Недостатки структуры управления в Формуле 1

Дитер Ренкен
18 июля 2014 в 0:57

Недавнее собрание Всемирного совета по автоспорту в очередной раз показало, что процедура принятия решений в Формуле 1 далека от идеала. Дитер Ренкен анализирует её недостатки

Если бы прошедшее в начале июля заседание Всемирного совета FIA, созванное сразу после спортивной конференции в Мюнхене, завершилось бы полным фиаско независимых команд в их стремлении продвинуть идею внедрения жёсткого контроля затрат, это ознаменовало бы громкую победу для Формулы 1 и здравого смысла – и, в свою очередь, означало бы полную несостоятельность и бесполезность самой структуры управления спортом.

Эта встреча Совета стала первой с момента создания в прошлом году Стратегической группы (якобы с целью рационализации процесса принятия решений), когда вектор управления со стороны руководящего органа получил правильное направление.

Впрочем, высший руководящий орган автоспорта утвердил лишь восемь из двадцати с лишним предложений, переданных ему на рассмотрение Комиссией Формулы 1. Стоит добавить, что из этих восьми принятых решений одно было впоследствии отклонено…

Напомним, что Стратегическая группа состоит из шести команд - Red Bull Racing, Mercedes, Ferrari, McLaren (обладатели Кубка конструкторов), Williams (благодаря наследию) и Lotus (как лучшая из остальных команд), – имеющих по одному голосу, а также держателя коммерческих прав Formula One Management (шесть голосов) и FIA (шесть голосов).

Концепцию Стратегической Группы самолично придумал исполнительный директор FOM Берни Экклстоун – когда стало ясно, что предыдущий вариант со спортивной и технической рабочими группами, передававшими свои идеи Комиссии Формулы 1, которая в свою очередь направляла их во Всемирный совет по автоспорту, получился довольно громоздким. Единая Стратегическая группа была призвана заменить техническую и спортивную рабочие группы, чтобы делегировать свои идеи Комиссии Ф1, также пережившей оптимизацию своей структуры.

Тем не менее, после череды вполне обоснованных протестов со стороны команд, лишённых права голоса, в октябре 2012 года в FIA изменили порядок принятия решений. Теперь спортивный и технический комитеты консультируют группу, а затем уже Комиссия, в которой представлены все команды, спонсоры, технические партнёры и промоутеры, рассматривает полученные проекты и идеи.

На этом уровне для утверждения решений, касающихся следующих сезонов, достаточно 70% голосов, когда как вопросы, требующие незамедлительного воплощения в жизнь, требуют единодушного согласия всех участников процесса голосования. И уже только затем проекты попадают на стол Всемирного совета. И кто-то ещё говорил о громоздкости прежней структуры…

Именно благодаря возвращению к полноценному формату Комиссии Формулы 1, которая осуществляет контрольную проверку всех предложений, и были отвергнуты недальновидные идеи запрета термочехлов, уменьшения количества персонала команд на Гран При, пересмотр всего формата уик-энда (отказ от первой тренировки и перенос второй на более позднее время) с целью сокращения издержек.

Кристиан Хорнер © LAT
Кристиан ХорнерФото: LAT

«Итак, мы везём 1000 человек персонала и 150 тонн оборудования в Австралию, чтобы не ездить 90 минут в пятницу с целью сэкономить деньги?» - изумлялся один из руководителей команд, не входящих в Стратегическую группу.

Во время пресс-конференции в Шпильберге, состоявшейся через два дня после заседания Комиссии Формулы 1, автор этих строк поинтересовался у босса Red Bull Racing Кристиана Хорнера, почему различные идеи не получили никакого продолжения, на что он ответил, что Комиссия Формулы 1, отвергла предложения, проанализировав их потенциальную эффективность в реальной жизни.

«Затраты в Формуле 1 являются одной стороной монеты, - сказал человек, которого многие после заявлений Экклстоуна о том, что Хорнер может стать для него самого идеальной заменой, уже окрестили "маленьким Берни". – А шоу – другая сторона. Таким образом, необходимо быть крайне осторожным и не принимать поспешных решений, которые могут негативно сказаться на зрелищности.

Было вынесено немало предложений, которые вряд ли понравились бы промоутерам этапов и другим лицам, имеющим собственные интересы в спорте. К примеру, вы сокращаете формат пятницы, что негативно повлияет на продажи билетов и заполненность трибун.

Если в группу, ведущую обсуждение, входят разные люди, преследующие свои корыстные цели – будь то представители руководящего органа, команд или держателя коммерческих прав, – вам приходится анализировать различные предложения, и это приводит к выводу, что в у сокращения затрат есть и обратная сторона, которая может принести больше вреда, нежели пользы.

Таким образом, решения, которые всё же были приняты, направлены на благо спорта в целом».

После консультаций с платными телекомпаниями, проведёнными членами Стратегической группы, те пришли в ужас от предложения вечером в пятницу транслировать лишь короткий обзор тренировочных заездов. Видеоматериал накапливается в течение двух 90-минутных сессий, а затем его нужно обработать, смонтировать и подготовить к вечерней трансляции.

Отмена первой сессии и перенос второй на 18:00 (если это позволяет протяженность светового дня) не только приведёт уменьшению объёмов отснятого материала вдвое, но и не оставит времени для монтажа и редактуры…

Кстати, возникает вопрос, почему телекомпании, приносящие чемпионату около 45% всего дохода благодаря продаже прав на трансляции, не имеют даже одного места в Комиссии Формулы 1, состоящей из 26 членов.

Кроме всего прочего, Стратегическая группа не имеет чёткой концепции работы, вызывая нарекания в свой адрес относительно компетентности в сфере принятия долгосрочных решений. Как говорят, во время последней встречи Комиссии Формулы 1 Берни Экклстоун поднял именно этот вопрос.

Термочехлы – ещё одна тема. Давайте проанализируем историю этой идеи: источники утверждают, что во время рассмотрения Стратегической группой предложение было принято десятью голосами против восьми, причём абсолютно все технические директора команд (и представители Pirelli, у которых даже не поинтересовались возможными последствиями) были против принятия этого пункта, в результате которого удалось бы сэкономить лишь незначительное количество средств, а уже закупленные дорогостоящие чехлы пришлось бы просто выбросить на свалку.

Когда дошло до голосования на Комиссии Ф1, где представительство сторон было несколько иным, от десяти голосов FIA/FOM "за" осталось пять, тогда как у их оппонентов – только три.

В следующем году команды продолжат использовать термочехлы © LAT
В следующем году команды продолжат использовать термочехлыФото: LAT

И лишь после того, как пять "бесправных" команд (и Pirelli) пополнили альянс противников идеи, счёт достиг 5-9 и позволил склонить чашу весов в пользу сохранения "грелок".

В свою очередь промоутеры, обеспокоенные тем, что пилоты будут осторожничать на холодной резине, также внесли свой вклад. Неудивительно, что предложение не получило должной поддержки.

Термочехлы всё же могут быть запрещены в будущем, но только в рамках возможного перехода Формулы 1 на низкопрофильную резину в 2016-м году, когда также истекает контракт Pirelli.

Приведённая математика явно не допускалась создателями Стратегической группы, когда они согласились вернуться к формату "полновесной" Комиссии. Сейчас уже слишком поздно что-либо менять, поскольку это идёт вразрез с прообразом Договора Согласия – документом, подписанным в июле 2013-го между FIA и FOM. Его нормы будут регулировать вопросы спорта до конца 2020 года.

Конечно, предварительное соглашение должно в идеале стать полноценным трёхсторонним Договором Согласия, подписанным всеми командами, а также двумя другими сторонами. Но дело в том, что с одной стороны FIA уже получила необходимые финансовые гарантии со стороны FOM, потому у неё и нет никакой необходимости вести дальнейшие переговоры. С другой стороны независимые команды уж точно не согласятся, чтобы их права ограничили ещё больше. На самом деле, в данный момент они могут оспаривать любые решения в судах ЕС.

Тем не менее, уже есть многочисленные примеры работы Стратегической группы: достаточно вспомнить об идее начисления двойных очков в последней гонке. Эта норму умудрилась "протащить" во время смены механизма принятия решений.

В минувшем октябре Ф1, только-только отказавшаяся от процедуры "добровольного" управления, которая действовала после истечения прежнего Договора согласия, рассчитанного на 2010-2012 годы, готова была создать Стратегическую группу с её последующим утверждением на декабрьским заседании Всемирного совета по автоспорту.

Спорное решение о начислении двойных очков, которое пришлось принять единогласно, по словам Хорнера, очень непросто отменить. Тут также требуется единодушие, но добиться его сложно из-за наличия собственных корыстных интересов у некоторых участников голосования. В данном случае идти навстречу не хочет FOM, которая предвкушает собственный денежный десерт благодаря ажиотажу вокруг последнего Гран При сезона в Абу-Даби.

Основная же проблема всё-таки кроется не в предложениях, уже достигших Всемирного совета по автоспорту, поскольку в таком случае вся Комиссия Формулы 1 имеет возможность рассмотреть и проанализировать их, – а в идеях, которые были отвергнуты ещё на уровне Стратегической группы. При нынешнем раскладе у бесправных команд даже нет шансов высказать своё мнение или внести поправки.

Несмотря на то, что ещё в январе (и даже раньше) FIA взяла курс на урегулирование вопроса с расходами, некоторые команды и FOM использовали все возможные рычаги в виде доступных голосов, чтобы проект так и не достиг Комиссии – вместо этого на рассмотрение были вынесены символические предложения, которые помогли бы сэкономить командам до $5 млн в год, да и то при условии максимального уровня расходов в этих областях. Данные идеи Жан Тодт впоследствии назвал шуткой.

Таким образом, можно лишь только догадываться, сколько по-настоящему дельных предложений не прошло "сито" Стратегической группы, поскольку они не отвечали интересам "большой шестёрки" команд, планы и намерения которой для коллективов поменьше зачастую остаются неизвестными – их не предают огласке из страха, что эти секреты могут стать достоянием публики.

Странно, что при столь разных интересах внутри секстета вершителей судеб, в группе больше всего боятся утечки информации от тех, кто в эту группу вовсе и не входит…

Тем не менее, сейчас самое время задуматься о структуре, которая даёт ход лишь 50% поступивших на её рассмотрение предложениям, и которую не пугает полный отказ от пятничных тренировок и идея начисления очков в четырехкратном размере по итогам последних трёх Гран При сезона.

Кто знает, может, они уже проголосовали за титановые блоки со звездообразным расположением цилиндров и вихревые генераторы?

Недостатки структуры управления в Формуле 1
Недостатки структуры управления в Формуле 1

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle