От Вильнёва до Вандорна: кого Дженсон Баттон оставил не у дел в Ф1
19 января свой 36-й день рождения празднует Дженсон Баттон – один из самых популярных пилотов современной Формулы 1. В паддоке Дженсона ценят как истинного британского чемпиона – вежливый, воспитанный. Но что происходит с джентльменом, когда он садится за руль гоночной машины? Он превращается в плохого парня.
15 побед в Гран При, полсотни подиумов и почти 300 гонок – таков послужной список экс-чемпиона, но ни в одной статистической выкладке не укажут, что Дженсон выбил из Формулы 1 пятерых гонщиков, включая чемпиона мира и победителя «24 часов Ле-Мана».
Баттон vs Вурц
После громкого дебюта в Williams Баттон вынужден был покинуть Гроув – Фрэнк Уильямс предпочел молодому соотечественнику восходящую колумбийскую звезду Хуана-Пабло Монтойю. Тогда Дженсона пригласил к себе в Benetton Флавио Бриаторе, решивший отказаться от услуг Александра Вурца.
Австриец, поднявшийся на подиум уже в третьей своей гонке, к тому моменту растратил щедро выданные авансы. Слухи о том, что им интересуется Ferrari уже стихли, о борьбе с Михаэлем Шумахером на Гран При Монако никто не вспоминал, а Физикелла теперь регулярно был впереди.
К слову, в Энстоуне Баттон задержался ненадолго. После двух сезонов Бриаторе выгнал британца ради своего испанского протеже Фернандо Алонсо.
Баттон vs Вильнёв
В конце 2002 года Баттон подписал контракт с командой BAR, созданной Крэйгом Поллоком и Жаком Вильнёвым. Коллектив с большим трудом начал свою историю в Формуле 1, не набрав ни одного очка в дебютном сезоне. Но спустя несколько лет получил поддержку Honda и дела пошли на лад.
В первый же год в новой команде Дженсон дважды финишировал в шаге от подиума, а на следующий сезон стал главной движущей силой Брэкли: десять подиумов и третье место по итогам чемпионата, впереди оказались только Шумахер и Баррикелло на непобедимой Ferrari. Дэвид Ричардс, руководитель команды, тогда сказал, что именно Баттон станет следующим британским чемпионом. Жак Вильнёв постепенно отходил на второй план и перед последним этапом 2003 года на Сузуке покинул своё детище.
Для Баттона же период в этой команде стал самым успешным в жизни. Именно здесь он одержал свою первую победу и здесь же, когда японцы покинули Формулу 1 и "тонущий корабль" в одиночку тащил Росс Браун, выиграл шесть гонок в первой половине сезона-2009 и стал чемпионом на предпоследнем этапе в Бразилии.
Баттон vs Ковалайнен
Став чемпионом, Баттон в одночасье превратился в одного из самых узнаваемых британских спортсменов. Дженсон получил приглашение в McLaren, а также множество рекламных контрактов. Баттон и Хэмилтон, два британских чемпиона, стали одним из самых ярких дуэтов начала нынешнего десятилетия. Но чтобы сказка о Британской империи в рамках Формулы 1 стала реальностью, McLaren пришлось уволить Хейкки Ковалайнена…
Финн перешёл в новую команду Caterham, где провёл три мучительных сезона, после чего ушёл из Ф1.
Баттон vs Магнуссен
Когда Хэмилтон покинул McLaren ради Mercedes, а авантюра с Серхио Пересом себя на оправдала, напарником Баттона стал Кевин Магнуссен, молодой датчанин, которому прочили большое будущее. Дифирамбы Кевину стали петь ещё сильнее после подиума в дебютном Гран При.
Но далее всё пошло наперекосяк. Преодолеть кризис, вызванный решением Мартина Уитмарша без острой необходимости построить абсолютно новую машину, не удалось, MP4-29 была капризной и неуправляемой, и если Баттон с его гигантским опытом ещё сумел как-то подстроиться, то у Магнуссена такого шанса не было.
В конце года в команду вернулся Фернандо Алонсо, а Магнуссен перешёл на скамейку запасных, где провёл сезон, и в октябре 2015-го, на свой день рождения, получил извещение о том, что McLaren в его услугах больше не нуждается.
Баттон vs Вандорн
После того как Алонсо подтвердил, что не намерен разрывать контракт, начались обсуждения кандидатур его напарника. На этот раз вместе с Дженсоном Баттоном главным претендентом на роль боевого пилота стал Стоффель Вандорн, "в одну калитку" выигравший титул в GP2.
В пользу бельгийца говорила чистая скорость и умение быстро адаптироваться под разную технику, он далеко не новичок в системе McLaren, в которую попал еще в начале 2013-го.
Но в McLaren вновь выбрали Баттона. Проблемы команды и резкое падение результатов в последние годы нанесли серьёзный удар по бюджету. Отказываться от чемпиона мира, пусть и бывшего, в такой ситуации было бы, наверное, слишком опрометчивым шагом, пойти на который Рон Деннис не смог. В результате Вандорн был отправлен на стажировку в японскую Super Formula, где в своё время побеждали Ральф Шумахер и Том Коронель.
В погоне за прошлым
Скорый уход Дженсона Баттона – одна из главных тем в паддоке последние полтора года. Англичанин является самым опытным пилотом на стартовой решётке и занимает третье место по числу проведенных Гран При, уступая только Баррикелло и Шумахеру. Дженсону 36 лет, и по меркам современной Формулы 1 это довольно много.
«Как и в любом другом спорте, главное – вовремя уйти, – не раз заявлял Баттон. – Многие гонщики говорят, что не могут дождаться возможности вести нормальную жизнь, но уже через четыре месяца они скучают по шуму паддока и сходят с ума без него. Я знаю, что, как только я уйду, мне нечем будет заполнить образовавшуюся пустоту».
Пик карьеры Баттона позади, он уже добился своей мечты и стал чемпионом мира. По числу побед он входит в список 20 самых успешных гонщиков в истории Формулы 1. Дженсон навсегда остался бы в сердцах миллионов болельщиков, даже если бы ушёл после сезона 2014 года, однако он по-прежнему в строю. И, похоже, он будет продолжать до тех пор, пока ему не надоест.
Нам же остается пожелать Баттону в День рождения, чтобы Honda не отбила у него желания бороться.
Дмитрий Захарченко для AUTOSPORT.com.ru