться, что этот год стал по-настоящему переломным, и в 2017-м, когда Артём продолжит гоняться за Russian Time, он станет одним из завсегдатаев подиума.

Как устроена команда первенства GP2 на примере Russian Time

02. Егор Оруджев

Егор Оруджев в этом году стал одним из сильнейших пилотов Формулы V8 3.5 (бывшей Формулы Renault 3.5) и с пятью победами занял третье место. На протяжении всего сезона уроженец Санкт-Петербура оставался одним из быстрейших пилотов, но порой ошибки и технические неполадки не позволяли ему реализовать свой потенциал, поэтому в борьбе за чемпионство Егор участия не принимал.

Тем не менее минувший сезон стал настоящим успехом и принёс Оруджеву первые награды в высших эшелонах молодёжных первенств. Следующий шаг — GP2, где Егор уже провёл несколько тестов. Россиянину предстоит выступать на совершенно ином автомобиле, но, будем верить, это не станет для него проблемой, ведь в 3,5-литровой формуле он выиграл уже шестую свою гонку.

01. Сергей Сироткин

О выступлениях Сергея Сироткина мы уже писали выше, однако вторая подряд «бронза» по итогам сезона GP2 не оставляет сомнений в том, кто из российских пилотов молодёжных серий в этом году был сильнейшим.

В 2017 году Сергей в GP2 выступать не будет — после трёх сезонов гонщик и его менеджмент приняли решение, что серия уже не сможет дать ему ничего нового. Сироткин примет участие в разработке прототипа SMP Racing и сосредоточится на работе с Renault, чтобы в будущем стать призовым пилотом французской команды в Ф1.

Сейчас главное для Сергея — сохранить гоночную форму и хорошо проявить себя на симуляторе Renault — отныне это его главный шанс попасть в Формулу 1 в 2018-м.

Дмитрий Захарченко специально для АВТОСПОРТ.com.ru