"Человек дождя". Айртон Сенна? А может, Льюис Хэмилтон?..

Кевин Тёрнер
22 августа 2017 в 9:24

Трехкратный чемпион мира Льюис Хэмилтон всегда открыто говорил, что для него очень важно повторить все великие достижения его кумира Айртона Сенны в Формуле 1, и некоторые из них британцу уже покорились. Но есть и еще один давний спор, в который может вступить Льюис. Возможно, даже он сам об этом не догадывается. Слово Кевину Тёрнеру...

Быть быстрым под дождем – вечное мерило гоночного таланта, так было во все времена. Это один из главных критериев оценки способностей пилота за рулем, в том числе и потому, что влажные условия на трассе зачастую уравнивают возможности машин.

Большинство великих гонщиков Ф1 прошлого блистали на залитых дождем трассах, но кто из них был лучшим? В AUTOSPORT.com решили собрать статистику по всем дождевым Гран При, чтобы решить этот 67-летний спор.

По самым подробным подсчетам, за всю историю Больших Призов прошло 136 гонок, в которых так или иначе шел дождь или трасса была мокрой – это 14% от всех заездов. Впервые в официальных гонках Ф1 дождь пошел в 1951 году в Швейцарии, а в последний раз на данный момент – в этом году в Китае.

В этих 136 Гран При лишь 17 гонщиков выигрывали более двух раз. Именно с этого списка мы и начнем наш анализ.

Победители дождевых Гран При

17 гонщиков, выигрывавших дождевые гонки минимум трижды

ПилотСтартыПобеды
Михаэль Шумахер4718
Айртон Сенна2113
Льюис Хэмилтон2711
Дженсон Баттон407
Хуан Мануэль Фанхио95
Фернандо Алонсо344
Ален Прост254
Деймон Хилл204
Альберто Аскари74
Найджел Мэнселл263
Карлос Ройтеман233
Эмерсон Фиттипальди213
Джеймс Хант163
Джек Брэбем153
Джеки Стюарт143
Джим Кларк113
Стирлинг Мосс113

 

Этот список возглавляет Михаэль Шумахер с 18 победами в дождевых заездах, хотя его относительный показатель побед в условиях осадков (38.3%) уступает Айртону Сенне (61.9%), Альберто Аскари (57.1%), Хуану Мануэлю Фанхио (55.6%) и чуть-чуть – Льюису Хэмилтону (38.5%). Конечно, стоит принять во внимание, что в случае с Аскари и Фанхио выборка была не столь большой.

Также нужно отметить, что дождевая гонка – понятие в буквальном смысле размытое. Это может быть и полноценный дождевой Гран При с непрекращающимся тропическим ливнем, а может быть и гонка с легким дождиком под конец заезда.

И чтобы "очистить" рейтинг, мы решили оставить в нем лишь те гонки, на исход которых непосредственно повлиял дождь, а все оставшиеся Гран При разделили еще на две группы: на те гонки, в которых дождь не прекращался, и на те, когда осадки имели решающее значение в определении победителя.

© autosport.com
Фото: autosport.com

К примеру, Гран При Европы на Нюрбургринге в 2000 году стартовал посуху, но именно дождь позволил Михаэлю Шумахеру одержать победу над Микой Хаккиненом, так что эту гонку мы отнесем ко второй категории.

После "вычистки" таблицы она предстает перед нами в следующем виде:

Победители дождевых Гран При (обновленная)

Полностью дождевые гонки и заезды, в которых дождь решил всё

ПилотПолностью дождеваяДождь решил всё
Михаэль Шумахер410
Айртон Сенна58
Льюис Хэмилтон47
Дженсон Баттон16
Хуан Мануэль Фанхио11
Фернандо Алонсо13
Ален Прост12
Деймон Хилл22
Альберто Аскари10
Найджел Мэнселл11
Карлос Ройтеман12
Эмерсон Фиттипальди03
Джеймс Хант11
Джек Брэбем21
Джеки Стюарт30
Джим Кларк30
Стирлинг Мосс00

 

С учетом этого критерия лишь пять гонщиков смогли выиграть три и более полностью дождевые гонки в Формуле 1. Это Шумахер, Сенна, Хэмилтон, а также Джеки Стюарт и Джим Кларк.

Стоит отметить, что, хотя полностью дождевые Гран При сильно отличаются в плане адаптации от тех гонок, когда дождь то начинается, то прекращается, перечисленные пилоты блистали в обоих случаях.

Единственным исключением является Дженсон Баттон, который одержал шесть из семи своих побед под дождем (из 15 триумфов в карьере) именно в переменчивых условиях (вторая колонка).

© autosport.com
Фото: autosport.com

Его непостижимое умение приспосабливаться к переменам погоды и оставаться быстрым на сликах, когда начинает накрапывать дождь, делают его главным кандидатом на звание "Мистер промежуточные шины". Что касается полностью дождевых уик-эндов, здесь британец серьезно уступает "большой пятерке".

В случае с несколькими пилотами – и речь в первую очередь идет о Шумахере, Сенне и Стирлинге Моссе – бывало так, что в случае дождя им чуть ли не заранее приписывали победу в гонке.

«Если люди знают, что ты силен под дождем, из этого вполне можно и нужно извлекать психологическое преимущество, – заметил как-то Жаки Икс, гонщик, также великолепно выступавший на мокрых трассах как в Ф1, так и в гонках спорткаров. – Думаю, именно этим время от времени пользовался Джим Кларк».

Учитывая это, любопытно будет посмотреть, сколько полностью дождевых гонок перечисленные нами мастера НЕ выиграли.

Поражения в дождевых гонках

Количество раз, когда гонщик был бит в условиях дождя

ПилотПоражения
Хуан Мануэль Фанхио0
Альберто Аскари1
Стирлинг Мосс3
Айртон Сенна4
Льюис Хэмилтон4
Джим Кларк4
Джеймс Хант4
Деймон Хилл5
Джеки Стюарт6
Карлос Ройтеман6
Михаэль Шумахер6 (8)

 

Возглавляют этот список Фанхио и Аскари, но, опять же, выборка у них не такая большая. И хотя под дождем они ездили действительно великолепно, было бы несправедливо помещать их выше тех, кого осадки испытывали на гоночных трассах чаще. Полезно также взглянуть на причины некоторых поражений из представленного списка.

Два своих "поражения" Стирлинг Мосс потерпел за рулем гораздо более медленной машины, а в случае с Гран При Швейцарии в 1951-м он и вовсе управлял автомобилем HWM класса Формула 2 против техники Ф1. Десятью годами позже в Великобритании Стирлинг противостоял доминирующим Ferrari под дождем, но на подсыхающей трассе откатился назад, а затем и вовсе сошел из-за проблем с тормозами.

Но, как и в случае с Аскари и Фанхио, он провел не так много официальных Гран При, хотя выиграл немало заездов под дождем вне зачета чемпионата мира.

Что касается четырех поражений Сенны, то они пришлись на укороченный Гран При Монако 1984 года, Канаду-1989, когда у бразильца возникли проблемы с мотором, а также Австралию-1989 и Испанию-1992, где он попадал в аварии.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Поражения Хэмилтона? Седьмое место на Гран При Италии в 2008-м, когда он стартовал 15-м, но все равно имел шансы на успех с использованием альтернативной тактики против победителя Себастьяна Феттеля. Затем шестая позиция в Китае в 2009-м с массой проблем, удачно взятое второе место в Корее-2010 после проблем у Феттеля, и сход из-за столкновения с Баттоном в Канаде в 2011-м.

Кларк? На Гран При Великобритании 1961 года он и мечтать не мог о победе, годом позже в Германии ему повезло приехать к финишу четвертым после того, как он забыл активировать топливный насос, там же в 1966-м у него была слабая машина, а годом позже в Канаде он лидировал в гонке, пока его не подвело шасси Lotus 49.

Также в этом списке стоит отметить по шесть неудач у Стюарта и Шумахера. При этом два "поражения" немца мы вынесли за скобки, поскольку это было во время возвращения Михаэля в спорт после серьезной аварии на мотоцикле, и он уже не был собой прежним. Но стоит заметить, что в обоих случаях – в Корее в 2010-м и в Канаде годом позже – он был более конкурентоспособным, чем в сухих гонках в тот свой период. И оба раза он приехал к финишу четвертым.

© autosport.com
Фото: autosport.com

Что касается Стюарта, то второе место в борьбе с Кларком на Гран При Бельгии 1965 год – всего в третьем своем этапе Ф1 по счету – он воспринял как настоящий успех. Как и Джим, на Нюрбургринге-1966 он вынужден был довольствоваться более слабой техникой по сравнению с соперниками. Годом позже в Канаде он пилотировал непослушную BRM H16, а в дождевых Франции-68, Голландии-71 и Монако-72 у него была не самая конкурентоспособная резина.

В качестве поражений Шумахера выступили второе место на Гран При Испании 1992 года, разворот в Донингтоне в 1993-м, напряженная борьба с Деймоном Хиллом в Японии годом позже, а также аварии или столкновения в Бельгии-98 (будучи лидером), Бразилии-2003 и Бельгии-2005.

Все эти обстоятельства ставят Сенну выше Кларка, Хэмилтона и Шумахера.

Среди упомянутых четырех гонщиков лишь Шумахер и Сенна гонялись непосредственно друг с другом в дождевых гонках. И было это два раза. В олимпийской Барселоне-1992 Михаэль блестяще финишировал вторым, тогда как Айртон сошел с дистанции, а годом позже на Гран При Европы в Донингтоне уже немец вылетел с трассы, тогда как бразилец одержал одну из своих самых запоминающихся побед.

Каждого из первой пятерки, включающей Кларка, Стюарта, Сенну, Шумахера и Хэмилтона, можно было бы смело назвать человеком дождя. Они все были флагманами своей эпохи и блестяще расправлялись с соперниками под дождем.

Но по чести, с учетом всего двух объективных поражений в девяти полностью дождевых гонках, королем мокрых трасс, скорее, был именно Айртон Сенна. Но есть одно но – поклонник бразильца и действующий гонщик Льюис Хэмилтон вполне способен до завершения карьеры опередить своего кумира и по этому показателю.

Он уже идет вторым в списке по количеству полностью дождевых побед следом за Сенной, хоть и с худшим относительным показателем. Но последние достижения британца в условиях осадков впечатляют. Хэмилтон выиграл все семь последних дождевых Гран При, включая блестящую победу в Бразилии в конце прошлого года.

Если он продолжит в том же духе, совсем скоро он сможет одолеть своего кумира – но все зависит от того, скоро ли его самого сместят с трона юные таланты…

«Талант Айртона гоняться под дождем всегда вдохновлял меня – с моих самых первых шагов в гонках, – не так давно сказал Льюис. – Я всегда старался использовать любую возможность для победы, и у него это прекрасно получалось.

Я хочу научиться делать это так же, как он. Мои успехи под дождем в Формуле 1 видны невооруженным глазом, и я горжусь тем, что кому-то в этом напоминаю самого Айртона Сенну».

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Источник: https://www.autosport.com/f1/feature/7671/the-unexpected-senna-honour-hamilton-set-to-beat