Жан Алези о прошлом и настоящем

12 июля 2014 в 19:57

Жан Алези о прошлом и настоящем
Жан Алези о прошлом и настоящем

Разговор с такими людьми всегда пролетает мгновенно. Ибо каждый их ответ – небольшая, но очень интересная история, одна из страничек гоночной летописи. С Жаном Алези, призером 32 Гран При Формулы 1, нам посчастливилось побеседовать о славных деньках прошлого, о эпизодах его карьеры и тех людях, которые встречались ему на пути.

В заключение интервью для AUTOSPORT.com.ru француз, ставший почетным гостем фестиваля Moscow City Racing, сделал прогноз на исход нынешнего чемпионата Формулы 1.

Жан, давайте для начала вернёмся в 1992 год. Именно тогда в России начали показывать гонки Ф1, а вы как раз стали лидером команды Ferrari. Помните тот сезон?

Жан Алези: Знаете, 1992-й получился для нас не слишком успешным. Машина вышла не особенно удачной, мотор тоже оставлял желать лучшего. Я быстро понял, что мой единственный шанс – это старты. Потому наша тактика была предельно простой: постараться обогнать максимальное число соперников на первых метрах, а затем как можно дольше поучать удовольствие, сдерживая их. Но, как правило, машина не позволяла продержаться до конца гонки.

Знаете, сейчас технологии в Ф1 продвинулись очень далеко, и это не всегда позитивно. У всех нынешних пилотов просто есть электронная программа старта. То ли дело в наше время: были только педали газа и сцепления. Но уж если удавалось сделать все правильно, можно было отыграть очень много позиций.

А каково вообще ваше самое приятное воспоминание о годах, проведенных в Ferrari?

ЖА: Как ни странно, это вовсе не победа [в Монреале-95]. Помню, когда я только-только подписал контракт с командой, они организовали для меня тесты во Фьорано. Это было просто какое-то безумие: журналисты со всей Италии, Франции и остальной Европы съехались туда, чтобы увидеть меня.

До того я выступал за небольшую команду Кена Тиррела – и просто не был готов к такому вниманию. Это было просто потрясающе. Да и вообще, годы выступлений за Скудерию принесли мне немало подобных моментов. Помню, как [в 1994-м] я выиграл поул в Монце – и когда пересек линию финиша, трибуны буквально взорвались восторженными эмоциями. Незабываемые впечатления.

Кен Тиррел и Жан Алези. 1989 год
Кен Тиррел и Жан Алези. 1989 год

Вы упомянули легендарного Кена Тиррела. Расскажите о нем.

ЖА: О, это был один из тех людей, кого можно назвать иконой Формулы 1. Его победы с Джеки Стюартом, многочисленные последующие успехи – команда Tyrrell стала неотъемлемой частью истории Больших Призов.

Мы впервые увиделись с ним уже во время моего дебютного этапа Ф1 [в Ле-Кастелле-89]. Дело в том, что первоначально нам удалось договориться о выступлении всего в одном Гран При, к тому же в самый последний момент. Я лишь раз приехал на базу, но Кена в тот момент там не было.

Так что наша встреча состоялась только в боксах трассы Поля Рикара. Конечно же, Кен сразу произвел на меня огромное впечатление. Он начал с того, что сказал: "Парень, не переживай. Даже просто пройти квалификацию [попасть в число 26 быстрейших из 39 участников Гран При] тебе уже будет непросто. И если не получится – ничего страшного".

Я посмотрел на него и ответил: "Хорошо, мистер Тиррел, я так и поступлю". А после этого в пятничной квалификации проехал с седьмым временем. Он отозвал меня в сторонку и продолжил в том же ключе: "Неплохо. Но обязательно помни: впереди вторая квалификация, и нам ни в коем случае нельзя разбить машину. Ты должен непременно закончить свой быстрый круг".

В том Гран При я финишировал четвёртым – и только тогда увидел на лице Кена счастливую улыбку. После этого мы очень сблизились.

После Ferrari вы перешли в Benetton, которая до этого выиграла оба титула – и за два следующих года не одержали в её составе ни одной победы. У них была хорошая машина, отличный мотор – что же пошло не так?

Два сезона в Benetton сулили успех, но не принесли его © LAT
Два сезона в Benetton сулили успех, но не принесли егоФото: LAT

ЖА: Причина проста – и кроется в отношениях Флавио Бриаторе и высших технических специалистов команды. Думаю, у них существовало соглашение, по которому в случае завоевания титула Михаэлем Шумахером полагались призовые. И именно с ними что-то и пошло не так. Росс Браун и Рори Бёрн не получили того, что им было обещано.

Прошло несколько месяцев – и оба покинули команду, перебравшись в Ferrari.

Так что мы с Герхардом [Бергером] получили хорошие машины с отличными моторами, очень надёжными – но у нас не было ни технического директора, ни главного конструктора, ни ведущего инженера.

Вдвойне досадно, так как сам я вышел на очень хороший уровень и был в то время, если не ошибаюсь, самым стабильным в пелотоне, постоянно финишируя в гонках и преодолев наибольшую дистанцию среди всех участников чемпионата. Но скорость машины оставалась прежней и вскоре мы утратили конкурентоспособность.

Я могу вспомнить Гран При Монако 1996 года, моего первого в Benetton. Я лидировал за семь кругов до финиша, когда задняя подвеска не выдержала. Мы использовали не пружины, а торсионы – и один из них просто разломился надвое. Это произошло именно потому, что конструкцию никто не дорабатывал.

То был не самый приятный отрезок моей карьеры.

Ален Прост был напарником Жана – а потом стал боссом
Ален Прост был напарником Жана – а потом стал боссом

Вы также выступали за небольшие частные команды – Алена Проста, Петера Заубера, Эдди Джордана. А не хотелось ли вам когда-либо встать у руля собственного гоночного коллектива?

ЖА: Не секрет, что именно об этом мечтают все пилоты. Но здесь требуется совсем другая работа – и я не уверен, что смог бы добиться в ней успеха. Не сомневаюсь, что мне по силам помочь пилотам или придать нужный импульс инженерам для совместной деятельности. Однако обязанности хозяина команды куда шире. И тут могут возникнуть сложности.

Спасибо, мсье Алези. Напоследок поделитесь, пожалуйста, своими мыслями о нынешнем сезоне Ф1. Кто же всё-таки станет чемпионом?

ЖА: Это лотерея! И прежде всего потому, что победитель финальной гонки получит 50 очков. Этот фактор станет решающим. Вспомните хотя бы прошедший Гран При в Сильверстоуне: Нико Росберг лидировал, но сошел, и из 29 очков преимущества у него осталось только четыре. И если бы двойные очки начисляли в этот раз, ситуация и вовсе перевернулась бы с ног на голову. Так что нас ожидает очень интересная развязка. Пока можно лишь сказать, что чемпионом точно станет гонщик Mercedes.

Жан Алези на Гран При Португалии 1991 года
Жан Алези на Гран При Португалии 1991 года

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle