Как Льюис Хэмилтон не перешел австрийские Альпы на пути к титулу

Бен Андерсон
10 июля 2017 в 16:46

Всего лишь полтора этапа назад казалось, что Льюис Хэмилтон выйдет в лидеры чемпионской гонки и уже не упустит своего шанса завоевать четвертый в карьере титул. Но после событий в Баку и Австрии британец проигрывает Себастьяну Феттелю два десятка очков. Сможет ли Льюис в этом сезоне переломить ситуацию и завоевать трофей? Бен Андерсон проанализировал итоги Гран При в Шпильберге...

Удивительно, как быстро может меняться ситуация в гонках… Вплоть до середины заезда в столице Азербайджана казалось, что Льюис Хэмилтон, наконец, встал на рельсы завоевания очередного трофея в своей карьере и уже не упустит своей возможности.

Было ощущение, что это только вопрос времени. Хэмилтон одержал уверенную победу в Канаде и лидировал в Баку после старта с поула, пока мало кому понятный проступок Себастьяна Феттеля не запустил цепь событий, приведших к серьезному отставанию британца в личном зачете чемпионата по итогам Гран При Австрии.

Как поддерживать устойчивый психологический баланс в борьбе за титул в ситуации, когда всё идет не так, а от тебя практически ничего не зависит?

Но мы помним, что Хэмилтон уже не раз оказывался в подобных обстоятельствах в недавнем прошлом. Сезон-2014 начался для Льюиса с поломки силовой установки, и следующие несколько гонок он провел в попытках нивелировать 25-очковый гандикап от напарника по Mercedes Нико Росберга, но в итоге вновь откатился назад после проблем с тормозами в Канаде.

В Австрии Хэмилтона развернуло в квалификации, в субботу в Германии вновь вышли из строя тормоза, а в Венгрии загорелась машина… Но Льюису удалось пересилить обстоятельства и завоевать свой второй трофей.

В прошлом году Хэмилтон вновь оказался в роли догоняющего по причинам, от него не зависящим. В Китае штраф за смену коробки передач и проблемы с двигателем, новые неполадки силовой установки в Сочи, столкновение с напарником в Барселоне, а затем авария в квалификации и проблемы с системой рекуперации энергии в Баку.

Перед прошлогодним Гран При Австрии Льюис уступал в чемпионской гонке Росбергу 24 очка. На последнем круге заезда напарники вновь столкнулись, но Хэмилтону удалось удержать победу и сократить отрыв до 11 очков. И если бы не очередной выход из строя мотора в Малайзии, британец, вполне вероятно, оформил бы свой четвертый титул в конце сезона.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Часто Льюису не удавалось справляться с неудачами, что мы видели на примере минувшего сезона. Но в этом году ему предстоит испытать гораздо большее давление со стороны претендента на титул, защищающего цвета другой команды.

Что касается гонки в Баку, то Хэмилтону стоила победы замена подголовника во время незапланированного пит-стопа, и перед австрийским этапом команда заявила, что решила проблему с конструкцией этого элемента.

В итоге вместо того, чтобы подойти к гонке в Шпильберге с преимуществом над Феттелем в три очка, Льюис отдал главному сопернику еще два зачетных балла, несмотря на 10-секундный штраф стоп-н-гоу для немца.

И хотя с точки зрения Хэмилтона FIA должна была вынести более строгое наказание сопернику, федерация ограничилась извинениями от немца и принуждением к участию в программах по безопасности дорожного движения. Также руководство чемпионата предупредило Себастьяна, что в следующий раз такой проступок не сойдет ему с рук.

Льюис не был согласен с этим решением, посчитав, что президенту FIA не мешало бы лично прийти на пресс-конференцию в Австрии и объяснить свои действия. Ситуация для Mercedes осложнилась еще и тем, что в команде вынуждены были менять на машине Хэмилтона коробку передач, что неизбежно вело к потере пяти мест на стартовой решетке в Шпильберге.

В результате коллектив решил пойти на альтернативную шинную стратегию, выпустив Льюиса во втором сегменте квалификации на более жестком составе Supersoft. Однако в конце заключительной части сессии британец не смог пойти на заключительный круг из-за желтых флагов, что, по его мнению, помешало ему побороться за формальный поул с Валттери Боттасом и Феттелем.

Таким образом, вместо того, чтобы бороться за победу в гонке, Хэмилтон вынужден был с самого старта заезда с восьмого места минимизировать потери. И частично это ему удалось, поскольку он финишировал на четвертом месте вплотную к подиуму, тогда как его напарник завоевал свою вторую победу в карьере в плотной борьбе с Себастьяном на заключительной стадии гонки.

© autosport.com
Фото: autosport.com

После финиша Боттас говорил о том, как много на пути к успеху в гонках решают малейшие нюансы, и что с опытом он приобретает способность извлекать из своих возможностей максимум возможного. Всё хорошо, но что сказали бы в Mercedes, если бы Валттери допустил фальстарт в гонке, к которому он был невероятно близок?

То, как финн сорвался со старта, на 100% убедило Феттеля в том, что сделал он это еще до того, как огни погасли, а Даниэль Риккардо заметил, что Боттасу просто очень повезло. В FIA быстро проанализировали ситуацию и постановили, что время реакции финна составило 0,201 секунды.

«Это был просто синхронный старт с огнями, – выразил свое мнение руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер. – Все было на пределе. Наш собственный анализ показал, что был фальстарт на 0,1 секунды, тогда как в FIA решили, что он успел среагировать за 0,2 секунды. Предел был совсем рядом».

Если говорить точно, машина Боттаса действительно тронулась с места еще до того, как погасли огни, но судьи постановили, что он уложился в означенный лимит, так что никаких дальнейших разбирательств не последовало.

«Я уверен, что фальстарта не было, – сказал после финиша Валттери, – но я думаю, это был лучший старт в моей жизни! Не знаю, как я смог отреагировать за 0,2 секунды, но мы много времени уделяем отработке реакции на тренировках, и в пробных стартах гонщики зачастую показывают и лучшие времена.

Но это был действительно великолепный старт. Просто нужно пытаться сохранять предельную концентрацию в момент стартовой процедуры. И в этот раз все получилось».

Феттель охарактеризовал старт Боттаса как нечеловеческий, но, как бы то ни было, финн идеально оторвался от колодок и к концу первого круга опережал преследователя из Ferrari почти на полторы секунды. Но стоит заметить, что на финише их разделил еще меньший интервал.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Тем временем Хэмилтон делал все возможное, чтобы сломить сопротивление тех, кто стартовал выше. На старте он воспользовался проблемами Макса Ферстаппена со сцеплением и вышел на седьмое место, а совсем скоро шел уже шестым.

На шестом круге из 71 Льюис на торможении к третьему повороту прошел Серхио Переса, а двумя кругами позже опередил Ромена Грожана в борьбе за пятое место по внешней в четвертом вираже.

К 19-му кругу Льюис смог приблизиться на расстояние секунды к Кими Райкконену, однако, несмотря на проблемы финна с балансом на шинах Ultrasoft и вопросы к приемистости двигателя Ferrari, не мог его опередить.

Как только в Mercedes убедились, что могут провести пит-стоп без потери позиций – а произошло это на 31-м круге, – они зазвали Хэмилтона в боксы. Цель была вывести Льюиса на чистое пространство и попробовать переиграть Скудерию тактически.

В Ferrari не отреагировали на пит-стоп британца, решив значительно продлить отрезок Райкконена.

Феттель заехал в боксы на 34-м круге, тогда как в Mercedes продержали Боттаса на трассе еще семь оборотов по Ред Булл Рингу в надежде на то, что они смогут заехать и выехать из боксов лидерами.

Это им сделать не удалось, так как во время пит-стопа Боттаса в лидеры гонки вышел Кими. Хотя продержался на вожделенной позиции финн не так долго – его соотечественник Валттери очень быстро догнал его на свежих шинах и опередил по внешней в четвертом вираже на 44-м круге после того, как Райкконен заблокировал колеса поворотом ранее.

После этого Кими сразу заехал в боксы, вернувшись на трассу в арьергарде лидирующей группы, но на более свежей резине, чем у соперников.

К сожалению, Райкконен так и не смог присоединиться к отчаянной борьбе за позиции, которая завязалась на самых последних кругах дистанции.

© autosport.com
Фото: autosport.com

К концу 45-го круга Боттас опережал Феттеля на 4,384 секунды, однако SF70H немца показывала отличную скорость на Supersoft, что позволило ему сокращать отставание от лидера в среднем на 0,143 секунды с круга.

В то же время Боттас, выглядевший очень уверенно на первом отрезке гонки на Ultrasoft, начал сбавлять обороты.

«В начале гонки машина просто летела, – поделился своим мнением Валттери. – Второй отрезок был куда сложнее – шины начали пузыриться, в особенности это касается задней левой покрышки.

Я видел, что проблемы с резиной усугубляются, я это буквально чувствовал, и с каждым разом проходить правые виражи было все сложнее».

С учетом того, что трасса в Шпильберге изобилует правыми поворотами, Боттасу действительно было непросто, но развязка гонки получилась весьма напоминающей события недавнего этапа в Сочи – на последних кругах заезда финну пришлось отбивать яростные атаки Ferrari.

Параллели с российским Гран При можно провести еще и в том смысле, что Феттелю в Сочи Фелипе Масса помешал при проходе на круг, а в Шпильберге такой круговой преградой для лидеров стал уже Серхио Перес. И если Валттери довольно спокойно прошел мексиканца за три круга до финиша в четвертом повороте, то Себастьяну пришлось это делать в следующих затяжных левых виражах. Потерянное время стоило немцу возможности использовать DRS на следующем круге.

© autosport.com
Фото: autosport.com

«Думаю, при прохождении Переса я немного выиграл по отношению к Себастьяну, – сказал позже финн. – Но до этого была пара моментов, что стоило мне определенного времени.

Всегда трудно сказать, кто выиграл, а кто проиграл в подобных эпизодах, поскольку на коротких трассах круговых всегда очень много. Вы стараетесь пройти их как можно быстрее, но иногда теряете на них больше времени, чем ваши преследователи, а иногда, наоборот, остаетесь в плюсе».

На финише заезда Боттаса и Феттеля разделили всего 0,658 секунды – чуть больше, чем в России.

«Всё в итоге закончилось хорошо, – подвел итог Валттери. – Мне нужно было не допускать ошибок, как и в Сочи. Я просто концентрировался на каждом круге и старался максимально быстро пройти каждый следующий поворот. Я очень счастлив, что гонка завершилась именно на том круге, поскольку еще круг мне продержаться было бы проблематично».

Феттель также сказал, что ему не хватило всего одного круга, чтобы опередить соперника, и то же самое можно было сказать и о борьбе за третью ступеньку подиума между Даниэлем Риккардо и Льюисом Хэмилтоном чуть позади.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Что касается австралийца, то он уже в третьем повороте первого круга смог опередить стартовавшего третьим Райкконена, после чего на протяжении всей гонки поддерживал темп лидеров на трассе, которая изначально не считалась подходящей Red Bull. Однако на втором отрезке Даниэлю пришлось непросто, когда Льюис с каждым кругом сокращал отставание от него на более мягком комплекте шин.

На предпоследнем круге дистанции Хэмилтон предпринял попытку атаки на выходе из третьего поворота, но не смог завершить свой маневр виражом позже, поскольку Риккардо предусмотрительно занял внутреннюю траекторию.

«Он отлично защищал свою позицию, – сказал после гонки британец, попутно признавший, что в конце заезда пытался менять регулировки в кокпите, чтобы выжать из шин Ultrasoft максимум. – Не думаю, что я способен был на большее».

Может, и так, но исход гонки нельзя признать утешительным для трехкратного чемпиона мира – теперь в личном зачете чемпионата он отстает от Феттеля на 20 очков, к тому же, его напарник по команде своими уверенными действиями сумел сократить отставание от Льюиса до 15 зачетных баллов.

И для британца это может стать еще одной головной болью в чемпионате. Конечно, Валттери своими победами отбирает очки у Феттеля, чем помогает напарнику, но в то же время он уже, похоже, освоился в новой для себя команде и стремительно приближается к Хэмилтону, что сулит нам любопытное продолжение чемпионата…

В прошлые сезоны события, подобные тем, что произошли в Баку и Австрии – с подголовником и сцеплением – могли вывести Льюиса из себя в психологическом плане, что негативно сказалось бы на его высказываниях в прессе и атмосфере внутри коллектива.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Но в этом году Хэмилтон стал гораздо более спокойным благодаря более продуктивной, по заверениям самого Льюиса, совместной работе в команде. После второй подряд проблемной гонки британец сохранял оптимизм, тепло поприветствовал успех напарника, назвав его работу фантастической, и удовлетворился тем, что смог сократить отставание от напарника с 19 секунд в конце 26-го круга до семи – на финише.

«Не думаю, что в этой гонке я мог сделать что-то лучше, – признался Льюис. – При этом в команде нет никаких проблем. Я не могу сказать, что мои инженеры работают хуже или что руководство не на моей стороне. И я сам работаю на пределе.

Всё, что я могу сделать, это вдохновить команду на дальнейшие успехи таким пилотажем, как сегодня. Честно говоря, в Австрии я был быстрейшим на трассе и провел заезд лучше остальных.

Так что я сохраняю оптимизм. Не думаю, что набранные очки отражают всю картину, но уж как есть. Я не могу ничего поделать. Я лишь могу продолжать пилотировать на уровне и надеяться, что все изменится».

На этой неделе Льюис Хэмилтон постарается в четвертый раз подряд выиграть домашний Гран При Великобритании в Сильверстоуне, что позволит ему вновь включиться в борьбу за трофей, который в последние две гонки чуть от него отдалился...

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: http://www.autosport.com/premium/feature/7609/how-hamiltonEURTMs-title-charge-has-suddenly-unravelled

© autosport.com
Фото: autosport.com

Комментарии для сайта Cackle