Успехи и провалы Liberty Media в первой половине сезона-2017

Иван Беликов
16 августа 2017 в 9:24

Летний перерыв в чемпионате – самое подходящее время для подведения промежуточных итогов. Но в этом году AUTOSPORT.com.ru решил оценить не выступления гонщиков или команд, а деятельность новых владельцев Формулы 1. Превратилась ли Ф1 из ресторана Michelin в закусочную с гамбургерами, разбирается Иван Беликов...

Что удалось сделать Liberty Media?

Формула 1 стала ближе к публике

Одной из первых задач, озвученных новыми владельцами, было сближение Ф1 с болельщиками.

«Мы должны стать ближе к народу, дать ему возможность прикоснуться к своим кумирам», – сказал Чейз Кэри в первые дни работы на месте Берни Экклстоуна.

Не сказать, что в Liberty перевыполнили свой план за первую половину сезона, но болельщикам было чем заняться в свободное от гонок время: поездки на двухместной машине Формулы 1, катание на зиплайне прямо над фан-зоной в Барселоне, конкурсы, призами за победу в котором была ночь в боксах Williams в Сильверстоуне и отмашка клетчатым флагом на Гран При Австрии.

Как это было. Одна ночь в гараже команды Williams F1

При этом гонщики в прямом смысле стали ближе к болельщикам. Неизвестно, имело ли место быть установка FOM, но в Монреале Фернандо Алонсо отправился на трибуну, а в Барселоне Кими Райкконен встретился с маленьким мальчиком, который расплакался после его схода на первом круге.

История с юным болельщиком «Айсмена» привлекла такое огромное внимание, что Кими был номинирован на награду Laureus World Sports Awards в категории «Лучший спортивный момент года».

А вы помните, что сказал Берни про новых фанатов Формулы 1? «Не понимаю, почему люди хотят привлечь так называемое молодое поколение. Чтобы что-то им продать? Да у большинства этих детей вообще нет денег».

Более свободный доступ в паддок

При Берни вход в паддок для болельщиков был закрыт априори. Что говорить, если даже ветеранам автоспорта не всегда удавалось пройти сложнейшей процесс получения пропуска, а гонщики младших серий – GP2/Ф2 и GP3 – тусовались в своем отдельном паддоке.

«Раньше наши пилоты жаловались: «Мы находимся рядом с Формулой 1, а попасть в паддок не можем», – рассказывает руководитель команды Russian Time Стрельникова. – У нас, руководителей команд, пропуск был всегда, а у них – нет. Но теперь и у гонщиков есть пропуск, они могут ходить туда тогда, когда захотят».

Да, Liberty Media открыла паддок: кроме юниоров из младших серий упростили доступ для бывших гонщиков, которым теперь достаточно сделать один запрос, правда в обмен на общение с прессой и раздачу автографов. Про болельщиков тоже не забыли, теперь для посещения паддока есть пакетное предложение F1 Experiences. Удовольствие недорогое – в пределах 800 долларов, и оно того стоит.

«Болельщики должны получать больше за те деньги, которые они платят – это факт», – сказал спортивный директор Формулы 1 Росс Браун.

А что сказал Берни по поводу действий своих последователей?

«Мы управляли Ф1, как высококлассным рестораном Michelin, а не как закусочной с гамбургерами», – довольно красноречиво выразился 86-летний британец.

Интересные нововведения

«Мы уверены, что наш опыт в СМИ, сфере развлечений и организации различных мероприятий поможет расширить и так невероятно успешный бизнес», – сказал президент и генеральный директор Liberty Media Грег Маффей в сентябре прошлого года, когда только стало известно о приходе американской корпорации.

Что же, опыт Liberty Media действительно пригодился. Да, пока они реализуют то, что лежит на поверхности, и не стоит все вау-эффекты приписывать им. К примеру, робот «Титан» впервые появился в паддоке Формулы 1 ещё в Абу-Даби-2013, так что его прогулка по паддоку в Барселоне не была дебютом.

В Мельбурне на самых последних кругах гонки граффити-художники изобразили на стене в закрытом парке финиширующего Себастьяна Феттеля в окружении Mercedes. А разве не здорово видеть интервью первой тройки по итогам квалификации прямо на стартовой прямой перед главной трибуной? В предыдущие года Льюису Хэмилтону, наверняка бы, вручили шлем Айртона Сенны в честь сравнения с бразильцем по количеству поулов вечером в субботу в боксах команды, но ведь гораздо торжественнее получилось это сделать на треке, как это было в Монреале.

Ещё одно интересное нововведение – это победный кубок на стартовой решётке во время исполнения гимна страны, где проходит Гран При.

Вроде бы всё это такие мелочи, но вместе они придают чемпионату эффект новизны и свежести.

Формула 1 стала более демократичной

Что бы сделал Берни Экклстоун, если бы при его правлении двукратный чемпион мира, один из лучших гонщиков современности решил бы пропустить самую престижную гонку сезона ради участия в знаковом событии другой гоночной серии?

«Еще несколько лет назад такое было бы невозможно. Я был бы очень удивлён, если Берни допустил подобное», – прокомментировал генеральный промоутер MotoGP Кармело Эспелета выступление Фернандо Алонсо в «500 миль Индианаполиса» и пропуск Гран При Монако.

«Гонщик Формулы 1 должен выступать в Формуле 1», – сказал сам Берни.

Формально, конечно, у Экклстоуна не было бы права мешать Алонсо, но вот отомстить испанцу и McLaren мог бы легко. Помните слухи о бойкоте Force India в трансляции квалификации Гран При Бахрейна-2013 и Mercedes в гонке на Сузуке-2015? Одними Берни был недоволен из-за пропуска второй тренировки в целях безопасности, а вторыми – из-за несогласия давать моторы Red Bull Racing. По странному совпадению, машины этих команд почти никто не видел в одной из следующих трансляций.

Более демократичные новые владельцы отреагировали довольно спокойно и даже постарались найти плюс в этой ситуации.

«Это несет прямую выгоду для нас, поскольку таким образом именитый гонщик привлекает американскую аудиторию, – сказал Кэри. – Но это не идеальная ситуация, и если бы я мог выбирать, то предпочел бы видеть Алонсо в Монако. Это необычная и неприятная ситуация для его команды и нас, организаторов. Но нужно быть прагматичными и конструктивными».

Через две недели Кэри и Алонсо встретились в паддоке Монреале, и испанец поблагодарил исполнительного директора Ф1 за поддержку, а ещё через 14 дней сам Чейз дал отмашку французским флагом на старте «24 часов Ле-Мана».

Раннее составление календаря на сезон-2018 и продление контракта на проведение Гран При России

Совместными усилиями Liberty Media и FIA предварительная версия календаря на следующий сезон была составлена и утверждена как никогда рано – 19 июня, на три месяца раньше, чем год назад.

«Мы хотели подтвердить календарь следующего сезона раньше, чтобы все промоутеры получили больше времени для подготовки и продвижения своих этапов», – сказал тогда Кэри.

Ни о каких 25 этапах пока речи не идёт и в 2018-м будет 21 Гран При, но новые владельцы активно ведут переговоры. По словам того же Кэри, список потенциальных кандидатов занимает целый лист. В том числе были разговоры о возможном возвращении этапа в Португалии, а в апреле исполнительный директор Формулы 1 встретился с президентом Турции Реджепом Эрдоганом.

«Встреча прошла хорошо и мы достигли принципиальной договоренности. Но соглашение пока не подписано», - подвёл итоги встречи Кэри.

Ну, а в 2020-м планируется проведение гонки на городской трассе в Копенгагене, проект которой был представлен буквально несколько недель назад.

Но что самое приятное для нас, так это продление контракта на проведение Гран При России. Сколько было разговоров в начале года о том, что после ухода Экклстоуна этап в Сочи лишился одного из главных сторонников, а приход владельцев вроде как не пойдёт на пользу, ведь они же американцы! Но, к счастью, всё это были не более чем домыслы, поскольку уже в конце февраля стало известно о том, что контракт продлён и российский этап останется в календаре как минимум до 2025 года. Почти одновременно также было объявлено о новом соглашении с промоутерами гонки в Канаде, рассчитанном до 2029-го.

Есть и негативные моменты в плане календаря, но речь об этом пойдёт во второй половине нашего обзора.

Переименование GP2 в Формулу 2

Тема чёткой иерархии молодёжных серий была затронута новыми владельцами Ф1 в первые недели правления.

«Каждый болельщик MotoGP знает, что пилоты попадают в этот чемпионат из младших классов. Мы хотим воссоздать такую же систему и в Формуле 1», – сказал Росс Браун.

Первой целью на пути к построению автоспортивной лестницы стало переименование GP2 в Формулу 2. Процесс ребрендинга получился достаточно быстрым и уже в начале марта был завершён, что неудивительно, ведь вместе с Ф1 в Liberty получили контроль над GP2 и GP3. Машины, технический и спортивный регламент, естественно, остались прежними. Но уже в 2018-м серия должна перейти на новое шасси с нынешнего Dallara GP2/11, которое используется уже на протяжении шести лет. Будет интересно посмотреть, насколько вместе с этим изменится регламент, в том числе формат гоночного уик-энда.

Даниил Квят: Нам нужна комбинация Ф3 и GP3

Не менее интересно будущее GP3, которую, по слухам, может вытеснить Европейская Формула 3.

Что не удалось сделать новым владельцам Формулы 1?

Потеряли Сепанг и допустили досрочное расторжение контракта с Сильверстоуном

Приход новых владельцев в Формулу 1, к сожалению, не помог сохранить в календаре малайзийский этап, тучи над которым сгустились ещё в ноябре прошлого года. Высокие расходы на проведение, падение уровня продаж билетов и низкие телевизионные рейтинги сделали свое дело, и в апреле промоутеры совместно с Liberty Media объявили о расторжении контракта, который был рассчитан до 2018 года. Так что предстоящая октябрьская гонка станет 19-й и последней для Ф1 на Сепанге.

Есть риск, что в 2019-м мы также в последний раз увидим в календаре Сильверстоун. Буквально за несколько дней до начала гоночного уик-энда Гран При Великобритании в BRDC активировали опцион на досрочное расторжение контракта. Причем произошло это буквально накануне грандиозного мероприятия F1 Live в Лондоне, приуроченного к британскому этапу, что стало серьёзной пощечиной для Liberty Media, как и решение Льюиса Хэмилтона не участвовать в мероприятии.

Слабо развивают соцсети и официальный сайт Формулы 1

Эта претензия кому-то может показаться странной, учитывая, что ещё на зимних тестах команды получили разрешение на съемку в паддоке и публикацию видео в социальных сетях. Но ведь на данный момент это практически все. Лучшие моменты гонок, блиц-интервью – все это было на официальном канале Ф1 на Youtube, в Twitter и Instagram ещё при Берни. Причем сравните, если в MotoGP или NASCAR видеоповтор в социальных сетях появляется почти моментально, то в Формуле 1 даже повтор старта вы увидите лишь после финиша, а по ходу гонки будете наблюдать в официальном Twitter лишь скриншоты. Понятно, что немаловажным фактором являются контракты с телекомпаниями, но ведь тому же официальному аккуанту Ф1 в Twitter даже просто не хватает информативности – отписавшись от него, ты ничего не потеряешь и не пропустишь.

То же самое можно сказать и об официальном сайте чемпионата, активность которого что в дни Гран При, что в обычный будний день на одинаково низком уровне. Если хочется оперативно получить информацию, почитать аналитику, узнать статистику, то вам явно не по адресу formula1.com.

Неудачное обновление графики в трансляции

С трансляциями пока тоже никаких подвижек. На первом этапе сезона в Альберт-Парке планировался дебют ряда интересных нововведений, таких, как сравнение времени круга в каждом повороте и демонстрация отрыва в реальном времени. Но новое программное обеспечение не сработало и привело к сбою в работе телевизионной графики – на трёх первых кругах после старта даже не было отображения позиций. В конечном итоге пришлось вернуться к старому формату, а эти нововведения больше так и не были опробованы.

Проявили слабость при решении FIA ввести «ореол»

Решение FIA внедрить систему защиты головы «ореол» в 2018 году стало одной из главных тем последних нескольких недель и разбило паддок на два лагеря – согласных и несогласных. А что думают в Liberty Media? Удивительно, но никто из троих руководителей на публике не высказал свою точку зрения. Да, за полторы недели до утверждения Росс Браун сказал, что не надо закрывать кокпит, поскольку это будет уже не Формула 1, но никаких заявлений постфактум не поступало. Очевидно, что на решение федерации, навязанное по соображениям безопасности, они бы никак не повлияли. Но странно сохранять молчание, когда речь идёт об имидже чемпионата, владельцами которого вы являетесь и стремитесь сделать лучше, интереснее.

Какие интересные идеи предложили в Liberty Media на будущее?

1. Платные трансляции в интернете

В самом ближайшем будущем легальные трансляции гонок Формулы 1 в интернете могут стать реальностью. Технология OTT впервые была протестирована ещё в прошлом году на Гран При Сингапура, и до конца этого года в Liberty Media хотят определиться с пакетом услуг цифровой подписки.

«Пока никакой конкретной цены нет. Но пусть это будет, скажем, $10 в месяц», – заявил Кэри.

2. Виртуальные тесты с участием болельщиков

Тестированием новых правил и аэродинамических концептов могут заняться обычные геймеры, в обязанности которых будет входить определение сильных и слабых сторон нововведений.

«После тестирования виртуальные пилоты могут давать нам отчеты относительно того, улучшились гонки или нет», – сказал Браун.
3. Проведение гонок по географическому принципу

В целом сейчас так и есть, но в Liberty Media предложили располагать этапы в календаре строго по географическому признаку – Европа, Азия, Америка.

«В этом есть плюсы как для команд, путешествующих от этапа к этапу, так и для болельщиков, – предположил коммерческий директор Формулы 1 Шон Братчес. – Скажем, в течение двух с половиной месяцев зрителям придется вставать очень рано, чтобы посмотреть гонку, в следующие два с половиной месяца – к полудню, ну а оставшиеся Гран При будут начинаться вечером».

4. Эксперимент с ограничением расходов на один сезон

Идея ограничения расходов в Формуле 1 далеко не нова, но пока дальше разговоров дело не заходило. А что, если попробовать ввести данную схему на один сезон и посмотреть, как она сработает?

«Мы хотим понять, будут ли работать такие механизмы», – сказал представитель Liberty Media.

5. Единый день презентаций машин в 2018-м

В феврале 2018 года болельщиков Формулы 1 ожидает грандиозное шоу, если верить различным информационным источникам. Впервые в истории все команды представят новые машины в одном месте и в одно время. Предположительно мероприятие пройдет в Барселоне, где пройдут обе сессии предсезонных тестов.

  • Поделиться: