Легенды «Дакара»: Пять самых выдающихся гонщиков в истории ралли-рейда

Иван Беликов
22 ноября 2017 в 11:01

AUTOSPORT.com.ru продолжает цикл материалов, посвященных 40-летнему юбилею ралли-рейда «Дакар». Горнолыжник, скейтбордист, продавец вина, летучий финн, царь – знакомимся с самыми титулованными пилотами самой знаменитой гонки планеты...

Люк Альфан

Одна из самых уникальных личностей в истории «Дакара». До дебюта в автоспорте Люк Альфан профессионально занимался горными лыжами и в 1997-м даже стал обладателем Кубка мира, после чего решил сменить род деятельности. Уже 1 января 1998 года француз вышел на старт «Дакара» в составе Mitsubishi.

Успех пришел не сразу: на четырех первых марафонах Альфан трижды сошел с дистанции, исключением стал лишь ралли-рейд в 1999-м, когда он занял 16-е место. Результаты пошли в гору с 2002-го, а спустя еще три года он впервые оказался близок к тому, чтобы стать первым лыжником, выигравшим «Дакар». Альфан уступил только напарнику по Mitsubishi Стефану Петеранселю.

Ралли-рейд 2006 года, проходивший по маршруту из Лиссабона в Дакар, ознаменовался бескомпромиссной борьбой между гонщиками Mitsubishi и Volkswagen. По ходу 2/3 дистанции Альфану приходилось бороться не только с Петеранселем, но и с ведущими представителями немецкой марки Карлосом Сайнсом и Жинелем де Вильерсом. Лишь за четыре этапа до финиша инициатива перешла на сторону Mitsubishi. Ну а после редкой ошибки титулованного товарища по команде, врезавшегося в дерево, Альфан закрепился в лидерах и уже до самого финиша у Розового озера никому не уступил первую позицию.

К сожалению, этот успех так и остался единственным на «Дакаре» для бывшего лыжника. В 2007-м он не смог отстоять звание действующего победителя и уступил Петеранселю семь минут, финишировав вторым. В 2008-м ралли-рейд был отменен, а свой единственный «Дакар» в Южной Америке Альфан не смог завершить из-за технических проблем. Этот ралли-рейд стал для него последним...

Летом 2009-го Альфан вышел на старт внедорожной гонки на мотоциклах Rand-Auvergne. На финальном этапе 400-километрового соревнования француз упал и получил тяжелую травму спины. Он сумел восстановиться, но в гонки, увы, больше не вернулся.

Ари Ватанен

Когда после гибели Хенри Тойвонена в 1986 году в WRC была запрещена Группа B, Peugeot пришлось искать альтернативные варианты выступления с моделью 205 T16 и выбор пал на «Дакар». А кто лучше знал эту машину, как не Ари Ватанен? Чемпион мира-1981 как раз восстановился после многочисленных переломов, полученных в аварии на Ралли Аргентина-1985, и переборол жуткую депрессию.

Возвращение «Летучего финна» в автоспорт получилось поистине триумфальным: проехав изнурительную гонку протяженностью 8315 км он не просто доказал всем, кто списал его со счетов, что у него все в порядке с физической формой, но и сходу выиграл главный ралли-рейд планеты. Этот успех он повторил вместе с Peugeot в 1989-м и 1990-м, а в 1991-м победил вместе с Citroen. Ватанен по сей день остается единственным гонщиком, которому удалось выиграть два «Дакара» подряд за рулем машин разных марок.

Сирил Депре

Один из трех самых успешных и результативных участников в истории «Дакара». Став чемпионом по мототриалу и эндуро в конце 90-х, француз дебютировал на «Дакаре» в 2000-м и уже в следующем году открыл счет победам на этапах, а в 2003-м финишировал вторым. Так началась десятилетняя история успеха Депре в двухколесной категории главного ралли-рейда планеты. Вплоть до 2013 года он неизменно поднимался на пьедестал почета – не важно, в Африке или Южной Америке, а его единственным соперником все это время был напарник по команде KTM Марк Кома.

Год за годом они чередовали между собой победы, не оставляя конкурентам ни единого шанса. Депре выиграл в 2005-м, 2007-м, 2010-м, 2012-м и 2013-м, Кома победил в остальных гонках. Счет по количеству викторий у них равный – 5:5, но по числу подиумов и выигранных спецучастков Сирил оказался результативнее. Закончилось это противостояние в 2015-м, когда Сирил после не слишком удачного выступления Yamaha принял предложение Peugeot и перешел в категорию внедорожников, а его испанский визави завершил карьеру и занял пост спортивного директора «Дакара».

В категории внедорожников пока карьера Депре на «Дакаре» складывается не столь успешно, и вообще неизвестно, где он окажется в 2019 году после ухода заводской команды Peugeot. Его наивысшим достижением является третье место на «Дакаре-2017».

Владимир Чагин

За всю 30-летнюю историю КАМАЗ-Мастер в составе легендарной российской команды на «Дакаре» выигрывали шесть гонщиков, но ровно половину из 14-ти побед одержал Владимир Чагин.

Свое восхождение на гоночный олимп «Царь пустыни», как прозвали его на бивуаке, Владимир Геннадьевич начал в качестве механика, и только в середине 90-х получил возможность сесть за руль грузовика из Набережных Челнов. Успехи не заставили долго ждать – уже в 1996-м будущий семикратный победитель «Дакара» выиграл этап Кубка Мира «Мастер-Ралли», проходивший по маршруту Париж-Ульяновск-Улан-Батор, а в 2000-м вместе с руководителем команды, штурманом Семеном Якубовым, и механиком Сергеем Савостиным принес КАМАЗу вторую победу на Дакаре» после триумфа Виктора Московских в 1996-м.

Составу Чагин-Якубов-Савостин было суждено стать золотым. Вместе они выиграли еще четыре «Дакара» – в 2002-м, 2003-м 2004-м и 2006-м. Еще две победы Чагин одержал после переезда ралли-рейда в Южную Африку, но уже вместе с Эдуардом Николаевым (2010) и Ильдаром Шайсултановым (2011) в качестве механиков, тогда как Савостин заменил на посту штурмана Семена Якубова.

На «Дакаре-2011» Владимир Чагин установил сразу несколько новых рекордов. Он одержал 63 победу на спецучастках и в седьмой раз выиграл в категории грузовиков, опередив по этому показателю чеха Карела Лопрайса, который выступал с 1986 по 2006 годы за рулем Tatra.

После этой гонки Чагин принял решение завершить карьеру, но остался в коллективе КАМАЗ-Мастер и спустя полтора года, в июле 2012 года, возглавил его после ухода Семена Якубова в отставку. Именно под чутким руководством семикратного победителя «Дакара» произошла смена поколений гонщиков в команде – Эдуард Николаев, Айрат Мардеев и Андрей Каргинов продолжили его дело и за последние пять лет привезли в Набережные Челны четыре «Золотых бедуина».

При этом вплоть до «Дакара-2017» Чагин оставался единственным, кому удалось одержать семь побед в одной категории, пока с ним не сравнялся…

Стефан Петерансель

Многие считают, будто свою спортивную карьеру Стефан Петерансель начал в седле мотоцикла. Но дело в том, что это не совсем так. Первых успехов француз добился на четырех колесах, но отнюдь не за рулем автомобиля, а на скейтборде, выиграв в 13 лет национальный чемпионат.

Смелость и умение держать равновесие, столь необходимые в данной дисциплине, очень пригодились Петеранселю, когда он пересел на мотоцикл. В десяти стартах в двухколесной категории на «Дакаре» в 90-х годах он одержал шесть побед вместе с Yamaha.

В 1999-м Стефан сменил байк на автомобиль и уже на следующий год поднялся на подиум, а в 2004-м за рулем Mitsubishi Pajero завоевал своего первого «Золотого бедуина» в категории внедорожников. Затем были еще две победы месте с Mitsubishi, а после ухода японского концерна и переезда «Дакара» из Африки в Южную Америку в карьере французского гонщика наступила долгая беспобедная серия, которая прервалась только в 2012-м при переходе из BMW в Mini.

Одержав две виктории вместе с британской компанией, Петерансель в 2015-м присоединился к Peugeot, где на фоне таких напарников, как Себастьен Лёб, Карлос Сайнс и Сирил Депре, закрепил за собой звание лучшего гонщика на «Дакаре», еще дважды поднявшись на вершину подиума и установив рекорд в 13 побед, и сравнявшись с рекордом Владимира Чагина по числу титулов в одном классе.

Следите за новостями самой знаменитой гонки планеты в новой рубрике «Дакар» на нашем сайте.