Технический анализ тестов в Австрии
Во время недавно вернувшихся в Формулу 1 внутрисезонных тестов команды редко испытывают радикальные новинки, но на минувших испытаниях в Австрии все было иначе.
Команды Williams и Force India показали на прошедших тестах в Шпильберге принципиально новые решения, которые заставили их соперников по пелотону обратиться к Техническому регламенту.
Ноздри от Force India
Тогда как в коллективе из Гроува испытывали новинки, явно идущие вразрез в нынешними правилами (см. ниже), в Force India задали всем в паддоке настоящую головоломку.
Во время испытаний команда тестировала различные обновления, входящие в пакет нового шасси спецификации "Б", но внимание всех привлекли своеобразные "ноздри" на носовом обтекателе их VJM08, пропускающие воздушный поток сквозь переднюю структуру безопасности.
Накануне нынешнего сезона в Технический регламент были внесены правки, согласно которым узкие наконечники обтекателей, которыми кишил пелотон годом ранее, стали нелегальными - в результате в большинстве команд представили значительно усеченные конструкции в этой области, создающие минимальные препятствия для воздушного потока, проходящего к задней части автомобиля.
До сих пор машина Force India отличалась наконечником средней длины, с которым гораздо проще пройти обязательные краш-тесты FIA, однако это решение негативно сказывалось на общей аэродинамической эффективности шасси.
И проделанные поверх обтекателя отверстия, моментально окрещенные в паддоке ноздрями, действительно позволяют пропускать больше воздуха назад, при этом такое решение не затрудняет прохождение краш-тестов.
Вопрос лишь в том, насколько это решение легально. Варианта два - либо закон не запрещает такую конструкцию, а в команде нашли очередную лазейку в правилах Ф1, либо это решение может быть использовано лишь на тестах, а уже на следующем этапе мы увидим короткий носовой обтекатель шасси в новой спецификации.
Начиная с 2009 года регламент запрещает использование так называемых "продуваемых" обтекателей, и этот пункт был внесен в ответ на спорное решение команды Ferrari годом ранее. Таким образом, носовая секция должна представлять собой единую структуру, что, по сути, не предполагает наличия отверстий, подобных представленных командой из Сильверстоуна на нынешних тестах.
Однако при более внимательном прочтении регламента становится понятно, что данные ограничения накладываются лишь на среднюю секцию обтекателя - без учета передних и задних 150 мм конструкции.
Вероятно, в этих зонах команды вольны использовать многосекционные конструкции, что и было сделано Force India.
Помимо прочего, этот путь разработки является наиболее финансово выгодным, поскольку, судя по всему, не требует повторной омологации и сертификации шасси.
Кроме того, из новинок коллектива Виджея Мальи можно отметить новое переднее антикрыло, направляющие и боковые понтоны.
В плане дизайна крыла в команде пошли по пути Red Bull, использовав похожую геометрию элемента в целом, а также применив ту же концепцию к торцевым пластинам и дополнительным открылкам.
Что касается боковых понтонов, в команде собрали воедино идеи разных команд. В задней части боковины стали намного уже, при этом в области отвода горячего воздуха их геометрия напоминает бутылочное горлышко, как у Toro Rosso, тогда как в области выхлопной системы команда применила наработки соперников из Lotus.
Перед презентацией новой спецификации шасси коллективу предстоит установить еще немало новинок, и этого момента стоит ожидать уже на предстоящем Гран При Великобритании.
Открылок имени Williams
В первый день тестов в Австрии команда Williams многих удивила одним интересным аэродинамическим элементом, установленным на днище непосредственно перед задними колесами. Данная конструкция призвана создавать восходящий поток воздуха, что одновременно увеличивает прижимную силу шасси и снижает общий уровень лобового сопротивления, проводя поток поверх колес.
Однако с того же 2009 года все дополнительные сложные конструкции в области боковых понтонов шасси запрещены. При ближайшем рассмотрении правил обнаружилось, что небольшая лазейка в зоне перед задними колесами все же есть, но представленные коллективом из Гроува системы открылков явно не укладываются в эти нормы.
Позже выяснилось, что в команде использовали представленные новинки лишь для временного формирования воздушного потока и сбора данных для будущих разработок.
Каким образом в команде могли бы легально создать в этой области восходящий поток воздуха - непонятно.
Нормами Технического регламента запрещено использование подобных конструкций. Единственное, что можно было бы сделать - это создать округлые расширения боковин, имитирующие открылки на понтонах в эпоху до 2009 года. Видимо, к этой области будет приковано внимание команд в ближайшем будущем.
Помимо упомянутого открылка, шасси FW37 на тестах было оснащено небольшими перегородками в той же области машины. Эта конструкция также не отвечает нормам регламента, а призвана помочь оценить аэродинамический эффект новинки. Периодически во время испытаний перегородка снабжалась различными датчиками для отслеживания профиля воздушного потока в этой области.