Гиперкары в WEC: Вилами по воде

15 марта 2019 в 14:42
Фото: FIA WEC

Поможет ли новая категория чемпионату мира по гонкам на выносливость выйти из кризиса или слишком сложное балансирование двух разных типов машин еще больше отпугнет производителей, разбирается эксперт AUTOSPORT.com.ru Владимир Башмаков...

Как известно, руководство FIA WEC изменило один из ключевых пунктов нового технического регламента для старшей категории прототипов. И пусть он вступит в силу только со второй половины 2020 года, хочу обратить ваше внимание на ряд вопросов, назревших уже сейчас.

Итак, изначально было объявлено, что в сезоне 2020-2021 на смену классу LMP1 придёт категория «гиперкаров», изначально условно названная GTP. Это должны были быть прототипы, внешне сильно приближенные к своим серийным собратьям. Но некоторые производители продавили дополнения, согласно которым вместе с прототипами в класс будут допускаться машины, построенные на базе серийных, то есть, грубо говоря, доработанная под гонки дорожная техника.

Aston Martin Valkyrie AMR Pro. Женева © Drew Phillips
Aston Martin Valkyrie AMR Pro. ЖеневаФото: Drew Phillips

Зачем?

К серьёзной смене концепции организаторов подтолкнула проблема с привлечением в чемпионат новых производителей. Если в 2015 году WEC был на пике, то за пару лет ситуация в корне изменилась. Тогда в классе LMP1 было четыре производителя. Пусть Nissan в итоге так толком и не смог полноценно прийти в чемпионат, во многом по собственной вине, из-за яркой, но неудачной идеи с переднемоторным и переднеприводным прототипом, Porsche, Audi и Toyota сражались друг с другом несколько лет подряд, и порой экипажи трех команд боролись за победу до самого клечатого флага, как, например, в Фудзи в 2016 году.

После ухода Audi, а затем и Porsche в LMP1 остался только один заводской коллектив – Toyota, и нужно было как-то и чем-то привлечь новых производителей. Но сделать это, если речь идёт о классе с высокими расходами, очень тяжело.

«Гиперкары» должны были стать привлекательными сразу по двум параметрам. Во-первых, за счёт сокращения бюджетов примерно на 75%, а во-вторых, машины должны были стать внешне похожими на серийные аналоги конкретных марок и больше соответствовать дорожных автомобилям по своим технологиям, но при этом это всё равно были бы прототипы.

А каков реальный интерес?

Вначале к новым правилам был большой энтузиазм со стороны не только производителей, но и частников, таких как ByKolles. Потом заседания рабочей группы перестала посещать Ferrari, обидевшись на неудачный баланс для их машин в GTE Pro, в McLaren началась реструктуризация, и они отметили, что не готовы с первого сезона действия новых правил присоединиться к WEC, а Ford начал смотреть в сторону американского класса DPi и Формулы Е.

Гиперкар © FIA WEC
ГиперкарФото: FIA WEC

Сами правила официально были представлены примерно три месяца назад, 5 декабря. В регламенте была оговорка, что производители должны построить 25 дорожных машин с таким же мотором и гибридной силовой установкой KERS, как у гоночного прототипа, к концу первого сезона и довести их число до 100 – к концу второго.

Но новые поправки к правилам допускают участие в высшей категории WEC с сентября 2020 года не только прототипов, подготовленных по правилам «гиперкаров», но и техники, построенной на базе серийных машин. Похоже, производители решили, что с ограниченным бюджетом в 25 миллионов долларов никто не сможет построить именно прототип, а не переработать серийный гиперкар в гоночный.

Детали того, как будут «балансировать» машины, подготовленные по двум разным базовым концепциям, пока ещё не ясны. Среди производителей, которые продвигали эту идею, были Aston Martin, Ferrari и McLaren. Что касается Toyota, то они остались приверженцами первоначальной идеи.

Сразу сделаем оговорку, что в первом сезоне действия новых правил мы ещё можем увидеть на трассе и старые машины LMP1 от частных команд, которые тоже будут как-то «балансировать» со всеми остальными.

Впрочем, при всём при этом, ещё ни один производитель не подтвердил своё участие в сезоне 2020-2021 в новом классе, а совсем без них WEC рискует потерять статус чемпионата мира, по крайней мере, его главная категория. Так что производители нужны. Но какая сейчас складывается картина?

Porsche и Ford уже не ведут переговоры с ACO и FIA о возможном участии в WEC. У них теперь другие интересы, всё больше связанные с электромоторами. Toyota вроде намерена выступать в WEC в 2020-2021 году, но пока что участие не подтвердила. McLaren, скорее всего, не придёт в первом же сезоне, это, вероятно, будет и в случае c Ferrari, но с корректировкой правил руководство WEC надеется заполучить их хотя бы со второго года. ByKolles и ORECA настроены продолжать гоняться по новым правилам и построить свои гиперкары, но для привлечения внимания к чемпионату нужны известные бренды.

Подстерегающие опасности

Сейчас чемпионат мира по гонкам на выносливость, который стремительно набирал обороты ещё каких-то четыре года назад, оказался в крайне невыгодном положении, так как у Toyota фактически нет конкурентов. Как ни пытаются организаторы менять баланс технологий, делая это почти перед каждой гонкой, уравнять Toyota и частников почти невозможно и из-за разных бюджетов, и из-за разных концепций машин, в первую очередь ввиду наличия/отсутствия гибрида.

Интересно посмотреть на то, как разрешится ситуация с уравниванием совершенно разной техники, как будут соблюдены требования относительно силовых установок и мощности, и в частности гибридной составляющей, если машины действительно будут на базе серийных.

Так или иначе, возможно, это и логичный ход для выхода из кризиса, который образовался в главной категории WEC. Последние изменения всё же дают надежду, что в чемпионат придут известные марки. Но главное, чтобы в итоге не было слишком сильной чехарды с балансированием двух разных типов машин.

Toyota GR Super Sport Concept. Ле-Ман 2018 © Marca.com
Toyota GR Super Sport Concept. Ле-Ман 2018Фото: Marca.com

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle