Фото: Forbes

Айртон Сенна: Я не смогу найти новый вызов после ухода из гонок

1 мая в 17:27

Прошло 24 года с одной из самых черных дат в истории Формулы 1. Почти четверть века назад не стало Айртона Сенны – трехкратный чемпион мира попал в фатальную аварию на седьмом круге Гран При Сан-Марино-1994 в Имоле.

О том, что именно произошло с машиной бразильца в том злосчастном скоростном повороте Tamburello, мы, наверное, никогда точно не узнаем. Действительно ли сломалась рулевая колонка или произошел прокол, имела ли место ошибка в пилотаже? Да и так ли важно это теперь? С каждым годом 1 мая в мире автоспорта все меньше вспоминают детали той страшной аварии и все больше говорят о том, каким Сенна был человеком и гонщиком.

В этот грустный день мы предлагаем вашему вниманию интервью или, скорее, беседу Айртона Сенны с доктором философии Жаком Даллером, которая состоялась в Монреале летом 1991 года, но была опубликована лишь пару лет назад…

Не могли бы вы назвать качества, присущие гонщикам Формулы 1? Или, так сказать, качества, которые отделяют лучших от статистов…
Айртон Сенна: Для этого необходимо множество разных качеств.

Можете назвать качества, которые приходят вам на ум?
Айртон Сенна: Ну, я думаю, что в первую очередь, это наличие возможности заниматься гонками.

Понятно, заниматься тем, чем хочешь…
Айртон Сенна: В какой-то момент это хобби должно стать неотъемлемой частью твоей жизни. Но самое главное – нужно заниматься этим делом с ранних лет, потому что в таком случае ты получаешь важный базис. Начав в 20, 30, 40 лет и даже набравшись определенного опыта, ты все равно вряд ли сможешь рассчитывать на многое… Дело не в физических данных, а именно в мозговой активности. Сталкиваясь с трудностями в своем деле, всегда приходится анализировать и решать важнейшие вопросы. Когда это дело – часть твоей жизни и ты занимаешься им, скажем, с 4-5 лет, у тебя появляется инстинкт, автоматически вырабатывающий ответ.

Ведь многие начинаются заниматься гонками в раннем детстве, но успеха не добиваются…
Айртон Сенна: Конечно, я назвал только один из аспектов.

Айртон Сенна © mistral-racing.clicforum
Айртон СеннаФото: mistral-racing.clicforum

Вы хотите сказать, что если человек в раннем возрасте не попал благоприятную среду и не начал заниматься гонками, то у него ничего не получится в дальнейшем?
Айртон Сенна: Ну, почему же, может получиться. Просто ему не удастся достичь необходимого уровня, а именно это отличает победителей от остальных.

Фокусы Волшебника: 10 лучших побед Айртона Сенны в Формуле 1 и не только

Поговорим об уверенности в себе. Насколько это важно для гонщика?
Айртон Сенна: Уверенность в себе очень важна. Просто проявляется она по-разному. Есть положительная, а есть отрицательная. В определенные моменты уверенность помогает в решении проблемы и делает тебя сильнее. Но иногда уверенность может только нанести урон.

Если витать в облаках…
Айртон Сенна: Да, и вопрос только в том, когда ты упадешь.

Выходит, положительная уверенность позволяет прогрессировать и набираться опыта. Насколько это важно для победы в чемпионате?
Айртон Сенна: Я считаю, что никогда нельзя быть уверенным в успехе, пока он не достигнут. Всегда очень важно оценивать конкурентов как можно выше и даже быть пессимистом. Хотя, нет, это, наверное, немного не то слово. Скорее, надо специально завышать уровень соперников. Это придает тебе дополнительную мотивацию, повышает требования к себе и является мерой предосторожности на случай, если ты вдруг недооценил кого-то из соперников. Можно работать, работать, работать, а затем в критической ситуации оказаться уязвимым из-за своих слабостей.

Айртон Сенна и Ален Прост © MaxF1
Айртон Сенна и Ален ПростФото: MaxF1

Насколько важна физическая форма для гонщика?
Айртон Сенна: Можно иметь светлую голову, желание добиться цели, но если твое тело не соответствует требуемому физическому уровню, то, значит, ты несовершенен.

Перейдем к теме стрессовых ситуаций. Вы чувствуете стресс перед стартом и по ходу гонки? Как вы это понимаете и как справляетесь?
Айртон Сенна: Я думаю, что чем дольше ты занимаешься своим делом, тем лучше себя узнаешь, понимаешь свои слабые стороны. Я постоянно работаю над собственными качествами и недостатками, пытаюсь научиться справляться с критическими ситуациями и расширять пределы своих возможностей.

Вы считаете, что слишком требовательны к себе?
Айртон Сенна: Я требователен к себе. Таков мой характер.

Вы можете избавиться от напряжения, тревоги и стресса?
Айртон Сенна: Чем больше ты себя узнаешь, тем лучше будешь с этим справляться. Зная пределы своих возможностей, ты понимаешь, как сориентироваться в тот или иной момент. Ты можешь изменить свой подход, что-то сделать иначе, чтобы снизить уровень напряжения и поберечь силы. Вы понимаете, о чем я?
Да.
Айртон Сенна: Ты просто делаешь шаг назад. Иногда можно двигаться вперед и переусердствовать, потратив слишком много сил. Так что нужно уметь взглянуть на себя со стороны и вернуться к той черте, при которой ты справляешься со своей работой лучшего всего.

Но ведь одно дело знать, где находится эта самая черта, а другое – ее придерживаться. Было ли у вас это на практике?
Айртон Сенна: Постоянно. В конце концов, сначала получается случайно, а в следующие разы – автоматически. Я могу привести много примеров: в разных ситуациях, в разные дни, в разные года…

Вы когда-нибудь достигали 100% концентрации в гонках. Это вообще возможно или нет?
Айртон Сенна: Я не считаю это невозможным, но до сих пор никогда не добивался 100% концентрации.

Бывают ситуации, когда кажется, что ты достиг высочайшего уровня. Но все равно потом при изучении деталей ты понимаешь, что в каком-нибудь аспекте можно было добиться большего. В квалификации шансов больше, но все-таки это другая история…

Это спринт…
Айртон Сенна: Именно! Ты садишься за руль только с одной целью – добиться максимума, выложиться по полной.

Отличается ли подготовка к квалификации и гонке? Вы стремитесь к другому уровню? Меняется ли расположение той самой черты, о которой вы говорили?
Айртон Сенна: Нет, уровень подготовки всегда одинаков, вне зависимости от условий. Просто в квалификации и гонке по-разному добиваешься максимума от себя и машины.

Если попаду в тяжёлую аварию, надеюсь, всё закончится сразу. Известные высказывания Айртона Сенны

Переходим тогда к теме фактора страха в гонках. Как справляться с опасениями и рисками?
Айртон Сенна: Фактор страха, безусловно, присутствует. Это может быть как хорошо, так и плохо. Зависит от того, как на это посмотреть. Для меня это важно, поскольку можно задать определенный предел и задействовать чувство самосохранения. При этом важно не оказаться слишком осторожным. Это очень тонкая грань, и найти ее как раз помогает чувство самосохранения.

Авария на Гран При Мексики-1991 © mistral-racing.clicforum
Авария на Гран При Мексики-1991Фото: mistral-racing.clicforum

А почему вы решили в детстве заняться гонками?
Айртон Сенна: Я попробовал и мне понравилось.

Определенно дело не в деньгах. А в чем?
Айртон Сенна: До 21 года я гонялся потому, что мне нравились скорость и острые ощущения. А потом я понял, что пора переходить на профессиональный уровень.

А если ты не побеждаешь, то все равно получаешь удовольствие от выступления в гонке?
Айртон Сенна: Побеждать всегда приятнее. Но моя цель – победа в чемпионате.

Но это долгосрочная цель...
Айртон Сенна: Да. Моя краткосрочная цель – победа в гонке, долгосрочная – победа в чемпионате. Но иногда необходимо жертвовать краткосрочной целью ради долгосрочной. Я могу быть доволен третьим местом, если улучшил свое положение в чемпионате.

Вас до сих пор держат в гонках скорость, борьба и острые ощущения?
Айртон Сенна: В гонках я узнаю себя все лучше и лучше. Это важно для моей профессии, моей карьеры, и, надеюсь, делает меня лучше как человека. Для меня это своеобразная демонстрация того, насколько силен я в одном и чего мне не хватает в другом.

Получается, вы постоянно самосовершенствуетесь…
Айртон Сенна: Именно!

У вас когда-нибудь возникали проблемы с мотивацией и поддержанием интереса к гонкам?
Айртон Сенна: Возникают моменты, поскольку в конце концов определенным ситуациям в гонках свойственно повторяться и некоторые чувства ты испытываешь уже несколько иначе. Так что приходится искать что-то новое. Причины, по которым ты этим занимаешься и почему хочешь продолжать.

Всегда ли это получается?
Айртон Сенна: Лучшие способ – познание себя, поиск и расширение собственных возможностей. Я нахожу свои ограничения и работаю над их устранением. Это заставляет меня идти вперед. Просто когда гонщик выигрывать свой первый поул, первую гонку, первый чемпионат титул, он немного теряет…

Цели достигнуты и нужно искать новые. И как это сделать? Добиться успеха еще раз, ставить рекорды?
Айртон Сенна: Нет, это не про меня. Я считаю, что рекорды – это лишь следствие повторения одних и тех же правильных действий.

Завершив гоночную карьеру, вы будете искать новые вызовы?
Айртон Сенна: Я их не найду.

Вы считаете, что не сможете найти что-то похожее на гонки?
Айртон Сенна: Да. Я думаю, что не найду ничего, что могло бы сравниться с тем, чем я занимаюсь сейчас. Это моя жизнь, и все, что будет после, особенно несвязанное с гонками и соревнованиями, просто будет не тем.

Айртон Сенна перед стартом роковой гонки в Имоле © The Guardian
Айртон Сенна перед стартом роковой гонки в ИмолеФото: The Guardian