Десять лучших Гран При Европы по версии AUTOSPORT

19 декабря 2015 в 10:35

Со времени основания чемпионата Ф1 в 1950-м один из этапов того или иного сезона проводился под громкой вывеской Гран При Европы, однако это звание было формальным.

Официальное же именование Гран При Европы было введено с сезона-1983. Первый «европейский» этап в Больших Призах принимал автодром в Брэндс-Хэтче, а победу тогда одержал бразилец Нельсон Пике на Brabham-BMW.

Предлагаем вашему вниманию десять лучших Гран При Европы по версии AUTOSPORT

1984 год

...
...

Ф1 впервые вернулась на Нюрбургринг с 1976 года - со времени, когда Ники Лауда попал в страшную аварию. К тому моменту эта трасса уже существенно отличалась от последней конфигурации: теперь ее длина составляла 4,54 км, а не 22,83 км, как раньше.

Возвращение на "Ринг" получилось хаотичным: уже в первом повороте пелотон недосчитался пяти машин. В результате массового завала борьбу прекратили Кеке Росберг, Айртон Сенна, Марк Зурер, Герхард Бергер и Пьеркарло Гиндзани.

Ту гонку выиграл пилот McLaren Ален Прост, стартовавший со второго места на решетке. Компанию на подиуме ему составили Микеле Альборето из Ferrari и триумфатор первого официального Гран При Европы в истории Ф1 Нельсон Пике.

Напарник Проста Лауда финишировал четвертым. Австриец остался доволен новой версией круга в Нюрбурге, впоследствии заявив, что это идеальное место для проведения Гран При.

1985 год

...
...

Прост навсегда запомнил 6 октября 1985 года, ведь именно тогда он выиграл свой первый чемпионский титул. В квалификации Ален занял шестое место, однако провел кошмарный старт, в результате чего откатился аж на 14-ю позицию.

А когда Прост пробивал себе путь наверх, его главного конкурента в чемпионской гонке Микеле Альборето постигла неудача.

На 13-м круге гонки на машине итальянца вспыхнул мотор Ferrari. При этом он, пренебрегая всеми мерами безопасности, демонстративно заехал на горящей машине прямо в гараж Ferrari. Многие зрители посчитали, что таким образом Микеле хотел сказать Скудерии, что проблемы с надежностью на протяжении года стоили ему чемпионского титула.

Пилот McLaren, в свою очередь, сумел преодолеть последствия плохого дебюта гонки и завершил этап в Брэндс-Хэтче на четвертом месте, обеспечив себе чемпионство за две гонки до конца сезона.

А победу тогда отпраздновал Найджел Мэнселл: британец был очень убедителен на глазах родной публики, выиграв на финише у Сенны 21 секунду. Более того, в одном круге с Найджелом смогли удержаться только три пилота.

Также тот этап ознаменовался огромным количеством сходов: из 26 машин на старте клетчатый флаг увидели лишь 12 пилотов.

1993 год

...
...

После победы Мэнселла Гран При Европы не проводился с 1986 по 1992 год включительно. Следующий "европейский" этап состоялся в 1993-м на трассе в Донингтоне. До наших дней эта гонка остается единственной, которую принимал Донингтон-Парк в рамках Ф1. Более того, этот автодром получил право на проведение ГП Европы вследствие того, что ранее получил отказ на принятие ГП Великобритании. Ту заявку выиграл Сильверстоун.

Первый ряд стартового поля заняли представители Williams Ален Прост и Дэймон Хилл. За ними расположились Михаэль Шумахер и Айртон Сенна.

На старте Айртон проиграл одну позицию Карлу Вендлингеру, но вскоре бразилец сотворит чудо. В условиях сильного дождя он по очереди обгонит Вендлингера, Шумахера, Хилла и Проста и второй круг начнет уже в ранге лидера гонки. Первый круг той гонки до сих пор считается одним из самых лучших в карьере Сенны.

Свой след оставила также непредсказуемая британская погода: на протяжении 76 кругов гонки трасса то подсыхала, то на нее вновь опускался дождь. В тот день был установлен рекорд по количеству пит-стопов: Прост семь (!) раз заезжал в боксы.

Победитель гонки Сенна ограничился четырьмя пит-стопами, а в одном круге с ним заезды закончил лишь Хилл, проигравший латиноамериканцу почти полторы минуты. Третьим, как ни странно, клетчатый флаг в круге отставания от Айртона увидел Прост.

1994 год

...
...

В этом году Гран При Европы пожаловал в испанский Херес. Тогда Михаэль Шумахер завоевал поул-позицию и в доминирующем стиле выиграл гонку, пролидировав совокупно 50 кругов из 69. В одном круге с немцем поместились всего четыре пилота из 18 финишировавших.

Эта была восьмая победа Михаэля в сезоне, судьба которого решилась в драматичной гонке в Аделаиде, когда и Шумахер, и Хилл, боровшийся с протеже Флавио Бриаторе за чемпионский титул, столкнулись на 35-м круге. Коллизия закончилась тем, что оба претендента завершили заезды досрочно, а немец сохранил преимущество в одно очко над британцем в турнирной таблице и стал чемпионом мира в составе Benetton-Ford. Это было начало пути великого спортсмена.

После этого успеха Шумахер выиграл еще шесть чемпионских корон (одну в составе Benetton и пять за Ferrari), став величайшим гонщиком в истории Формулы 1.

1995 год

...
...

Гонка прошла на Нюрбургринге, который вернулся в календарь Больших Призов спустя десять лет. Шумахер отпраздновал триумф на глазах своих соотечественников, однако в этот раз у него была серьезная конкуренция.

Михаэль на протяжении большей части дистанции сражался с пилотами Williams Дэймоном Хиллом и Дэвидом Култхардом. Тем временем Жан Алези, стартовавший с шестого места, сделал правильный выбор в пользу сухих шин на старте гонки (заезды начались на влажном асфальте, но затем трасса подсохла). Это позволило ему применить тактику двух пит-стопов, тогда как действующий чемпион мира останавливался в боксах трижды.

Тем не менее на заключительном отрезке гонки Шумахер буквально летел по трассе на новой резине. Алези начал заметно нервничать: сначала он проехал по гравию в шикане Veedol, а затем замешкался, обгоняя круговых. Камбэк Михаэля был завершен за два круга до финиша: изношенные шины уже не позволяли Жану сдерживать за собой быстрого немца, и пилот Benetton, к огромной радости толпы, вырвался в лидеры.

После финиша Хилл, завершивший борьбу из-за разворота на 58-м круге и досматривавший гонку вблизи трассы, салютовал Шумахеру, признавая силу своего оппонента. Дэймон вновь проиграл чемпионскую гонку немцу, которому для триумфа в сезоне оставалось набрать всего три очка в следующих трех гонках.

Это было поистине чемпионское пилотирование Шумахера, а известный журналист Ф1 Алан Хенри назвал этот заезд лучшим на его памяти.

1997 год

...
...

В этом году Гран При Европы в Хересе венчал уходящий сезон. Шумахер, выступавший уже за Ferrari, входил в последнюю гонку кампании, опережая в турнирной таблице Жака Вильнёва на одно очко.

Канадец выиграл поул-позицию, а Шумахер завершил квалификацию вторым, однако именно немцу удался лучший старт: он, а затем и напарник Жака по Williams Хайнц-Харальд Френтцен обогнали североамериканца, оставив его на третьем месте. Правда, вскоре Френтцен получил приказ с командного мостика пропустить Вильнёва вперед.

Жак находился в роли догоняющего до 48-го круга гонки, пока не решился нырнуть на внутренний радиус поворота Dry Sack. Шумахер, явно не ожидав такой дерзости от соперника, не успевал закрыть калитку и старался буквально выбить конкурента из борьбы, резко повернув руль вправо.

Несмотря на повреждения машины, Вильнёв продолжил движение по трассе на первом месте, а Михаэль оказался в гравийной ловушке и не смог продолжить сражение.

Темп Жака постепенно падал, и на последнем круге его обошли оба пилота McLaren Мика Хаккинен и Дэвид Култхард.

«В тот момент я уже не боролся, – сказал после гонки Вильнёв. – Я знал, что лучше будет пропустить их вперед и спокойно выиграть чемпионство. Это был выгодный размен».

После гонки стюарды не стали наказывать Шумахера за маневр, а вот FIA была иного мнения. После рассмотрения дела Михаэля дисквалифицировали: в турнирной таблице на второе место поднялся Френтцен.

Вся мировая пресса, включая немецкую и итальянскую, жестко раскритиковали Шумахера, обвинив его в нечестной игре и заодно вспомнив эпизод с Хиллом в Аделаиде-1994.

Позднее Михаэль скажет, что совершил ошибку, однако так и не признает, что пытался преднамеренно выбить из борьбы Жака.

1999 год

...
...

Гран При Европы на Нюрбургинге вновь не разочаровал. Переменчивые погодные условия спутали карты фаворитам гонки, многие из которых не сумели завершить заезды либо из-за собственных ошибок, или же по причине отказов техники.

Клетчатый флаг увидели всего девять гонщиков, а викторию отпраздновал Джонни Херберт, стартовавший с 14-го места. Залогом успеха британца стал идеальный выбор окон для пит-стопов: он и команда очень вовремя производили смену шин при переменчивой погоде.

Кроме того, на подиум тогда поднялся еще один представитель Stewart-Ford Рубенс Баррикелло. Это был первый и единственный раз, когда оба гонщика Stewart взошли на пьедестал почета. Босс команды Джеки Стюарт сказал, что эта победа была наиболее величественной среди всех его собственных побед на трассе.

2005 год

...
...

Сезон-2005 получился феноменальным для Фернандо Алонсо и Renault: испанец одержал семь побед и стал чемпионом мира. И один из его успехов пришелся на Нюрбургринг.

Фернандо квалифицировался на шестом месте, однако уже после первой волны пит-стопов был третьим, следуя за Кими Райкконеном и Ником Хайдфельдом.

Затем испанец оставил позади себя Хайдфельда, но впереди по-прежнему был Кими. Однако за восемь кругов до финиша на машине Райкконена возникли серьезные вибрации из-за изношенной передней шины. Его преимущество над главным соперником за чемпионство составляло на тот момент 7,4 секунды.

Перед началом последнего круга Алонсо сократил гандикап до 1,5 секунды, тем не менее ему даже не пришлось обгонять финна, чтобы завоевать победу.

На торможении перед первым поворотом заключительного круга подвеска на автомобиле Кими сломалась, и неуправляемая McLaren MP4-20 влетела в отбойник, едва не зацепив по пути Дженсона Баттона.

Это была невероятно драматическая развязка гонки, позволившая Алонсо увеличить отрыв в чемпионате от Райкконена до 32 очков.

2009 год

...
...

«Это был фантастический уик-энд, - сказал после своей победы в Валенсии пилот Brawn Рубенс Баррикелло. - Я никогда не забуду эту гонку. Я не выигрывал пять лет: не то чтобы я забыл, как это делается, но победа далась мне очень сложно».

Баррикелло сумел захватить лидерство в результате феноменального первого отрезка дистанции: он сумел пересидеть всех оппонентов и после первой волны пит-стопов возглавил пелотон. После этого бразилец ехал безошибочно и комфортно довел дело до итогового успеха.

Рубенс стал не только триумфатором Гран При Европы-2009, но и в результате неудач гонщиков Red Bull Racing Марка Уэббера и Себастьяна Феттеля сумел переместиться на второе место в общем зачете чемпионата мира. Тем не менее серьезную борьбу Дженсону Баттону он навязать не сумел: британец в том году был недосягаем для всех.

2012 год

...
...

Гран При Европы-2012 в Валенсии запомнится любителям Ф1 одним из величайших камбэков в истории спорта.

Фернандо Алонсо сумел квалифицироваться лишь 11-м, но к концу первого круга он был уже восьмым. Испанец совершил пять великолепных обгонов на трассе, а затем на гоночном полотне очень вовремя для испанца появилась машина безопасности.

В результате заминки на пит-стопе McLaren Фернандо удалось проскочить вперед Льюиса Хэмилтона и занять третью позицию. Сразу же после рестарта местный любимец оставил не у дел Ромена Грожана, а вскоре ему улыбнулась удача еще раз: на RB8 Феттеля случилась поломка, что дало возможность Алонсо выйти на первое место.

С того момента он не упускал лидерство и пересек финишную черту первым.

2016 год

...
...

Эта глава европейского Гран При пока не заполнена, но мы абсолютно уверены, что уже через полгода этап Формулы 1 в Баку пополнит ряд самых блистательных гонок Больших Призов... Для этого есть все предпосылки.

Статистика Гран При Европы:

22 Гран При за всю историю
Дебютный: 1983 год в Брэндс-Хэтче (Великобритания)
Последний: 2012 год в Валенсии (Испания)

Хозяева Гран При:

Нюрбургринг: 12 раз
Валенсия: 5
Херес, Брэндс-Хэтч: 2
Донингтон: 1

Победители:

Пилоты:
Михаэль Шумахер: 6 раз
Фернандо Алонсо: 3
Себастьян Феттель, Рубенс Баррикелло: 2
Нельсон Пике, Ален Прост, Найджел Мэнселл, Айртон Сенна, Жак Вильнёв, Мика Хаккинен, Джонни Херберт, Ральф Шумахер, Фелипе Масса: 1

Конструкторы:
Ferrari: 7 раз
McLaren: 4
Williams: 3
Benetton, Red Bull Racing: 2
Brabham, Stewart, Renault, Brawn: 1

Материал для AUTOSPORT.com.ru подготовил Егор Распопин.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle