300 Гран При спустя: Где сейчас первые соперники Дженсона Баттона?

Иван Беликов
12 октября 2016 в 9:42
Фото: LAT Photographic

Для чемпиона мира-2009 Дженсона Баттона уик-энд в Сепанге стал 300-м Гран При в карьере. По следам юбилея британца мы решили оглянуться назад и вспомнить тех, кто 16 лет назад, 12 марта 2000 года, вместе с ним вышел на старт в Мельбурне. Слово Ивану Беликову...

Для чемпиона мира-2009 Дженсона Баттона уик-энд в Сепанге стал 300-м Гран При в карьере. По следам юбилея британца мы решили оглянуться назад и вспомнить тех, кто 16 лет назад, 12 марта 2000 года, вместе с ним вышел на старт в Мельбурне.

Мика Хаккинен и Дэвид Култхард - McLaren

После двух подряд побед в чемпионате Мика Хаккинен выиграл четыре гонки в сезоне-2000, уступив в сражении за титул Михаэлю Шумахеру. После не слишком успешного выступления в чемпионате 2001 года финн объявил об уходе в творческий отпуск, после которого больше так и не вернулся в Формулу 1. С 2005 по 2007 годы Хаккинен выступал в DTM за команду HWA Mercedes, вместе с которой выиграл в общей сложности три гонки. В конце 2008-го он окончательно повесил шлем на гвоздь. Единственный раз после завершения гоночной карьеры Мика вышел на старт в финале межконтинентального Кубка Ле-Мана в Чжухае в 2011-м.

Култхард был близок к Хаккинену по ходу сезона-2000, выиграв три гонки и став третьим по итогам чемпионата. Шотландец провёл ещё восемь лет в Формуле 1. В 2005-м он перешёл из McLaren в Red Bull Racing¸ которой принёс первый подиум в истории на Гран При Монако-2006. После завершения карьеры в Ф1 Дэвид, как и его бывший напарник, перешёл в DTM, где за три года не добился каких-либо успехов. В настоящее время Култхард время от времени участвует в демонстрационных заездах Red Bull и является одним из самых авторитетных экспертов Ф1.

Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло - Ferrari

Дебют Дженсона Баттона в Формуле 1 совпал с началом беспрецедентной эры доминирования Михаэля Шумахера, выигравшего пять чемпионских титулов подряд. В 2006-м семикратный чемпион мира ушёл в отставку, но спустя четыре года вернулся в качестве гонщика возрожденной заводской команды Mercedes. К сожалению, форма «Серебряных стрел» в то время была далека от нынешней и за три года Шумахер лишь раз, в Валенсии-2012, поднялся на подиум. В конце 2012 года Михаэль окончательно завершил карьеру, а ещё спустя год произошло то самое злополучное падение на горнолыжном курорте в Мерибеле, разделившее его жизнь на до и после…

К Гран При Австралии-2000 Рубенс Баррикелло провёл в Формуле 1 уже более 100 гонок, а к концу карьеры довёл данный показатель до рекордных 322. Останься Баттон ещё на один сезон, и он вполне мог бы превзойти достижение бразильца.

За этот период Баррикелло одержал в общей сложности 11 побед, две из которых пришлись на сезон-2009, который Рубенс провёл в чемпионской BrawnGP вместе с Дженсоном. В конце 2011 года Баррикелло завершил карьеру в Формуле 1, но не завязал с гонками. Сначала двукратный вице-чемпион попробовал себя в IndyCar, а затем перешёл в бразильскую серию сток-каров, где выступает по сей день и даже стал чемпионом в 2014-м.

Хайнц-Харальд Френтцен и Ярно Трулли – Jordan

Пик карьеры Френтцена пришёлся на 1999 год, когда, выступая за Jordan, немец одержал две победы, шесть раз поднялся на подиум и в какой-то момент сезона даже считался претендентом на чемпионский титул. Сезон-2000 был менее успешным, и Хайнц-Харальд лишь дважды, в Бразилии и США, финишировал на пьедестале почёта. Ну а в середине 2001 года он со скандалом покинул коллектив Эдди Джордана и перешёл в команду Prost, которая перед началом следующего года обанкротилась. Немец нашёл себе место в Arrows, но и «Оранжевые стрелы» вскоре, ещё до конца сезона-2002, прекратили существование. На 2003 год Френтцен подписал контракт с Sauber, а по окончании ушёл из Формулы 1. Несколько сезонов Хайнц-Харальд провёл в DTM и различных гонках спорткаров, включая «Ле-Ман».

В то время как карьера Френтцена в начале 2000-х годов пошла под откос, его напарник Ярно Трулли, наоборот, был на подъёме. Несколько успешных выступлений за Prost позволили итальянцу получить место в Jordan. Особое впечатление Трулли в сезоне-2000 произвёл в квалификациях, и это впечатление не испортили даже столкновения в гонках и потери очков. Он провёл в Формуле 1 ещё 11 лет, несколько раз поднялся на подиум, выступая за заводские команды Renault и Toyota, а на Гран При Монако-2004 одержал свою первую и единственную победу. Последние два года Ярно провёл в составе Caterham и на данный момент остаётся последним итальянским гонщиком Ф1.

Эдди Ирвайн и Джонни Херберт – Jaguar

Взяв на себе номинальную роль лидера Ferrari после перелома ноги Михаэля Шумахера в Сильверстоуне-1999, Ирвайн до финальной гонки сезона сражался за титул с Микой Хаккиненом, которому в итоге уступил всего два очка. Это была высшая точка в карьере ирландца. Уже в следующем году он перешёл в новую команду Jaguar, где стал де-факто лидером. Но громкого успеха этому тандему было не суждено добиться: в сезоне-2000 Ирвайн набрал всего четыре очка, а за два следующих года лишь дважды поднялся на подиум. После 2002 года их пути разошлись: Эдди повесил шлем на гвоздь, а Jaguar просуществовала ещё два сезона, после чего была продана Дитриху Матешицу и превратилась в Red Bull Racing, с годами ставшую одной из самых грозных сил в Формуле 1.

Эдди Ирвайн: Команда Jaguar напоминала стадо баранов

Карьера Херберта в «Королевских гонках» подошла к концу ещё раньше. Сезон-2000 стал последним для британца. Причём его финальная гонка, прошедшая в Сепанге, завершилась наихудшим образом – из-за поломки задней подвески Джонни попал в тяжёлую аварию за восемь кругов до финиша, получив ушибы обеих ног.

«Я думаю, это было неизбежно, – прокомментировал тогда Херберг в своём типичном стиле. – Я начал свою карьеру с того, что меня унесли на носилках с трассы [авария в гонке Формулы 3000 в Брэндс-Хэтче-1988, в которой он получил переломы обеих ног], и этим же закончил».

После ухода из Ф1 Херберт выступал в американской серии Ле-Ман, пробовал силы в IndyCar, BTCC, а в 2012 году объявил о завершении гоночной карьеры и сосредоточился на работе телеэксперта на британском Sky Sports F1. Недавно в свет вышла автобиография Херберта, получившая название "Всё, что тебя не убивает..."

Ральф Шумахер и Дженсон Баттон – Williams

Первым из десяти напарников Баттона в Формуле 1 был Ральф Шумахер, к началу 2000-х годов зарекомендовавший себя как один из быстрейших гонщиков в пелотоне. В гонке открытия в Мельбурне немец принёс первый подиум новому тандему Williams-BMW. Дженсон по ходу всего уик-энда находился в тени партнёра по команде, став в квалификации лишь 21-м и опередив лишь другого новичка Гастона Маццакане. По ходу гонки 20-летний британец прорвался на шестое место, но отказ мотора за 11 кругов до финиша положил конец его надеждам на очки в дебютном Гран При.

По ходу дальнейшей части сезона баланс сил между напарниками по Williams менялся то в одну, то в другую сторону. Но по итогам чемпионата Шумахер-младший на три позиции опередил англичанина и набрал вдвое больше очков. В следующем году место Баттона в Williams занял Хуан-Пабло Монтойя, а сам Дженсон перешёл в Benetton.

Дженсон Баттон откровенно рассказал о своей карьере в Формуле 1

Ральф Шумахер провёл ещё четыре года в Williams, выиграв в общей сложности шесть гонок. Последние три сезона младший брат семикратного чемпиона мира без особых успехов выступал за Toyota. После ухода из Формулы 1 в конце 2007 года он провёл пять лет в DTM, где всего дважды поднялся на подиум, хотя и выступал за такую сильнейшую команду как HWA Mercedes.

Джанкарло Физикелла и Алекс Вурц – Benetton

Свой четвёртый сезон в «Королевских гонках» Физикелла начал в потрясающем стиле, финишировав пятым в Австралии и вторым в Бразилии. Ещё два подиума итальянец завоевал в Монако и Канаде, и таким образом помог Benetton по итогам сезона занять четвёртое место в Кубке конструкторов. Тем не менее следующая часть его карьеры получилась витиеватой. Итальянец выступал за Jordan, Sauber, Renault и Force India, но в конце смог осуществить свою мечту и провёл пять последних гонок в 2009-м в составе Ferrari. В настоящее время 43-летний итальянец продолжает защищать цвета компании из Маранелло в чемпионате мира по гонкам на выносливость. В 2012 и 2014 годах Физикелла вместе с напарниками по AF Corse Джанмарией Бруни и Тони Виландером выиграл «24 часа Ле-Мана» в классе GTE Pro.

Казалось, что сезон-2000 станет последним в карьере Вурца в Формуле 1. Австриец оказался в глубокой тени Физикеллы, и в следующем году присоединился к McLaren, где в течение пяти лет был тест-пилотом. Шанс выйти на старт у него появился на Гран При Сан-Марино-2005, когда потребовалась замена травмированному Монтойе. Вурц финишировал на четвёртом месте, а после дисквалификации Баттона за недостаточный вес машины оказался третьим. В 2006 году Алекс перешёл на должность резервного пилота Williams, а в 2007-м и провёл полный сезон в качестве напарника Нико Росберга.

В 2008 году Вурц перешёл в гонки на выносливость, где с большим успехом выступал на протяжении восьми лет. В конце прошлого года он объявил о завершении карьеры и в настоящее время возглавляет Ассоциацию гонщиков Гран При [GPDA], являясь одним из самых больших сторонников введения системы «ореол».

Жан Алези и Ник Хайдфельд – Prost

Самым возрастным гонщиком на старте Гран При Австралии-2000 был 35-летний Жан Алези. Карьера француза к тому времени уже стремительно подходила к завершению. За весь сезон он первый и единственный раз за 13 лет не набрал ни одного очка. В середине 2001 года Жан перешёл из Prost в Jordan, где и провёл пять последних гонок в Формуле 1. Но на этом его автоспортивная карьера была далеко не закончена. В течение пяти следующих лет он выступал за Mercedes в DTM, выиграв четыре гонки, также пробовал силы в «Ле-Мане», а в 2012-м вышел на старт в «500 милях Индианаполиса».

В настоящее время Жан активно занимается карьерой своего сына Джулиано, который в этом году выступает в серии GP3.

22-летний Хайдфельд был вторым самым молодым гонщиком в пелотоне в 2000 году. Немец, как и Баттон, дебютировал в Формуле 1. Правда, в отличие от Дженсона, действующий на тот момент чемпион Ф3000 не набрал ни одного очка. Но зато немец быстрее поднялся на подиум. Если Баттону пришлось ждать аж до Гран При Малайзии-2004, то Ник сделал это уже в третьей гонке после перехода в Sauber в 2001-м, финишировав третьим на Интерлагосе.

Не считая победы Баттона в Венгрии-2006, к 2008 году статистика выступлений обоих была схожей: 11 и 16 подиумов, один и три поула, лидерство в восьми и 13 гонках – правда, всё в пользу Дженсона. Но если в 2009 году карьера Баттона получила неожиданный импульс, и он стал чемпионом, то вот карьера Хайдфельда покатилась под гору.

Кто самый невезучий гонщик в истории Формулы 1?

После ухода BMW немец остался не у дел и получил шанс вернуться только в качестве замены – сначала он в конце сезона-2010 занял место Педро де ла Росы в Sauber, а в 2011-м занял место травмированного Роберта Кубицы в Lotus-Renault, но был уволен ещё до конца года и больше в Ф1 не вернулся. В настоящее время Ник выступает в чемпионате мира по гонкам на выносливость за частную команду Rebellion Racing в LMP1 и готовится к третьему сезону Формулы E.

Педро Диниц и Мика Сало – Sauber

Несмотря на клеймо рента-драйвера и в целом ничем не приметную карьеру, Диниц к 2000 году имел за плечами пять сезонов и более 80 проведённых Гран При. Сезон начался для него со схода в Австралии и пропуска домашнего этапа на Интерлагосе – из-за проблем с задним антикрылом на обеих машинах Sauber снялась с этапа, но в следующих 15 гонках у него было всего три схода и при этом на финише он ни разу не опускался ниже 11 места. Тем не менее впервые с 1995 года Диниц не набрал ни одного очка и по окончании сезона принял решение завершить карьеру. В следующем году он выкупил 40% акций Prost, но через несколько месяцев поругался с Аленом Простом и вышел из проекта, вернувшись в Бразилию, где основал национальную серию Формула Renault. Ну а окончательно покинув автоспорт, Диниц занялся семейным бизнесом.

После замены травмированного Михаэля Шумахера в Ferrari во второй половине сезона-1999 и двух подиумов Сало подписал контракт с Sauber на следующий год. Несмотря на в целом неплохое выступление и шесть набранных очков, финн, как и Диниц, покинул швейцарскую команду. В 2002 году он вернулся в качестве боевого гонщика Toyota. Лучшим достижением Сало стали два шестых места, в Австралии и Бразилии, и всего лишь два очка. По окончании сезона Toyota полностью сменила состав. Финн ушёл из Ф1 и попробовал силы в самых различных гоночных категориях – CART, GT1, на протяжении трёх лет он выступал в гонке Gold Coast 600, в знаковом этапе V8 Supercars, где в 2012-м одержал победу. В 2014-м финн выступил в «24 часах Ле-Мана» в экипаже SMP Racing вместе с Сергеем Злобиным и Кириллом Ладыгиным, заняв 12-е место в LMP2. В настоящее время Сало является спортивным директором серии SMP Ф4.

Педро де ла Роса и Йос Ферстаппен

Успех в японских гоночных сериях, таких как Формула Nippon и GT, помог де ла Росе получить место в Arrows в 1999 году. Испанец остался в команде Тома Уокиншоу на следующий сезон, но произвести впечатление не смог, набрав всего два очка. Затем были два безуспешных сезона в Jaguar, после которых Педро перешёл в McLaren, где целых восемь лет исполнял обязанности резервного пилота. В середине 2006 года каталонец заменил уволенного Хуана-Пабло Монтойю и выступал до конца сезона – его лучшим достижением стало второе место в той самой памятной дождеовой гонке в Венгрии, в которой Баттон одержал первую победу. В 2010-м де ла Роса, несмотря на 39 лет и довольно скромный послужной список, вернулся на стартовую решётку, подписав контракт с Sauber. Свой последний сезон в Ф1 он провёл в составе HRT в 2012-м. В два следующих года он был тест-пилотом Ferrari, но покинул Скудерию вместе с соотечественником Фернандо Алонсо.

В настоящее время де ла Роса является экспертом на MovistarF1 и получает экономическое образование.

Вдуматься только: когда Дженсон Баттон дебютировал в Формуле 1, Максу Ферстаппену было всего-навсего 2,5 года. Отец самого голландца в том сезоне вернулся на стартовую решётку после пропуска одного года, подписав контракт с Arrows. Несмотря на проблемы с надёжностью, машина была достаточно быстра, поэтому несколько разу Йосу удалось блеснуть, как в Монце, где он финишировал четвёртым. На следующий сезон Ферстаппен остался в команде, а в 2002-м не нашёл места для продолжения карьеры. Ещё через год он вернулся в качестве пилота Minardi, но после завершения сезона без сожаления покинул команду из Фаэнцы.

«Я рад, что ухожу, – сказал тогда Йос. – В команде царит настоящий хаос, если это было в моих силах, то я бы провёл ряд увольнений. Я работал во многих командах, но такого никогда не встречал. Многие детали машины ломаются от старости и износа. Уж лучше сидеть дома, чем выступать за такую команду».

На этом карьера «Босса» в Формуле 1 была завершена, но спустя 11 лет он вернулся в паддок уже в качестве менеджера своего сына Макса, который дебютировал в той же команде из Фаэнцы, но уже под названием Toro Rosso.

Марк Жене и Гастон Маццакане – Minardi

В 2000 году Жене провёл свой второй и последний полный сезон в Формуле 1. Оба раза испанец выступал за Minardi. В 2003-м и 2004-м он заменил в Williams травмированного Ральфа Шумахера и довёл таким образом количество проведённых гонок в Формуле 1 до 36-ти. Но на этом гоночная карьера Жене не закончилась – вплоть до 2014 года он выступал в гонках на выносливость, причём весьма успешно – в 2009-м вместе с напарниками по Peugeot Дэвидом Брэбэмом и Алексом Вурцем он выиграл «24 часа Ле-Мана», а ещё дважды, в 2008-м и 2014-м, финишировал вторым.

Гастон Маццакане был третьим дебютантом в сезоне-2000 наряду с Дженсоном Баттоном и Ником Хайдфельдом. В Альберт-Парке аргентинец поделил последний ряд с Баттоном, но на этом сходство между ними заканчивается. После одного года в Minardi аргентинец перешёл в Prost, но уже после четырёх первых гонок был уволен. Попытки вернуться в Формулу 1 ни к чему не привели. В 2004-м Маццакане дебютировал в ChampCar, где провёл один сезон в составе команды Dale Coyne, его лучшим достижением стало шестое место на финише в Торонто.

В августе нынешнего года он выступил на этапе бразильского чемпионата GT на Интерлагосе.

Стоит отметить, что Маццакане на данный момент остаётся последним аргентинским гонщиком Формулы 1.

Жак Вильнёв и Рикардо Зонта – BAR

Второй год в составе BAR прошёл для чемпиона мира-1997 гораздо лучше по сравнению с дебютным, когда Вильнёву не удалось набрать ни одного очка. Уже на первом этапе в Мельбурне канадец финишировал четвёртым. Ещё трижды по ходу того сезона, во Франции, Австрии и США, он повторил этот результат и закончил чемпионат на седьмой позиции, непосредственно впереди Баттона, которого опередил на пять очков. Именно молодой британец стал его напарником через три года. Внутрикомандный конфликт разгорелся между ними с самого начала, когда оба заехали на пит-стоп практически одновременно. В итоге всё закончилось тем, что Вильнёва постепенно просто выдавили из BAR, взяв на его место протеже Honda Такуму Сато.

Сам канадец остался без контракта и со стороны наблюдал за прогрессом своей бывшей команды, которая в 2004-м впервые включилась в борьбу за подиумы и в Кубке конструкторов уступила лишь Ferrari, а Баттон стал третьим в личном зачёте.

Когда гонщики Ф1 могли говорить всё, что хотели...

В конце сезона-2004 Вильнёв вернулся на стартовую решётку, когда из Renault ушёл Ярно Трулли. Затем был сезон в составе Sauber, которая в 2006-м стала заводской командой BMW. Вильнёв сохранил место, но ненадолго, и после аварии в Хоккенхайме его заменил Роберт Кубица.

Второго возвращения в Формулу 1 не случилось, но завершать гоночную карьеру Жак и не думал, и за прошедшие десять лет не попробовал силы разве что в ралли. Где он только не выступал: «Ле-Ман», V8 Supercars, NASCAR, бразильский чемпионат сток-каров, WRX, Формула E. В 2014-м он даже вернулся в «500 миль Индианаполиса».

Кроме того, Вильнёв регулярно комментирует гонки на ТВ. Ну и, конечно, ни одна из злободневных тем в современной Ф1 не обходится без его едких и критических замечаний.

Своим первым очкам в Формуле 1, набранным на Гран При Австралии-2000, Рикардо Зонта был обязан именно сходу Баттона в конце гонки. Затем бразилец ещё дважды, в Италии и США, финишировал шестым, но этого оказалось недостаточно, чтобы сохранить место в BAR. Фактически на этом его карьера была завершена. В 2001-м он вышел на старт только один раз, заменив в Монреале Хайнца-Харальда Френтцена в Jordan. Ещё пять гонок он провёл во второй половине сезона-2004, заменив в Toyota уволенного соотечественника Кристиано да Матту.

С 2007 года и по настоящее время Зонта выступает в бразильском чемпионате сток-каров. Правда, в отличие от Рубенса Баррикелло, особых успехов он не добился, одержав за девять сезонов всего одну победу.

Комментарии для сайта Cackle