Играем жестко, прощаем быстро. Всё о переходе Эстебана Окона в Renault

Адам Купер
17 сентября 2019 в 13:36
Фото: sportyou.es

Отказ Renault принять под свое крыло Эстебана Окона год назад серьезно испортил отношения между командой из Энстоуна и Mercedes, в молодежной программе которой числится француз. Но коллективы не утратили доверие друг к другу и совершили сделку год спустя. Как это было?..

В августе 2018 года руководитель Mercedes Motorsport Тото Вольф был буквально вне себя от бешенства, узнав, что в Renault неожиданно решили отказаться от ранее заготовленного соглашения о приёме на работу Эстебана Окона, предпочтя ему более опытного Даниэля Риккардо.

Однако ровно через год эта сделка все же состоялась – француз поедет в составе заводской команды в следующем сезоне. Не сказать, чтобы Вольф и босс Renault Сирил Абитбуль стали после этого лучшими друзьями, но они смогли переступить через свои принципы на благо процветающему таланту Окона, которому сегодня, 17 сентября, исполнилось 23 года. Для Формулы 1 подобная уступчивость крайне редка – поговаривают, что некоторые боссы в паддоке в угоду своим корыстным интересам не прочь были бы продать даже собственную бабушку.

Так как же это стало возможным, и что думают о свершившемся факте участники мирно разрешившегося конфликта?

Всё началось прошлым летом. Будучи представителем поставщика моторов Force India, за которую в то время выступал молодой француз, Тото Вольф прекрасно знал, что происходит внутри команды. Ему было прекрасно известно, что у коллектива из Сильверстоуна есть только два пути – быть расформированным из-за отсутствия средств к существованию или проданным канадскому бизнесмену Лоуренсу Строллу. Понятно, что ни при одном из этих вариантов Эстебан не сохранил бы место боевого пилота, поскольку Серхио Перес крепко держался в седле и сваливаться не собирался.

Таким образом, Тото пришлось искать для своего протеже новое пристанище, и самыми логичными вариантами были Renault и McLaren. Окон был хорошо знаком с системой работы в Энстоуне, поскольку на ранней стадии своей карьеры его продвижением отчасти занималась компания Genii, владевшая Lotus. Впервые он сел за руль энстоунской машины Ф1 в ноябре 2014 года в Абу-Даби, а вскоре оказался под крылом Mercedes.

Переход Эстебана в Renault в прошлом году выглядел бы довольно логичным. На тот момент у него за плечами было два с половиной года опыта в качестве боевого пилота Ф1 за Manor и Force India/Racing Point, к тому же, он считался одной из главных восходящих звезд на небосклоне автоспорта. А его национальность была бы лишним бонусом для французской компании.

Эстебан Окон © autosport.com
Эстебан ОконФото: autosport.com

Тот факт, что в Renault в 2017 и 2018 годах предпочли посадить за руль Карлоса Сайнса из молодежной программы Red Bull, говорит о том, что в Энстоуне не против связывать себя отношениями с гонщиками, принадлежащими другим коллективам. И соглашение с Mercedes предполагало очень простую схему: Окон остался бы под крылом чемпионской команды, но на срок контракта полностью принадлежал бы Renault без возможности экстренного возвращения.

Сделка между Абитбулем и Вольфом была уже подготовлена, оставалось только поставить подписи. Но после Гран При Венгрии 2018-го всё резко изменилось. Неожиданно оказался свободен Даниэль Риккардо, заявивший об уходе из Red Bull Racing, и Сирил, руководствуясь мыслями о процветании вверенной ему команды, просто не мог поступить иначе, кроме как одобрить кандидатуру семикратного победителя Гран При.

Вольф, узнав о такой "подставе", не мог сдержать ярости. Он начал спешно искать варианты для своего подопечного, среди которых была и команда McLaren. Однако эта возможность испарилась, когда контракт с коллективом из Уокинга подписал ушедший из Renault Карлос Сайнс. После этого стало ясно, что француз пропустит как минимум один год в Больших Призах. Вольф же постоянно твердил, что к 2020-му найдет для Окона место в Ф1, чем немало беспокоил напарника Льюиса Хэмилтона по Mercedes Валттери Боттаса.

Во время летнего перерыва этого года австриец заявил о том, что команде предстоит сделать нелегкий выбор между финном и французом. В Брэкли наверняка думали о том, как могут сложиться отношения у пятикратного (почти шестикратного) чемпиона мира с новым партнером. С другой стороны, если Окона отдать в другую команду, когда он сможет вернуться обратно?

Mercedes © autosport.com
MercedesФото: autosport.com

В итоге «Серебряные стрелы» решили оставить всё как есть – Боттас сохранил место в команде, а Эстебан со второй попытки перешел в желто-черный коллектив без возможности возвращения на протяжении действия контракта.

«В соглашении нет никаких оговорок, – подтвердил австриец. – Окон будет полноценным гонщиком Renault в два ближайших года, после чего права на него будут иметь обе команды. Нет никакого условия о возвращении в 2021-м.

Эстебан – на 100% гонщик Renault, и он будет выкладываться на полную катушку. В его интересах показать себя как можно лучше. Ему не придется оглядываться на Mercedes, ведь он целиком и полностью будет принадлежать Renault. А через два-три года – в зависимости от желаний французской команды и его собственных – он получит право выбора дальнейшего пути».

«Всё очень просто – есть управляющая компания, и это Mercedes, ведь они вложили немало сил и средств в развитие Эстебана – так же, как мы вкладываемся в своих молодых гонщиков, – сказал Абитбуль. – Мы понимаем и уважаем их притязания на Окона, однако пока он будет с нами, у Mercedes не будет на него никаких прав. В любом случае, когда закрывается визор, все контрактные обязательства отходят на второй план, а гонщик концентрируется исключительно на происходящем на трассе. Не думаю, что в случае с Эстебаном будет как-то иначе».

Разговоры о возможной второй попытке перевода Эстебана в Renault появились в начале этого года. Заведующий молодежной программой Mercedes Гвен Лагру – гуру по подобного рода сделкам – неустанно работал всю первую половину года, чтобы всё случилось.

Вольф – далеко не самый злопамятный человек в паддоке, и, к счастью для Эстебана, он не затаил злобу на коллектив из Энстоуна. Он прекрасно понимал, что ни о каком конфликте интересов речи здесь не идет, к тому же, на кону стоит судьба молодого таланта.

Эстебан Окон © autosport.com
Эстебан ОконФото: autosport.com

«Renault и Mercedes – крупные бренды, работающие в тесном взаимодействии, – продолжил австриец. – Наши высшие руководители часто общаются между собой, и то же самое делаем все мы. Мы абсолютно открыты и честны в наших взаимодействиях, и это очень хорошо, поскольку мы делаем это на благо обеих команд и Формулы 1 в целом.

Иногда наши цели и взгляды расходятся, но необходимо уметь поставить себя на место оппонента и задать вопрос от его имени: «А зачем они это делают?»

Когда что-то идет не по твоему сценарию, нужно попытаться разглядеть общую перспективу, даже если ты не согласен с происходящим. Это помогает понять мотивы других сторон. Мы с Сирилом часто общаемся и находимся в тесных рабочих отношениях. Я уважаю его решения и постоянное стремление сделать команду лучше.

Смотрите, прошлым летом мы были очень недовольны и обескуражены тем, что случилось, но спустя всего 13 месяцев нашли для Эстебана оптимальный вариант. Так что очень важно смотреть в будущее и отчетливо видеть перспективы».

После жестких слов, сказанных в прошлом году в адрес Абитбуля, Вольф смягчил свою позицию.

«Мы никогда не теряли доверия друг к другу, – продолжил он. – Renault и Mercedes часто обсуждают между собой перспективы развития спорта в целом, а в этой ситуации с Оконом… Ну да, были сказаны не самые приятные слова, но это часть игры.

Были периоды недовольства друг другом, но нужно двигаться дальше. Вся эта ситуация никак не повлияла на мое отношение к Сирилу и бренду Renault в целом. Нужно играть жестко, но прощать быстро».

Сирил Абитбуль и Тото Вольф © autosport.com
Сирил Абитбуль и Тото ВольфФото: autosport.com

Сирил Абитбуль также оставил прошлогодние распри с Mercedes позади, к тому же, команде Renault согласие взять к себе Окона со второй попытки далось нелегко.

«В прошлом году у нас что-то как-то не срослось, – сказал босс Renault. – И я очень рад, что год спустя мы достигли соглашения. Надо отдать должное упорству Вольфа и приверженности самого Эстебана. Не стоит забывать и Гвена, которого я хотел бы поблагодарить отдельно.

Мне было немного неловко из-за того, как всё произошло прошлым летом. Конечно, ситуация была не из приятных, но отказ от Окона не был нашим прямым намерением. Я бы не хотел вдаваться в подробности, но в прошлом году обе наши компании в этом взаимодействии сработали не лучшим образом. Сейчас же мы всё сделали правильно, были абсолютно открыты друг с другом и уложились в сроки принятия решения. Мы провели переговоры очень прозрачно и гибко – с единой общей целью».

Абитбуль также признался, что в прошлом году, когда в Энстоуне подписывали контракт с Риккардо, они не думали о возможности через 12 месяцев вернуться к разговору об Оконе.

«Нет, в нашем спорте нельзя загадывать так далеко вперед, – продолжил Сирил. – Нужно делать шаг за шагом и быть полностью приверженным конкретным сиюминутным решениям. Мы должны были сосредоточиться на контракте с Даниэлем.

Конечно, надо признаться, что мы опасались впасть в немилость к Mercedes, но мы не могли тогда думать, что через год вернемся к этому разговору и всё уладим.

Нужно двигаться вперед шаг за шагом, следить за динамикой своих нынешних боевых пилотов и команды в целом – только так можно объяснить наши действия. Ведь всё делается ради одной цели – достижения результата на трассе».

Renault © autosport.com
RenaultФото: autosport.com

В этом, пожалуй, и кроется ключ к произошедшему. Три года назад Renault подписала контракт с Нико Хюлькенбергом в рамках проекта развития. Нынешний дуэт команды Риккардо/Хюлькенберг более не воспринимается в Энстоуне как перспективный с точки зрения движения вперед. В команде полагают, что Нико не тот гонщик, который им сейчас нужен. И именно на Окона они возлагают надежды, связанные с борьбой за первую тройку в Кубке конструкторов в следующем году.

«При принятии решений обязательно нужно руководствоваться общим планом, – отметил Абитбуль. – А наш план – бороться на трассе с Mercedes и остальными соперниками за победы в гонках. Честно говоря, на это нужно время. И, возможно, его нужно даже больше, чем нам хотелось бы. Но мы живем в мире, где требуется краткосрочный результат.

Мы смотрим на лидеров чемпионата. Эти команды здорово отлажены и организованы, у них очень большие бюджеты. Пробиться в первую тройку сегодня очень непросто. Но это наша цель, и я надеюсь, что Эстебан нам в этом поможет».

Интрига также состоит в том, что год назад в Renault отказали Окону именно из желания подписать контракт с Риккардо, который теперь будет напарником француза.

«Конечно, легко всё объяснить такими словами, – продолжил Сирил, – но я понимаю, о чем вы. Знаете, когда вам необходимо принять непростое решение по поводу состава пилотов, вы смотрите не только на кандидата и его скорость по секторам. Вы обращаете внимание на динамику в целом и думаете о том, что будет лучше для этого гонщика в данный конкретный момент. Много всего нужно проанализировать».

Эстебан Окон © autosport.com
Эстебан ОконФото: autosport.com

Абитбуль также опроверг предположения о том, что сегодня выбор пал на Окона из желания пойти на поводу у высшего руководства Renault. Он считает, что просто пришло время взять в команду молодого гонщика.

«Мы полагаем, что именно сейчас настал правильный момент для обновления команды, – сказал Сирил. – У нас наметилась динамика по добавлению свежей крови. Не думаю, что мы были готовы к этому еще года два назад, но сейчас наша команда очень повзрослела, и мы должны попробовать.

Это будет хорошей проверкой для нас на предмет управления подобной ситуацией, потому что для нас это в новинку. Посадить в кокпит 30-летнего гонщика и 22-летнего – это не одно и то же».

Что касается Mercedes, то у них сохраняется масса возможностей на будущее. У Хэмилтона и Боттаса есть контракты. Джордж Рассел серьезно прогрессирует и будет доступен уже к 2021-му, а Окон освободится в 2022-м. Так что никаких причин для спешки у «Серебряных стрел» нет.

«Мы пережили несколько лет жесткой вражды между Льюисом и Нико [Росбергом], – заметил Вольф. – Это было очень непростое время в плане атмосферы в коллективе и развития командного духа. И эти воспоминания были одной из причин, почему мы сохранили в составе Боттаса. Другая причина состоит в том, что Валттери очень хорошо делает свою работу.

Эстебан очень быстро прогрессирует, мы внимательно наблюдали за ним в годы его выступления за Manor и Force India, так что знаем, о чем говорим. Он хотел бы стать новым Льюисом и возглавить пелотон. Но настало ли для этого время?

Мне кажется, что сейчас для карьеры молодого француза лучше будет провести время в Renault с ориентиром в виде Даниэля Риккардо.

Ему только 22 года, впереди у него лет 15 в спорте. Не забывайте, что даже такой быстрый гонщик, как Росберг, сначала провел четыре года в Williams. Я не сравниваю Williams и Renault, мне просто кажется, что для Эстебана это действительно лучший выбор сейчас. Как и для Валттери».

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/9512/how-ocon-ended-up-back-at-the-team-that-rejected-him

Эстебан Окон © autosport.com
Эстебан ОконФото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle