Анализ: Жюль Бьянки - потерянный чемпион...
Обозреватель AUTOSPORT Эд Стро проанализировал потенциал Жюля Бьянки, который он продемонстрировал во время своей непродолжительной карьеры в Формуле 1, задавшись вопросом, чего мог достичь французский пилот в Больших Призах.
Сидя в приятной обстановке в пресс-центре автодроме Сузука за несколько часов до трагической аварии, которая привела к гибели Жюля Бьянки, я оценивал выступления пилотов для составления рейтинга AUTOSPORT из 10 лучших пилотов, что мы традиционно публикуем в конце сезона.
Это был лишь один из многочисленных моментов процесса анализа, который зачастую занимает несколько месяцев. Среди имен, что могли попасть в окончательный список топ-10, был и Жюль. В итоге он не попал в рейтинг только из-за неубедительного выступления на старте сезона, когда на протяжении нескольких уик-эндов адаптировался к новой технике 2014 года. Но он всё равно произвёл на меня хорошее впечатление.
Он заработал лишь два очка благодаря прекрасному пилотированию на Гран При Монако, но большинство людей вряд ли по достоинству могли оценить ту работу, что он проделал во время борьбы в конце пелотона.
Очень просто назвать потенциальным чемпионом мира молодого парня, который в результате трагических обстоятельств в раннем возрасте покинул этот мир. Но я не пойду на это. Мне даже кажутся оскорбительными такие слова, если предварительно не провести детальный анализ.
Так что я вовсе не стану утверждать, будто Бьянки должен был стать чемпионом мира. И я не собираюсь заявлять обратное, будто титул ему никогда не достался бы. Но я не ошибусь, если скажу, что Бьянки был очень сильным пилотом Ф1 с огромным потенциалом, который он попросту не успел реализовать.
Он был способен стать великим гонщиком – такое определение вы можете использовать касательно ограниченной группы пилотов. А реализовать свою мечту Жюль мог благодаря статусу протеже Ferrari.
Боссы Скудерии, конечно, давно разглядели потенциал француза, а в день трагической аварии он был близок к тому, чтобы подписать контракт с командой Sauber, использующей моторы Ferrari. Причем всем было понятно, что 2015 год в составе коллектива из Хинвиля должен был стать временным пристанищем для Жюля: там ему предстояло доказать свою готовность представлять на трассе команду из Маранелло. Нет сомнений, что переход в Sauber состоялся бы, и тогда Бьянки мог записать в свой актив немало очков.
Он обладал хорошей скоростью. Без этого компонента ещё никому не удавалось стать великим пилотом, а француз на протяжении своей карьеры неоднократно демонстрировал в младших сериях, насколько быстрым он может быть. И он сохранил этот прекрасный темп, когда неожиданно получил свой шанс с Marussia в 2013 году.
Очень важно, что его хорошая скорость не была временной: он не только регулярно показывал приличные результаты в квалификации, когда выезжал на трассу на свежем комплекте резины, но и в гонке ехал в таком же темпе ближе к финишу.
Со стороны казалось, что Бьянки был одним из немногих пилотов, кто полностью контролировал свой автомобиль, а вовсе не техника диктовала ему, как правильно ехать. Его стиль пилотажа сводился к тому, чтобы исключить импровизацию в каждом повороте.
Жюль старательно настраивал автомобиль, чтобы тот должным образом работал на торможении на входе в поворот – так он умело поддерживал хороший темп и собирал приличные времена на круге. У него получалось сделать так, чтобы его машина Marussia при всей нехватке прижимной силы, максимально плавно вела себя в виражах.
Оставался лишь вопрос, не сломается ли он психологически, когда нужно будет продемонстрировать свою скорость в группе лидеров Ф1, по силам ли ему побеждать в гонках и выдержать накал борьбы на протяжении всего сезона, чтобы взять титул.
Во время выступлений в младших сериях Бьянки одержал много отличных побед, но были несколько моментов, когда он не лучшим образом справлялся с прессингом.
Именно проблемы с неспособностью каждый раз показать максимум под давлением привели к тому, что руководство Force India в 2013 году отдало предпочтение опытному Адриану Сутилю. Тогда еще свежи были воспоминания о случайной ошибке Бьянки, которая привела к развороту нового автомобиля 2012 года в Хересе, из-за чего команда пропустила день тестов.
В этом плане появление Бьянки в стане Marussia было идеальным вариантом, ведь он мог досконально разобраться в нюансах Формулы 1 в свой дебютный сезон, избежав излишнего внимания. И он прекрасно воспользовался этим шансом.
Несмотря на то, что Жюль сел в кокпит машины в то время, когда предсезонные тесты шли полным ходом, в новой для себя среде он сумел быстро адаптироваться.
Вскоре он уже давал команде исчерпывающую и точную информацию о поведении автомобиля, серьезно облегчая работу инженерам.
Конечно, порой были и негативные моменты. Сразу вспоминается его перепалка по радио с командным мостиком на Гран При Сингапура-2014, когда на трассе он застрял за Максом Чилтоном, после чего "вынес сор из избы". Но это все мелочи.
Бьянки пришел в Формулу 1 и стал полноценным пилотом.
«Сейчас я совсем другой по сравнению, – сказал он в интервью в середине 2014 года. – В GP2 я был быстр, но не мог как следует контролировать износ шин. Мне не хватало сдержанности, из-за чего я совершал ошибки.
С того времени я серьезно прибавил. Уже в этом году я могу обойтись лишь одним пит-стопом, так как научился следить за резиной. Как только я пришел в Ф1, то сразу же поднялся на ступеньку выше, как пилот».
Если Marussia когда-либо имела шанс побороться за очковую зону, её главной надеждой был именно Бьянки. В 2014-м у британской команды была лишь одна возможность заработать зачетные баллы, и в той гонке Жюль ехал безукоризненно, даже когда ему не везло.
Ключевым моментом стал обгон Камуи Кобаяши в Rascasse – опасный и грубый маневр. Но также это был характерный момент, показавший, насколько француз жаждал достигнуть цели и не останавливался ни перед чем.
Бьянки образца-2013, возможно, и не завоевал бы очки. Тогда он работал над собой, для того чтобы стать тем гонщиком, каким мы его и запомним.
Он также был терпелив и не "трубил" направо-налево о возможности стать боевым пилотом Ferrari. Вместо того, чтобы "чесать языком", он делал свою работу на трассе. Это позволило ему добиться результатов, выступая в малюсенькой команде.
Как бы сложилась судьба Жюля в 2015-м и в будущем, сказать уже невозможно. Однако на тестах в Сильверстоуне, состоявшихся ровно год назад, француз доказал, что, управляя красным автомобилем Ferrari, он мог с завидным постоянством заезжать в топ-шестерку каждой гонки, несмотря на слабый сезон для команды в целом.
Вряд ли кто-либо сомневается, что в неплохой машине команды-середняка, ему бы не составило труда регулярно набирать очки. Если бы ему это удалось, то через несколько лет одно из двух мест в кокпите алой машины, сконструированной в Маранелло, занял бы именно он.
Но это все уже не имеет никакого значения для семьи, родственников и друзей, которые до конца своих дней будут жить с болью в сердце.
Что касается общественности Формулы 1, то мы с вами раз и навсегда лишились шанса увидеть талантливого гонщика в рассвете сил, которому прочили великое будущее.
Мне всегда было приятно общаться с Жюлем. Я продолжаю вспоминать о том, как мне удалось поговорить с Бьянки за день до фатальной аварии: тогда я спросил у него о деталях квалификационной сессии, а также о GP2 и Формуле Renault 3.5, в которых он побеждал.
Всегда создается впечатление, что, когда ты берешь у человека интервью, оно обязательно должно быть значимым и нести в себе глубокий смысл. Но это был всего-навсего еще один приятный и информативный диалог, в котором я чуточку лучше узнал Жюля.
Я могу считать себя счастливчиком, так как посетил все Гран При с участием Бьянки. На протяжении всех этих гонок он демонстрировал проблески того, на что был способен, будь у него в распоряжении хорошая машина.
Стал бы он чемпионом мира? Этого никто не знает, но его определенно можно назвать пилотом с огромным потенциалом.
До конца жизни я буду помнить о том, что Жюль сделал, и думать о том, каких вершин он мог бы достичь.
Для меня было честью наблюдать за тобой в деле, Жюль. Мы тебя не забудем!