Что это было, FIA? Гран При Италии породил целый ряд непростых вопросов

Дмитрий Захарченко
11 сентября 2019 в 17:38
Фото: fia.com

От чего FIA пытается защитить пилотов, и можно ли им выдавливать друг друга? Непростой уик-энд в Монце оставил больше вопросов, чем ответов...

Гонка в Монце получилась напряжённой от самого старта и до финиша, когда пилоты Mercedes по очереди прессинговали Шарля Леклера в сражении за победу. Леклер в итоге устоял, в то время как его напарник допустил очередную ошибку, а болельщики по всему миру обсуждают, сможет ли вообще Феттель вернуться на прежний уровень и вновь стать лидером Скудерии.

Однако вместе с этим уик-энд в Италии поднял целый ряд вопросов относительно настоящего и будущего Формулы 1 — и не на все из них есть ответы.
Попробуем рассмотреть главные из них.

«Маленький принц стал королем». Итоги Гран При Италии

А FIA вообще знает, что делает?

Старт субботней тренировки Гран При Италии Формулы 1 был задержан на несколько минут: сотрудники трассы восстанавливали барьеры после вылета Алекса Перони в гонке Формулы 3 — гонщик в буквальном смысле летел. Перони допустил небольшую помарку на входе в Параболику, где его автомобиль на полном ходу налетел на установленные за пределами трассы «лежачие полицейские» — машина взлетела в воздух, несколько раз перевернулась и рухнула кокпитом вниз на отбойник, едва не перелетев его. Перони в результате аварии получил травму позвоночника и выбыл до конца сезона, но его жизни ничто не угрожает.

Сразу после инцидента многие пилоты, включая гонщиков Формулы 1, раскритиковали FIA и сочли, что размещение снаружи Параболики дополнительных бордюров — опасное и непродуманное решение. Если бы на машине Перони не было «ореола», инцидент завершился бы ещё одной трагедией. В сети даже начали шутить, что меры безопасности FIA защищают пилотов от других мер безопасности FIA.

Как на произошедшее отреагировала дирекция гонки? Никак. Новый гоночный директор Формулы 1 Майкл Маси сказал, что менять подход федерация пока не намерена.

«Конечно, мы изучим все обстоятельства аварии, как делали это всегда, и если мы поймём, что что-то можно улучшить, сделаем это, — сказал он. — Но думаю, что нынешний подход оптимален — экстренных изменений в ближайших гонках не будет».

Однако проблема в том, что на фоне недавних событий авторитет FIA падает. Так, после гибели Юбера федерация уже объявила, что асфальтовая зона вылета в Радийоне будет заменена гравийной ловушкой — авария показала, что она была бы эффективнее. Но почему FIA не подумала об этом раньше, до гибели Юбера?

Red Bull © fia.com
Red BullФото: fia.com

После смерти Сенны FIA во главе с Максом Мосли провела титаническую работу по усилению безопасности Формулы 1, но со временем подход изменился на реактивный, а прописанные в регламенте процедуры стали причиной нескольких инцидентов. Например, Жюль Бьянки погиб, потому что врезался в стоявший на обочине трактор. Неужели ранее нельзя было предположить, что в этот трактор кто-то может врезаться? Особенно если идёт дождь?

Зона вылета в «Параболике» может снова стать гравийной

Выдавливать с трассы теперь можно?

В британской прессе после Гран При Италии много обсуждений вызвал манёвр Шарля Леклера, когда тот выдавил Хэмилтона с трассы, защищая позицию. Феттель несколько недель назад за такое же нарушение — выдавливание соперника с трассы — получил штраф в пять секунд, а монегаск отделался предупреждением в виде чёрно-белого флага. Почему? Что изменилось со времён Гран При Канады?

Чёрно-белый флаг — это не новая придумка Формулы 1, он был и раньше, просто им не пользовались, поскольку нарушения карались штрафами. Сейчас же «Большие призы» вспомнили об этом флаге и решили им воспользоваться — в тех случаях, когда нарушение есть, но оно не слишком грубое и не тянет на серьёзный штраф.

И это отличная инициатива — дать пилотам больше свободы на трассе, однако никто им не объяснил, где теперь находятся границы дозволенного. Дирекция гонки так и не объяснила, чем принципиально отличался манёвр Леклера от манёвра Феттеля — учитывая, что Себ заблокировал Хэмилтона не намеренно, а вот Шарль умышленно выдавливал соперника с трассы. Почему подход к судейству меняется прямо по ходу сезона и без чётких разъяснений о дозволенном?

Также по этому поводу высказался экс-пилот Ф1 Джолион Палмер. Британец считает, что использование чёрно-белого флага вместо штрафов на фоне гибели Юбера нелогично.

«Как бы я ни хотел штрафа для Леклера, который разрушил бы гонку, правила есть правила и использоваться они должны, чтобы спорт преобладал над шоу, — заметил Палмер. — Какой прецедент это создаёт? Теперь гонщики могут один раз нарушить правила — и им ничего за это не будет. Какими станут из-за этого гонки? Насколько это этично и честно? Ведь раз Леклер отделался предупреждением, то выдавливать соперника с трассы теперь можно».

Жак Вильнёв: Шарль Леклер вёл себя, как Кевин Магнуссен

Какой дальше будет Формула 1?

Весь паддок с нетерпением ждёт сезона-2021, когда в Формуле 1 появятся принципиально новые машины с граунд-эффектом и упрощённой аэродинамикой — предполагается, что это простимулирует борьбу на трассе. Больше того, технический директор чемпионата Росс Браун рассчитывает отказаться от DRS, правда, эта система будет в регламенте на тот случай, если новые правила не сработают, а обгоны останутся чересчур сложными.

Однако вместе с этим перед Гран При Бельгии начались обсуждения квалификационных гонок — старт в них будет даваться в обратном порядке относительно положения в чемпионате, а финиш определит решётку основного воскресного заезда, за который гонщики получат очки. По слухам, эти гонки могут появиться уже в следующем году, а одним из этапов, на которых будет опробована эта идея, станет Гран При Испании.

То есть на трассе в Барселоне, где обгонять в принципе непросто, лидер чемпионата будет стартовать в квалификационной гонке последним и в лучшем случае прорвётся в середину пелотона, откуда и начнёт Гран При. И всё это только потому что он лидер чемпионата. Liberty Media рассчитывает таким образом сделать уик-энд более насыщенным и ярким, но насколько это этично со спортивной точки зрения?

Почему лидер чемпионата должен изначально оказываться в менее выгодном положении? Это противоречит идее спорта в принципе, где атлеты в равных условиях выясняют, кто из них круче. Представьте себе, что в матчах Премьер-лиги футболисты «Манчестер Сити» должны изначально выходить на поле вдесятером, поскольку стали чемпионами прошлого года. Спортивно? Зато результат какой непредсказуемый!

Крылья, крыль, кры… Миниатюризация Монцы. Технический обзор ГП Италии

Формула 1 подходит к очень важному рубежу, от регламента сезона-2021 будет зависеть, заинтересуются ли Большими Призами автопроизводители, удастся ли выровнять команды в плане ресурсов, смогут ли середняки хотя бы время от времени бороться за победы и подиумы. У общественности по этому поводу накопилась масса вопросов к организаторам — и ответы мы должны получить совсем скоро.

ГП Италии © fia.com
ГП ИталииФото: fia.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle