Воспоминания о карьере Марии-Терезы де Филиппис
На прошлой неделе ушла из жизни Мария-Тереза де Филиппис, первая женщина, принявшая участие в Гран При Формулы 1. Пол Фернли вспоминает карьеру и её место в истории Королевских гонок.
Маленькая и независимая, она выступила во всех длинных гонках спорткаров в Италии – Миле Милья, Тарга Флорио, Золотой Кубок Доломитов, Джиро ди Сицилия и "12 часов Пескары". Одержав несколько побед, она стала первой женщиной, выступившей в рамках Гран При чемпионата мира.
Это произошло в Спа 15 июня 1958 года [на фото выше]. Она квалифицировалась на последнем месте, а в гонке заняла десятую позицию, проиграв два круга победителю Тони Бруксу.
У родившейся 11 ноября 1926 года в богатой неаполитанской семье Марии-Терезы оказалось достаточно смелости, чтобы променять лошадей на их силы в конце 40-х годов, выиграв пари с тремя своими братьями и получив поддержку отца-аристократа.
Благодаря впечатляющему выступлению за рулём мощных спортивных автомобилей – от BMW, оснащённого двигателем от мотоцикла Urania, Giaur-Fiat с мотором объём 750cc и OSCA с 1100-кубовым двигателем – она обратила на себя внимание гонщика Гран При Луиджи Муссо, который убедил её пересесть на двухлитровый Maserati в 1955 году.
В следующем году она заняла второе место в гонке поддержки Гран При Неаполя, несмотря на старт с последнего места из-за пропуска тренировки.
Её машина в Формуле 1 в 1958-м была относительно неконкурентоспособна и требовала большой физической силы.
После финиша пятой на внезачётном Гран При Сиракуз она не смогла пройти квалификацию Гран При Монако, но среди девяти других, не прошедших квалификацию, она опередила Берни Экклстоуна на машине Connaught.
Де Филиппис не испытывала нехватки смелости, хотя Хуан-Мануэль Фанхио переживал за её безопасность и призывал к осторожности. На тренировке Гран При Португалии она разбила свою Maserati 250F о фонарный столб, и в гонке выступила за рулём заимствованной машины, но сошла из-за проблем с двигателем.
В своём последнем Гран При в Монце она также выбыла из-за отказа двигателя.
В июле в Реймсе погиб Муссо и карьерой де Филиппис занялся Жан Бера. План на сезон-1959 заключался в выступлении в Формуле 2 на машине Porsche, подготовленной инженером Валерио Колотти в Модене.
Дебют состоялся в Монако, где де Филлипс снова не прошла квалификацию, хотя была быстрее резервного гонщика Эдгара Барта.
Следующее выступление должно было состояться в августе в Афусе, но, Бера, уволенный из Ferrari, сам сел за руль машины де Филиппис и попал в смертельную аварию в печально известном бэнкинге.
Эта трагедия стала серьёзным ударом для девушки, ранее потерявшей друзей Питера Коллинза и Альфонсо «Фон» де Портаго. Вскоре она вышла замуж, родила детей и больше никогда не выходила на гоночную трассу. В 1984 году она вернулась в автоспорт в качестве генерального секретаря Международного клуба гонщиков Гран При.
В 1997-м Мария-Тереза де Филиппис была избрана вице-президентом, а в 2011-м - почетным президентом Международного клуба бывших пилотов Ф1.