Алексей Лукьянюк: Опыт и скорость у нас есть, но нужно больше практики

14 декабря 2018 в 17:01
Фото: Официальный сайт Алексея Лукьянюка

Он, как обычно, был самокритичен и сдержан... В эксклюзивном интервью AUTOSPORT.com.ru первый в истории российский чемпион Европы по ралли Алексей Лукьянюк подвел итоги сезона и рассказал о дальнейших планах...

Есть ли у вас чувство выполненного долга?
Алексей Лукьянюк: Безусловно, сейчас есть. Сначала было сложнее. Победа пришла в какой-то неожиданный и непонятный момент – фактически между гонками. Мы долго считали очки и в итоге поняли, что нам их хватает для досрочного чемпионства.

Но сейчас самое главное, что результат достигнут. Мы, конечно, очень довольны проделанной работой. Это не подарок судьбы, мы долго к этому шли.

Как оцениваете свой прогресс за минувший год?
Алексей Лукьянюк: Я не молодею. Чувствуется, что становлюсь более осторожным, более внимательным к деталям. Куража немного поменьше, но, с другой стороны, это позволяет ехать чуть более расчётливо. Накапливается определённый опыт при взаимодействии с командой, автомобилем. Опыт есть, но нужно больше практики.

Ралли Кипра-2018 © Лина Арнаутова
Ралли Кипра-2018Фото: Лина Арнаутова

Что оказалось самым сложным в чемпионате Европы за эти годы выступлений?
Алексей Лукьянюк: Сложно, когда вроде всё получается и вдруг происходит какая-то неожиданность – камень на дороге, поломка машины и так далее. Это достаточно сильно выбивает. В этом году мы, например, как раз столкнулись с камнями на этапах на Кипре и в Греции. Первый инцидент мы списали на случайность, но после второго идентичного происшествия было уже действительно тяжело психологически. Мы начали сезон с двух побед и потом вдруг потерпели два очень досадных поражения, которые, по сути, от нас мало зависели. Всё остальное, что просчитывается и поддаётся какому-то анализу, понятно. Нужно работать и развиваться.

Какое ралли за эти годы больше остальных понравилось вам в плане организации? Какая трасса запомнилась больше всего?
Алексей Лукьянюк: Первое, что приходит на ум, – Чехия. У них очень сильная федерация, достаточно высокий уровень организации соревнования и высокая, скажем так, явка зрителей. И трассы подстать – очень сложные, интересные, накрученные.

Например, по ходу ознакомления до гонки мы обедали в общей столовой с устроителями ралли. Там огромное количество добровольцев, причём люди не молодые, не школьники и студенты, а люди в возрасте, с опытом. Очень многие там уважают и любят ралли, участвуют. Всё проходит достаточно организованно, при большом количестве зрителей.

Ну и сами чешские трассы мне тоже нравятся. Мы там второй раз в жизни выступали на асфальте, но быстро вошли в ритм. Так что Чехия мне очень нравится.

Алексей Лукьянюк/Алексей Арнаутов. Ралли Чехия-2018 © Официальный сайт гонщика
Алексей Лукьянюк/Алексей Арнаутов. Ралли Чехия-2018Фото: Официальный сайт гонщика

А какое ралли оставило наименее приятные воспоминания, что даже не хотелось бы там больше ездить? Есть такие ралли?
Алексей Лукьянюк: Не знаю, стоит ли об этом говорить. В прошлом году у нас была неприятная авария в Латвии. Причиной стало то, что организаторы прямо по ходу гонки изменили расположение ретардеров. Мы не были к этому готовы. Их просто небезопасно сместили уже после ознакомления. Не хочется перекладывать ответственность на всех организаторов, поскольку это было решение конкретного человека. Так бывает, но неприятный осадочек остался.

У раллистов часто бывают разные интересные встречи на дорогах – выбегают олени, коровы. У вас были случаи в этом сезоне, о которых мы не знаем?
Алексей Лукьянюк: Вряд ли были такие, о которых вы не знаете. Были коровы на Азорских островах – слава богу, они шли организованной толпой по одной стороне дороги, не пересекая белую линию. Я, конечно, притормозил и потерял много времени, но тем менее всё было достаточно спокойно и безопасно. А в Чехии на последнем спецучастке три оленя перебегали дорогу. Я даже не успел затормозить, но мы проскочили...

Видео: Алексей Лукьянюк избежал столкновения со стадом коров

Расскажите о своём участии в Ралли Швеция в прошлом году. Вам нравятся зимние ралли?
Алексей Лукьянюк: Как это ни странно, опыта выступлений на зимних ралли у меня достаточно мало. Можно по пальцам пересчитать снежные гонки, в которых я принимал участие. Поэтому, наверное, не совсем правильно говорить, что у меня есть уверенность. В прошлом году мы как раз из-за отсутствия уверенности не могли выйти на хорошую скорость. Вдобавок к этому недостаток опыта помешал правильно настроить машину. Была такая история: нам пришли рекомендованные настройки, и под конец гонки я понял, что мы используем летнее масло в амортизаторах, фактически для гравия – оно более густое. В результате машина была слишком «жёсткой». По-хорошему это должен был сделать инженер. В итоге мы мучились всю дорогу. У нас были технические проблемы, собственные ошибки, так что, можно сказать, была борьба со стихией.

Ford Fiesta Алексей Лукьянюка © Официальный сайт гонщика
Ford Fiesta Алексей ЛукьянюкаФото: Официальный сайт гонщика

Насколько активное участие вы принимаете в работе с настройками или больше доверяете инженерам?
Алексей Лукьянюк: Естественно, что при работе с настройками я – главное действующее лицо. Я высказываю свои пожелания, идеи относительно управляемости автомобиля. В этом году мы сотрудничали с инженером, ранее работавшим в WRC с Оттом Тянаком. Он, конечно, принёс достаточно много свежих идей. У нас очень мало тренировочных километров, и мы не можем попробовать всё, что хотелось бы. Но по крайней мере мы принимали более точные решения по настройкам, и они работали в гонках хорошо.

Как вы следите за WRC?
Алексей Лукьянюк: Слежу в онлайне за результатами, комментариями гонщиков после каждого спецучастка. У меня нет возможности сидеть перед телевизором и смотреть, но есть аккуант WRC+. Так что после гонки просматриваю все дневники, определённые онборды, чтобы впитать атмосферу и понять, что там происходило. Но так же, собственно, и готовлюсь к соревнованиям. Смотрю видео с прошлогодних гонок, чтобы лучше понимать, чего ждать.

В этом сезоне в WRC впервые за последние годы битва за титул шла до финального этапа. Кого из гонщиков вы можете выделить, чей прогресс отметили бы?
Алексей Лукьянюк: Очевидно, что Отт Тянак выиграл больше всех спецучастков, лидировал больше всех. Но где-то не хватило надёжности машины Toyota, где-то – везения, а на таких скоростях где-то это дело случая. Он ещё в прошлом году начал демонстрировать свои способности и прибавил крепко. Но в этом году он действительно был очень силён. Понятно, что и машина хорошая, это видно по результатам многих гонок, в которых и Яри-Матти Латвала, и Эсапекка Лаппи выигрывали спецучастки, были близки к победе. Тем не менее Отт молодец.

Тьерри Нёвиль тоже, как всегда, порадовал своим боевым духом. Может быть, у него сейчас не самые лучшие условия. Ни Дани Сордо, ни Андреас Миккельсен ничего толком не могут показать, как и Хейден Паддон. Про остальных, честно говоря, не знаю, что сказать.

Чемпионы мира и чемпионы Европы по ралли 2018 года © FIA Gala
Чемпионы мира и чемпионы Европы по ралли 2018 годаФото: FIA Gala

Хотели бы вы попробовать себя где-то еще на профессиональном уровне? Есть дисциплина, которая вам по душе?
Алексей Лукьянюк: Я в целом очень люблю автомобили, и все дисциплины автоспорта мне близки. Наверное, я бы хотел попробовать себя в кольцевых гонках, но в них нужен определенный опыт, который трудно получить в ралли. Асфальт у меня получается хорошо, так что, думаю, я бы не был последним. Все говорят, что после ралли надо идти в ралли-рейды. Интересная дисциплина, но у меня она больше ассоциируется с приключением, потому что максимально выкладываться там после ралли, где ты досконально знаешь трассу, крайне сложно. В рейдах надо ехать в неизвестность и показывать быстрые времена.

Но Дакар бы, наверное, проехал?..
Алексей Лукьянюк: Ну, не знаю, надо начать с чего-то попроще…

Ралли Польши-2018 © Официальный сайт гонщика
Ралли Польши-2018Фото: Официальный сайт гонщика

Какую вершину хотелось бы штурмовать дальше?
Алексей Лукьянюк: Хотелось бы сделать следующий шаг и попробовать себя в зачете R5 чемпионата мира по ралли (WRC), но, учитывая наш опыт, без тренировок рассчитывать там на серьезный результат мы сразу вряд ли сможем. Приезжать на гонку с маленьким накатом – это заведомо проигрышная тактика. Да, у нас есть скорость, мы можем ехать быстро, но это, как показала практика, не совсем надежно. Сейчас мы будем крепко думать над тем, что нам делать дальше. Пока бюджет не позволяет тренироваться в нужном объеме.

Пропуск одного сезона в ралли это очень большой провал?
Алексей Лукьянюк: Форма уходит, безусловно, поэтому если у нас не будет бюджета для программы в чемпионате мира, попробуем вернуться в чемпионат Европы, чтобы не терять то, что мы нарабатывали с большим трудом, а параллельно искать возможность для расширения тестовой программы. Уж точно надо проезжать ознакомления как можно большего числа этапов WRC. В этом году мы проехали всего три (Ралли Швеция, Ралли Испания и Ралли Монте-Карло).

Победа изменила отношение к Вам со стороны спонсоров не в России, а в Европе?
Алексей Лукьянюк: Сразу очередь не выстроилась, но по ходу сезона у нас появился спонсор из Греции – Seajets. Они сами вышли на нас и предложили партнерство. Наши чемпионские амбиции ни для кого не секрет, мы давно были близки к победе, так что кардинально пока ничего не изменилось, но мы надеемся и верим, что наш чемпионский титул позволит нам привлечь большее внимание.

Победители Ралли Канарских островов. 2018 год © Официальный сайт гонщика
Победители Ралли Канарских островов. 2018 годФото: Официальный сайт гонщика

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle