Сэр Джеки Стюарт: Учителя называли меня жирдяем

Хана Картер, The Telegraph
13 июня 2019 в 9:46
Фото: twitter.com/TheBishF1

В канун своего 80-летия трехкратный чемпион мира Формулы 1 сэр Джеки Стюарт рассказал в интервью The Telegraph о своем первом автомобиле, о трудностях учебы в школе, о требованиях к безопасности и о том, сколько его близких друзей погибли в авариях за время его карьеры...

Гонщик, чемпион мира, руководитель команды, активист движения за безопасность в автоспорте – все это Джеки Стюарт... Сэр Джеки Стюарт!

Будучи уроженцем одной из центральных областей Шотландии – Уэст-Данбартоншира, в детстве Джеки страдал от дислексии (проблем с овладением навыком чтения и письма), а учителя звали его жирдяем. Позже он нашел свое призвание, устроившись автомехаником в гаражах отца, а затем работал в небольшой семейной компании-дилере Austin, где впервые попробовал водить машину.

– Джеки, в каком возрасте вы по-настоящему влюбились в машины?

Джеки Стюарт: В школе мне приходилось очень непросто, поскольку я серьезно страдал от дислексии. Учителя называли меня тупицей и жирдяем всякий раз, когда я испытывал трудности с тем, чтобы прочитать какой-либо текст вслух перед всем классом. Отличники не желали со мной общаться…

В итоге я так и не получил среднего образования и пошел работать в гаражи моего отца, где продавал бензин и помогал чинить машины. После стольких лет сплошных разочарований школьных лет я, наконец, обрел себя, нашел свое истинное призвание. Какое это было облегчение!

Позже я начал работать автомехаником у одного очень богатого молодого шотландца из Глазго, семья которого не позволяла ему принимать участия в гонках. Но у него были классные тачки! Я готовил их для гонок, в которых участвовали другие.

Однажды в качестве вознаграждения мне позволили поучаствовать в гонке, и я с ходу занял второе место. Потом я проехал еще раз и выиграл заезд! Так все и началось…

– Какая у вас была первая машина и почему?

Джеки Стюарт: В 1957 году, когда мне было 17 лет, я приобрел новенький Austin 30 фунтов за 370. Я тогда работал в гаражах и сэкономил эти деньги на чаевых.

У нее были клетчатые шотландские чехлы на сиденьях, но радиоприемника не было – я не мог его себе позволить. Позже я заработал еще денег и установил радио, чем был невероятно горд.

– Кто воодушевил вас водить машину?

Джеки Стюарт: Однозначно, моя мама. Несмотря на это, она просто ненавидела мои участия в гонках. Но она была лучшим водителем в семье – лучше, чем отец. Полагаю, свои навыки вождения и любовь к машинам я перенял у нее.

Но она никогда не одобряла тот факт, что я стал гонщиком. Она не присутствовала ни на одной моей гонке – это даже не обсуждалось. Она очень нервничала по этому поводу, но была слишком гордой, чтобы открыто это признать. Думаю, между нами была какая-то своеобразная игра…

– Вы были одним из первых инициаторов повышения безопасности пилотов в гонках. Что вы думаете о современных требованиях к безопасности?

Джеки Стюарт: В мое время если ты гонялся в течение пяти лет, то шанс погибнуть у тебя был примерно два к одному.

Мы как-то с моей женой Элен подсчитали, сколько моих близких друзей погибли в гонках за время моей карьеры. Насчитали 57. Это огромное число! Безопасность в то время была просто никакой.

Что касается новых систем защиты кокпита, я считаю, что в принципе правильно, что они озаботились этими вопросами, но мне кажется, что если гонщик попадет в аварию, не связанную с летающими над головой колесами, у работников трассы все же могут возникнуть проблемы с его эвакуацией.

При этом я считаю современную Формулу 1 абсолютной вершиной безопасности в спорте. Полагаю, сегодня больше людей гибнет на регбийных полях и на скачках, чем на гоночной трассе.

Пилоты сегодня очень хорошо защищены – даже слишком хорошо. Здесь есть и плюсы, и минусы: некоторые из них допускают очень опрометчивые действия на трассе, поскольку знают, что никакого наказания за это не последует.

– Назовите свой любимый Гран При в сезоне?

Джеки Стюарт: Это Монако. Во все времена эта гонка была самой гламурной из всех. Там я познакомился с Шоном Коннери, Роджером Муром, Джорджем Харрисоном, Элизабет Тейлор – со всеми звездами.

У Гран При Монако есть своя харизма, свой цвет и великолепие. Принцесса Грейс [Келли] создала настоящий ореол святости вокруг этой гонки. Она сама всегда присутствовала на гонке и вручала призы. Один свой трофей я получил непосредственно из ее рук.

– Что вы думаете о гонках на электромобилях?

Джеки Стюарт: Именно гонках? Не знаю, не уверен. Они слишком тихие, а ведь звук – это одна из главных составляющих гонок. Именно звук заставляет шевелиться волосы.

Но в качестве городской машины Tesla великолепна. Двигатели, производимые Elon Musk, просто великолепны – вне конкуренции. Это целый новый мир.

– Какая машина вашей мечты?

Джеки Стюарт: Range Rover Evoque. У нас с Элен именно такой. Эта машина отлично подходит для всего: можно и на охоту съездить, и на рыбалку, собаке уютно сзади. А можно и на банкет поехать, она выглядит здорово.

Я никогда не хотел себе Ferrari, Maserati или что-то в этом духе. В своей жизни я управлял в гонках лучшими машинами в мире, так что это в любом случае был бы компромисс. Если бы я купил Ferrari, то она все равно была бы лишь бледной тенью той Ferrari, которой я мог бы управлять в Формуле 1.

– Кого бы вы назвали настоящими героями Формулы 1?

Джеки Стюарт: Хуана Мануэля Фанхио – он был просто превосходным гонщиком! Он не говорил по-английски, а я – по-испански, но при этом мы были близкими друзьями.

Джим Кларк был тоже фантастическим пилотом. Мы с ним делили одну комнату в Лондоне, так что всему, что я умею, я научился у него...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle