Русский механик в Формуле Е: Я получил прививку удовольствия!

7 июня 2015 в 15:47

Древнегреческий философ Аристотель сказал когда-то: «Город – это единство непохожих». В Древней Греции не было автомобилей, и тем более электричества, но если бы Аристотелю удалось побывать в паддоке Формулы Е, свое вечное высказывание он адресовал бы команде механиков.

Неприятности в команде Формулы Е Trulli на московском этапе начались задолго до решающего заезда. Сначала ногу повредила директор команды по связям с общественностью Сара Хернмарк. Но настоящей глобальной проблемой стало то, что в Москву не смог прилететь один из механиков. Из экстренной ситуации был найден экстренный выход. В итоге итальянца на российском этапе заменил наш отечественный специалист. Алексей Лебедев в свое время работал в команде Алексея Васильева, правда, в гоночной серии Ferrari Challenge. А так как в паддоке Формулы Е Леша оказался единственным русскоговорящим человеком, мы не могли пройти мимо. Тем более, что и для него это был первый опыт работы с электрокарами, а, следовательно, в конце рабочего дня русский механик из GT должен был просто «искрить» впечатлениями!

Алексей Лебедев
Алексей Лебедев

Особую изюминку этой ситуации добавляло то обстоятельство, что Алексей совершенно не владеет итальянским языком. Да и английский, как выяснилось, оказался ниже базовой комплектации. Удивительно, но это никак не повлияло на взаимопонимание в команде.

«Это вполне обычная ситуация, - объяснил Алексей во время одного из перерывов. – Большинство команд имеют интернациональный состав. Здесь в команде Trulli многие итальянцы не знают английского. Есть те, кто не говорит по-итальянски [Trulli Formula E Team зарегистрирована в Швейцарии. – прим. ред]. Но это не мешает понимать друг друга. Главное знать основные термины. Единственное, что действительно может внести путаницу – это метрическая система. Бывает, когда гаечные ключи в миллиметрах, а бывает когда в дюймах».

Со стороны работа бригады механиков выглядит очень слаженной. И при этом каждый занимается своим делом. В телетрансляциях можно увидеть, как во время пит-стопа каждый механик делает что-то одно. Кто-то откручивает гайку, кто-то снимает колесо, кто-то ставит новое и так далее. Во время пит-стопа каждый механик заточен под одно движение, и все это нацелено на сокращение временных потерь. Совсем другое дело – подготовка машины. Здесь также каждый делает что-то одно. Но что достанется именно тебе заранее неизвестно. Механик должен уметь все. И без лишних вопросов. Время – это самая большая ценность в боксах. Переспрашивать или долго искать нужный инструмент – непозволительная роскошь. Единство, которое демонстрируют своей работой механики гоночной команды, можно сравнить разве что с пчелами в улье.

В Формуле Е на пит-стопах не меняют резину. Здесь меняют целый автомобиль. Но все же переобувка шин на скорость – это одна из обязанностей механиков. Во время свободных практик, если стоит задача опробовать обе машины, колеса, как правило, оставляют те же. Схема работы такая: пилот, проехав несколько быстрых кругов на машине А, заезжает в боксы. С машины А снимают колеса и ставят на машину В. Пилот садится в машину В и проезжает еще несколько быстрых кругов. Так экономят резину.

«Конечно, в европейских командах все немного по-другому, - признается Алексей. - Каждый занимается своим делом. Здесь пилот и даже инженер никогда не подойдет к тебе и не начнет объяснять, что ты что-то делаешь неправильно. У них есть результат, и каждый думает, что бы такого сделать, чтобы его улучшить. У нас, особенно лет пять назад, во всем всегда винили машину. Нет результата – виновата машина. Когда Васильеву удалось съездить на несколько месяцев на стажировку за границу, он начал сбрасывать секунды по полторы.

Пилот готовит себя к гонке так же, как и механики готовят автомобили. У каждого свой режим. Например, Льюцци много общается с инженерами и телеметристами, пытается понять на каких участках, он может что-то изменить. А Трулли спит. И не потому что он ленивый. Просто в этом случае результат будет выше».

Техника безопасности – это важный аспект в работе с электрокарами. Здесь все немного более демократично, чем в Формуле 1 или в WEC. Например, нет ничего зазорного в том, чтобы носить на ногах кеды, а не высокие ботинки. Здесь нет бензина, поэтому не нужно одевать шлемы. Главную опасность представляет собой электричество. Автомобиль в Формуле Е – это большой аккумулятор на колесах. И в те секунды, когда его присоединяют или отсоединяют от блока питания, может проскочить искра. Не всякий ток смертелен, но всякий ток опасен. Если кто-то из механиков надел толстые резиновые перчатки и взялся за кабель, вокруг на пару секунд наступает тишина и спокойствие.

Если между заездами есть достаточное количество времени, как например, между квалификацией и гонкой, машину нужно обязательно помыть. Автомобиль разбирают и моют прозрачной жидкостью, по запаху сильно напоминающей ацетон.

«Это интересная традиция. И дело не только в чистоте. Пока ты моешь машину, ты все еще раз трогаешь своими руками. Если что-то где-то открутилось или разболталось, ты сможешь это поправить. Насчет уменьшения сопротивления воздуха я не уверен. Но вид чистой и грязной машины сильно отличается. Ведь любой автоспорт это еще и шоу», - уверяет Алексей.

Действительно, через полчаса после квалификации паддок напоминал овощной рынок. Только вместо редисок и картошки в брезентовых палатках находились дорогущие машины. Причем народу здесь прогуливалось столько, что позавидует любая ярмарка выходного дня. И чистый автомобиль выглядит куда как более аппетитно. Московский этап Формулы Е – это солидное мероприятие, и солидные гости здесь не редкость.

Даже на самых звездных гостей механикам отвлекаться некогда. Механики даже обедают на бегу. Булочки, чипсы, минералка – то, что не надо греть, и то, что не портится. Хотя наш герой Алексей к еде на работе относится с осторожностью:

«Поешь, а потом еще спать захочется! Лучше держать себя в тонусе. Но у всех по-разному. Я во время работы стараюсь есть реже».

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина

Минут за сорок до старта боксы вдруг опустели. Машины покатили на стартовую решетку. И механики из парилки тентованных боксов выбрались на набережную реки Москвы. Алексей скажет потом, что минуты перед стартом - это не хлопотный, но очень нервный отрезок времени. Если вдруг вскроется какая-то недоработка, исправить ее будет уже невозможно. А в остальном единственная работа команды в данный момент заключается в укрывании пилота от солнечного света.

Затем 35 кругов гонки работают пилоты. Когда работают пилоты, механики отдыхают, а в нашем случае еще и делятся впечатлениями.

«Никогда раньше не работал с электромобилями. Поначалу думал, что это за гонки на шуруповертах?! Но очень быстро понимаешь, насколько серьезно здесь все организовано, - поделился Алексей своими впечатлениями. – Здесь в гараже такие инструменты, о которых мы могли только мечтать. Почти все можно измерить, любую проблему можно увидеть на мониторе. Ну и машины далеко не такие простые, как может показаться. Для меня работа здесь – это прививка удовольствия. Своеобразный укол радости. Очень много эмоций и все они положительные. Три дня пронеслись, как один. Тем более что работа заканчивалась в час ночи, а начиналась в шесть утра. Я живу в Зеленограде, поэтому на сон оставалось часа четыре».

Единственным негативным моментом оказался результат. Витантонио Льюцци уже на первых кругах совершил незапланированный пит-стоп. Ярно Трулли долго шел в очковой зоне, но из-за ошибки соперника на торможении, сошел с дистанции.

Пилоты после гонки отдыхают или дают интервью. Механики идут разбирать боксы. Все нужно сложить и подготовить к транспортировке. На это уходит часов шесть. Уик-энд заканчивается, когда собран последний чемодан. На следующий день Кремлевская набережная мало напоминает о том, что здесь еще вчера 20 электромашин дружно превышали допустимую скорость более чем в три раза, и им ничего за это не было. С места, где стоял гараж команды Trulli открывается прекрасный вид на Храм Василия Блаженного...

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle