Фото: WTCR/DPPI

Большое интервью. Франсуа Рибейро о том, как конкуренты стали партнерами

4 июня в 13:01

В конце сезона-2017 чемпионат мира WTCC находился на распутье. Выдвигались самые разные версии, в каком формате продолжит существовать мировой туринг. Ходили слухи и о переходе на регламент DTM, и о принципиально новом регламенте. Как пришли к решению о слиянии WTCC и TCR, и насколько выгодным оно оказалось для обеих серий, в эксклюзивном интервью AUTOSPORT.com.ru рассказывает Промоутер Кубка мира Франсуа Рибейро...

Франсуа Рибейро: Процесс переговоров с TCR International начался совершенно естественным образом, поскольку и для WTCC, и для TCR такое партнерство было взаимовыгодным. И я, и Марчелло Лотти это понимали. TCR International создавалась как платформа для продвижения новой категории автомобилей, но чтобы эта платформа эффективно работала, необходимо глобальное медиа-покрытие и хорошая финансовая поддержка, и как раз с этими двумя составляющими в TCR было не все так гладко. Так что со своей стороны мы обеспечили им медиа-покрытие и финансовую поддержку, а они принесли свой технический регламент, который уже хорошо зарекомендовал себя и стал популярным как среди автопроизводителей, так и среди поклонников туринга.

WTCR – это результат «win-win» стратегии, когда в выигрышной ситуации оказываются обе стороны

Франсуа Рибейро

Технический регламент TCR был принят без изменений? Cегодняшние автомобили, участвующие в WTCR идентичны тем, что мы видели на трассах TCR International?
Ф.Б.: Да, машины абсолютно такие же. Более того, требования Balance of Performance отныне распространяются на все чемпионаты TCR. Что, действительно, отличается – это уровень пилотов в WTCR. Сегодня на стартовой решетке просто немыслимое количество титулованных и легендарных спортсменов. Это, конечно, очень повышает качество гонок.

Все 26 мест на стартовой решетке WTCR заполнены

Почему вы не стали сохранять двенадцать этапов в календаре, как это было много лет в WTCC?
Ф.Р.: Главная причина сокращения количества этапов это компромисс между командами – выходцами из WTCC и теми, кто пришел из TCR. Для первых переход на новый регламент означал сокращения затрат на 40%, но для команд, пришедших из TCR, расходы, наоборот, выросли на 40%. Да и количество гонок возросло с 20 до 30, и увеличение числа этапов при таком раскладе могло создать слишком большой разрыв между коллективами. Поэтому мы решили, что десять этапов – это оптимально для календаря WTCR.

Автограф-сессия в Зандворте © WTCR/DPPI
Автограф-сессия в ЗандвортеФото: WTCR/DPPI

В календаре сезона-2018 есть новые трассы – Зандворт в Голландии, Ухань в Китае. Вновь вернулся японский автодром Сузука после трех лет гонок WTCC на трассе в Мотеги. Почему были выбраны именно эти треки?
Ф.Р.: Зандворт – это отличная возможность поработать с пилотом Формулы 1 Максом Ферстаппеном и его фанатами. Совместно с Red Bull мы провели большое мероприятие в рамках гоночного уик-энда WTCR, которым довольны остались все.

Ухань – это один из автомобильных центров Китая, здесь сосредоточено, наверное, самое большое количество автомобильных заводов в мире. Городские власти намерены организовать грандиозное мероприятие для болельщиков, для представителей автоиндустрии, используя WTCR как платформу. Там мы проведем совместный уик-энд с TCR China и китайским туринговым чемпионатом CTCC, устроив великолепный автоспортивный фестиваль.

Жан-Карл Вернэ выиграл финальную гонку WTCR в Зандворте

Что касается возвращения мирового туринга на автодром в Cузуке, здесь сыграли роль два важных фактора. Во-первых, я уже давно хотел провести совместный уик-энд с Суперформулой, эти гонки очень популярны в Японии, и нам удалось согласовать даты с организаторами.

Норберт Мичелис и Иван Мюллер © WTCR/DPPI
Норберт Мичелис и Иван МюллерФото: WTCR/DPPI

Кроме этого я был не очень доволен гонками на автомобилях TC1 в Сузуке во времена WTCC, поскольку у этих автомобилей очень большая прижимная сила, на быстрых поворотах автодрома они не могли ехать очень близко друг к другу, и гонки в 2014 году получились довольно скучными. Именно поэтому мы стали соревноваться в Мотеги, где проводится MotoGP. Трассы, которые хороши для мотогонок, отлично подходят и для мощных туринговых автомобилей. Но теперь, когда пилоты WTCR выступают на технике TCR, которую отличает низкий уровень прижимной силы, гонки на Сузуке должны быть интереснее и зрелищнее.

Мы очень серьезно подходим к выбору трасс с точки зрения разнообразия конфигураций. Мы начали сезон с двух самых медленных в календаре – в Марокко и Венгрии, затем переехали на скоростной Нюрбургринг, далее – в Зандворт c его сочетанием скоростных прямых и медленных техничных поворотов, теперь после перерыва нас ждет городская трасса Вила Реал, которая нетипично быстра для уличного трека, и далее в календаре следуют очень разные по своему характеру автодромы. Каждый этап уникален, и мы ждем заполненные трибуны на каждой гонке WTCR.

Норберт Мичелис © WTCR/DPPI
Норберт МичелисФото: WTCR/DPPI

Рассматриваете ли вы в перспективе проведение совместных уик-эндов с Формулой 1, как это было в TCR International Series?
Ф.Р.: Нет, и на это есть несколько причин. Во-первых, мы не хотим вынуждать поклонников туринга переплачивать за возможность увидеть туринговые гонки. Я склонен думать, что аудитория туринга и аудитория Ф1– это все-таки разные сегменты, и уик-энд в рамках этапа Ф1 автоматически увеличивает цены для болельщиков. В Венгрии, к примеру, люди приходят болеть за Норберта Мичелиса и платят 25 евро, а если WTCR будет проходить совместно с Формулой 1, фанаты должны будут выложить уже 250-300 евро. Также мы не хотим быть в тени Ф1, чтобы наши пилоты размещались где-то на задворках паддока после Формулы 2. Кроме того, на такие совместные этапы будет практически невозможно привлечь каких-то спонсоров WTCR, поскольку Ф1 не терпит сторонней рекламы.

Аудитория туринга и аудитория Ф1– это все-таки разные сегменты, и уик-энд в рамках этапа Ф1 автоматически увеличивает цены для болельщиков

Франсуа Рибейро

WTCR – серия, в которой участвуют частные команды, пусть и с поддержкой автопроизводителей. Возможно ли в перспективе появление полноценных заводских команд?
Ф.Р.: Нет, мы не планируем вовлекать автопроизводителей напрямую, поскольку это разрушит саму концепцию Кубка. Наш продукт – это гонки для клиентских команд. Да, частные команды пользуются технической поддержкой производителей, частичной финансовой поддержкой. Автопроизводители могут предоставлять командам профессиональных пилотов. Например, такие гонщики, как Жан-Карл Вернэ, Эстебан Герьерри, Тьяго Монтейро, имеют контракт напрямую с автопроизводителями и предоставляются частным командам в WTCR на бесплатной основе. Это отлично, и я бы хотел, чтобы таких примеров было больше, но мы хотим также оставить возможность и для молодых талантов, которые еще не имеют контракта с автопроизводителями. Такие гонщики, как, к примеру, Ян Эрлашер и другие перспективные пилоты могут использовать WTCR, чтобы развивать свою профессиональную карьеру.

Ян Эрлашер и Иван Мюллер © TouringCarTimes
Ян Эрлашер и Иван МюллерФото: TouringCarTimes

Раньше, когда в WTCC присутствовали заводские команды, очень многое в чемпионате делалось для соблюдения маркетинговых интересов автопроизводителей – и с точки зрения формирования календаря, и с точки зрения коммуникаций. Сейчас больше свободы?
Ф.Р.: Да, мы больше не рекламируем автопроизводителей, а смещаем фокус на пилотов и их автомобили. То есть, мы не продвигаем, к примеру, бренды Volkswagen или Audi, но мы продвигаем автомобили VW Golf GTI и Audi S3. 75% наших коммуникаций теперь сконцентрировано на пилотах, на личностях, на том, что происходит на трассе, на гоночном действии. Промоутерам такое отсутствие прямых обязательств перед автопроизводителями дает больше свободы и больше возможностей предоставлять зрелищный контент для зрительской аудитории.

Мы не планируем вовлекать автопроизводителей напрямую, поскольку это разрушит саму концепцию Кубка. Наш продукт – это гонки для клиентских команд .

Франсуа Рибейро

Вы рассматриваете WTCR как вершину «туринговой пирамиды», как это было с WTCC, ETCC и младшими национальными туринговыми сериями? Получат ли возможность лучшие пилоты национальных чемпионатов TCR появиться на стартовой решетке WTCR?
Ф.Р.: WTCR не обособлен от других туринговых серий, этот Кубок – флагман в линейке всех туринговых чемпионатов, и он служит не только платформой для продвижения этой категории автомобилей, но и вдохновляет молодых пилотов из разных стран. К примеру, на этапе в Венгрии у нас были два венгерских пилота Даниэль Надь и Атилла Тасси, которые едут весь сезон в TCR Europe. Также мы дадим возможность гонщикам TCR China или CTCC – Китайского турингового чемпионата – проехать в WTCR. Мы будем выбирать лучших пилотов национальных чемпионатов и предоставлять им возможность проявить себя на более высоком уровне.

Жан-Карл Вернэ © WTCR/DPPI
Жан-Карл ВернэФото: WTCR/DPPI

При каких условиях Мировой туринг может вернуться в Россию?
Ф.Р.: Очевидно, что ехать в Россию без российского пилота в пелетоне WTCR нецелесообразно. Это необязательно должен быть российский автомобиль, достаточно, если это будет российская команда, которая выступает на Hyundai или Audi, причем можно и не весь сезон. Мы выступаем в тех странах, где есть большая поддержка и зрительская любовь к турингу, а присутствие своего пилота многократно усиливает интерес аудитории.

75% наших коммуникаций теперь сконцентрировано на пилотах, на их личности, и на том, что происходит на трассе, на самом гоночном действии

Франсуа Рибейро

TCR International Series сформировала большой рынок спортивных автомобилей этой категории. Теперь, в статусе Кубка мира, эти автомобили будут приобретать все большую популярность, способствуя появлению новых национальных чемпионатов. С точки зрения бизнеса, ожидаете ли вы приход новых спонсоров в WTCR на волне новой популярности категории TCR?
Ф.Р.: Мы сохранили всех наших предыдущих партнеров по WTCC и ведем переговоры с рядом компаний. Более того, нам удалось заключить контракт с OSCARO на предмет генерального партнерства Кубка – этого никогда прежде не было в WTCC. Это большой шаг, и, конечно, мы ожидаем дальнейшего прогресса в этой сфере.

Роб Хафф © WTCR/DPPI
Роб ХаффФото: WTCR/DPPI

Одна из ключевых выгод, которую получила категория TCR, перейдя «под крыло» Eurosport, это – глобальное ТВ-покрытие. Есть ли положительная динамика роста аудитории, насколько хорошо восприняли болельщики мировой туринг «в новом прочтении»?
Франсуа Рибейро: На данный момент мы довольны ростом нашей аудитории. Например, первый этап WTCR в Марокко просмотрело на 16% больше зрителей по сравнению с аналогичной гонкой сезона-2017. В два раза вырос объем освещения в онлайн прессе и соцсетях, на четверть – количество публикаций в печатных изданиях. Это неудивительно. На стартовой решетке больше пилотов, они представляют большее количество стран и среди них очень много настоящих звезд, титулованных гонщиков.

«Это лучшее, что могло произойти с Турингом!» 5 причин следить за Кубком мира WTCR

Также в этом году мы поменяли формат освещения. Было принято решение не транслировать первую субботнюю квалификацию и гонку на Eurosport, но вместо этого организована прямая трансляция на Facebook и Twitter, а также на сайте генерального партнера OSCARO. Мы сделали это не просто так. Нам важно понять, насколько далеко мы можем пойти в соцсетях, насколько эффективен такой формат для привлечения молодой аудитории. Первые цифры у нас уже есть. К примеру, субботнюю гонку в Венгрии на Facebook посмотрели 250 000 человек. Мы будем и дальше оценивать эти показатели после каждого этапа.

Кроме этого, в рамках одного гоночного уик-энда теперь проводится не две, а три гонки, и это также играет роль. Мы предлагаем фанатам больше яркой борьбы на трассе. Раньше в субботу проводилась только квалификация, но всем же интересно смотреть сами гонки. Так что «новое прочтение» уже оправдывает себя на 100%.

С Франсуа Рибейро беседовала Светлана Лысякова специально для AUTOSPORT.com.ru

Обзоры гонок WTCR читайте на нашем сайте в разделе, посвященном турингу.

Автограф-сессия © WTCR/DPPI
Автограф-сессияФото: WTCR/DPPI