День, когда Хуан-Пабло Монтойя отказался сдаваться Михаэлю Шумахеру

Джеймс Ньюболд
19 мая 2020 в 8:25
Фото: autosport.com

Молодой журналист британского Autosport Джеймс Ньюболд вспомнил свою первую гонку Ф1 в качестве зрителя – Гран При Австрии 2001 года, в котором Хуан-Пабло Монтойя бился против Михаэля Шумахер как лев. Вспомним и мы…

Отчаянная борьба за лидерство двух орущих на все десять цилиндров моторов без всякой надежды на халяву от DRS, к тому же еще посаженных на шины разных производителей, и обоюдный вылет с трассы в итоге… Увлекательная тактическая борьба, в которой лучший стратег так и не смог вмешаться в борьбу, и обмен позициями по приказу из боксов в последнем повороте последнего круга… Ах да, еще и Arrows, борющийся (пусть и недолго) за лидерство…

Всё это было на Гран При Австрии 2001 года. Мне в ту пору было всего семь лет, и, знаете, если бы я мог выбирать, какую гонку Формулы 1 посмотреть первой в своей жизни, лучшего варианта я, пожалуй, и придумать не смог бы.

С тех пор я посмотрел огромное количество Гран При в качестве зрителя и представителя пишущей братии, и, конечно, многие гонки запали мне в память. Это и великолепный Гран При Австралии 2003 года, и этап в Бразилии в 2012-м, да мало ли их было. Но тот 71 круг на А1-Ринге [нынешний Ред Булл Ринг] навсегда останется для меня Топ-1.

Дэвид Култхард выиграл ту гонку, стартовав с далекого седьмого места на решетке и перехитрив по ходу дистанции Рубенса Баррикелло, который впоследствии по приказу из боксов Ferrari вынужден был пропустить вперед титулованного напарника по команде.

Перед той гонкой Култхард в личном зачете находился всего в четырех очках от Михаэля. Так что, в отличие от бесславного обмена позициями между Баррикелло и Шумахером здесь же годом позже, в этот раз у Скудерии были веские доводы в пользу поступка, обычно не красящего команду. Хотя в шестой гонке из 17-ти это делать, согласитесь, как-то рановато.

Австрия-2001 © autosport.com
Австрия-2001Фото: autosport.com

Но тогда всех этих тонкостей я не понимал, а просто наслаждался гонкой на ITV под комментарий Джима Розенталя. По какому-то случайному стечению обстоятельств моя мама ходила к одному и тому же мануальщику в Рединге, что и дебютант Формулы 1 Хуан-Пабло Монтойя, и однажды она вернулась домой с подписанной им фотографией. Одного этого семилетнему пацану было достаточно, чтобы навсегда влюбиться в этого гонщика Williams-BMW.

К тому моменту колумбиец уже успел заявить о себе на этапе в Бразилии, когда на рестарте в великолепном стиле обогнал Шумахера в борьбе за лидерство. Всего в третьем своем Гран При он смог выйти в лидеры и даже оторваться от преследователей – увы, только лишь для того, чтобы пострадать от кругового Йоса Ферстаппена на Arrows, въехавшего ему в зад после пропуска.

Из-за проблем с надежностью Хуан-Пабло впервые доехал до финиша только в пятой гонке сезона в Барселоне, предшествовавшей Гран При Австрии. Там он финишировал вторым следом за Шумахером, когда Мика Хаккинен сошел с дистанции на последнем круге из-за проблем с мотором.

Вернувшись в Австрию, где за четыре года до этого он одержал победу в Формуле 3000, Монтойя показал в квалификации второе время, впервые опередив своего напарника Ральфа Шумахера и проиграв лишь его брату Михаэлю.

На старте гонки колумбиец лучше справился с волнением и сумел выйти вперед, тогда как Ральф тоже опередил брата, выйдя на вторую строчку. Позади из-за проблем со стартовой системой на своих местах замерли сразу четыре гонщика: Мика Хаккинен на McLaren, Ник Хайдфельд на Sauber, а также оба пилота Jordan Ярно Трулли и Хайнц-Харальд Френтцен.

Култхард, у которого в квалификации возникали проблемы с балансом, сразу отыграл две позиции, объехав Трулли и Хайдфельда, и держался на пятом месте, пока его не опередил Йос Ферстаппен – отец Макса – на Arrows с низким количеством топлива.

Австрия-2001 © autosport.com
Австрия-2001Фото: autosport.com

После того как на десятом круге из-за проблем с тормозами с дистанции сошел Ральф Шумахер, буфер между Хуаном-Пабло и Шумахером исчез. Не помогало ему и то, что шины Michelin на его машине гранулировались гораздо быстрее, чем Bridgestone на Ferrari. Все это привело к тому, что давление серьезно возросло.

Одна из главных проблем современной Формулы 1, по моему личному мнению, заключается в том, что гонщик со слегка более изношенной резиной, идущий впереди соперника, становится легкой добычей, когда оппонент подбирается к нему на дистанцию открытия заднего крыла. Да, иногда это ведет к целой череде обгонов, а быстрые пилоты теперь не портят себе целые гонки (а иногда и чемпионаты, как в случае с Фернандо Алонсо в 2010-м в Абу-Даби – в последней гонке без DRS) в трафике за более медленными машинами.

Но вместе с тем это не дает никакого пространства для маневра защищающемуся пилоту впереди – всё, что ему остается, – это принять неизбежность происходящего. Если он начнет изо всех сил оборонять свою позицию, которую все равно отдаст через три поворота, то тем самым лишь усугубит свою ситуацию, угробив шины. Можете называть это чрезмерным прагматизмом, но мне кажется, что любой гонщик должен заслужить право на обгон.

И Монтойя тогда – в 2001-м – не намерен был уступать титулованному Шумахеру ни сантиметра гоночного полотна. Да, во втором повороте на 16-м круге случился поворотный момент всей гонки – колумбиец отказался пропускать мимо немца, затормозил позже и вместе с ним вылетел за пределы трассы. И да, если бы не тот инцидент, возможно, та гонка встала бы в бесконечный ряд привычных для Михаэля побед, которые с течением времени, такое ощущение, слились в одну. В моем же неокрепшем детском сознании это был акт героизма, пусть и стоивший Монтойе гонки, как и Шумахеру.

Проигрывая буквально на каждом разгоне, гонщик Williams вынужден был пилотировать абсолютно идеально, чтобы удерживаться впереди соперника. Это ему удавалось делать на протяжении нескольких кругов, после чего Михаэль все же поравнялся с ним в шпильке второго поворота по внешней. Но Монтойя затормозил позже, заблокировал колеса и вылетел с трассы, забрав с собой Шумахера – к величайшему гневу последнего.

«Наше сражение было честным вплоть до инцидента, – сказал позже Михаэль. – Он пытался выбить меня в повороте, и мне просто пришлось выехать на траву – я же не мог повернуть сквозь него. Он не смотрел, куда он едет, он смотрел, куда еду я».

Монтойя в своем ответе был непреклонен: «То, что произошло между мной и Михаэлем, – это всего лишь гоночный инцидент. Он затормозил достаточно поздно, но я тоже тормозил поздно. В итоге я заблокировал задние колеса и проехал по прямой».

Вернувшись на трассу, немец быстро восстановил третью позицию в гонке, опередив Оливье Паниса на BAR и единственный оставшийся Sauber на трассе под управлением Кими Райкконена. На 46-м круге он первым из лидирующей тройки заехал в боксы. Лидером заезда в тот момент был Рубенс Баррикелло, следом за которым шел Култхард.

Бразилец не смог продержаться на трассе дольше одного круга и заехал на пит-лейн на 47-м круге в надежде остаться лидером после пит-стопа Дэвида.

Но шотландцу удалось проехать потрясающий круг, на котором он лишь полсекунды уступил своему квалификационному результату. Это помогло ему после остановки в боксах на 50-м круге вернуться на трассу лидером с отрывом от Баррикелло в 1,3 секунды. Бразилец так желал одержать свою вторую победу в Формуле 1, но увы…

На протяжении оставшихся 20 кругов Култхард мастерски сохранял отрыв от второго места, а тем временем в Ferrari напомнили Баррикелло о его месте в команде, приказав пустить вперед напарника.

Дэвид Култхард © autosport.com
Дэвид КултхардФото: autosport.com

После продолжительных споров бразилец все же подчинился приказу и в последнем повороте последнего круга пропустил Шумахера.

«Я пустил Михаэля вперед, потому что меня об этом попросила команда, – сказал Рубенс после гонки. – Думаю, это была одна из лучших моих гонок. К сожалению, Дэвид смог продержаться на трассе чуть дольше меня, и это его спасло. В остальном же я был очень доволен машиной и думаю, что вполне мог выиграть».

Райкконен финишировал четвертым всего в шестом своем Гран При, что позволило ему сравняться по очкам с Хаккиненом, которого он годом позже заменил в McLaren. А замкнули зачетный список Панис и Ферстаппен.

А как там Монтойя? Он смог выбраться на четвертое место, но на 41-м круге сошел с дистанции из-за проблем с гидравликой.

Да, он не добился в той гонке результата, на который рассчитывал, но, знаете, после 19 лет работы в автоспорте мне есть за что сказать ему спасибо. Хотя не думаю, что моя семья ко мне присоединится...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/10044/the-day-montoya-refused-to-give-up

Австрия-2001 © autosport.com
Австрия-2001Фото: autosport.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle