Сергей Белоусов: Мы хотим продавать наш софт всем командам Формулы 1
Основатель и руководитель российской IT-компании Acronis, мирового лидера в сфере гибридной защиты и хранения данных в облаке, Сергей Белоусов рассказал о привлекательности спонсорства команды Формулы 1.
В конце июля на Гран При Венгрии было объявлено о начале сотрудничества Acronis с Toro Rosso, а 17 ноября стороны сообщили о расширении партнёрства.
«Во-первых, это очень технологичный спорт, – заявил Белоусов в интервью Forbes. – Практически весь бюджет команд расходуется на инженерные разработки, в частности, информационные технологии – это 10% бюджета. В Формуле 1 очень много данных – из наших клиентов, может, только 3D-принтеры SpaceX обрабатывают похожий объем информации, но все же, думаю, в гонках ее больше. Каждый день инженеры команды Toro Rosso создают 5 Тбайт данных. Каждый гоночный уик-энд 1 Тбайт данных (телеметрия с машин) передается от команды в штаб-квартиру. Каждый заезд с машины на фабрику передается 20-30 Гб данных в режиме реального времени, с секундной задержкой, чтобы больше специалистов видели их и могли подсказать, что делать.
Мы производим системы для хранения, разделения и передачи данных, так что это абсолютно наша тема. А сверхстрессовые условия Формулы 1 – данные нужно передать сверхбыстро и сверхнадежно – заставляют нас искать более оптимальные решения. Toro Rosso уже сейчас использует наш софт – это часть контракта с командой.
Мы не имеем права разглашать цифры. В Формуле 1 очень строго с конфиденциальностью. Скажу так: сейчас доля софта в нашем соглашении – это десятки процентов, но пока не половина. Со временем, уверен, команда будет использовать еще больше наших продуктов. А в конечном счете я прагматично хочу продавать наш софт всем командам Ф1. Ну, может, не всем, но многим. Если план сработает, мы будем зарабатывать на Формуле 1».
При этом он отметил, что для компании Ф1 – это прежде всего маркетинговая платформа.
«Формула 1 не может быть для нас большим, стратегически важным клиентом. Даже со всех команд мы вряд ли соберем больше $10-20 млн в год, – продолжил Белоусов. – Но это очень хорошая маркетинговая платформа, особенно для нас. 34% наших продаж приходится на производственный и автомобильный бизнес, а он, конечно, следит за Формулой 1. Чемпионат проходит в 21 стране, что тоже крайне важно, потому что во всех этих странах мы ведем бизнес. Для партнера из любого региона есть удобная гонка, куда мы можем его пригласить.
Для нас особенно важно создать позитивный фон вокруг бренда для тех, кто нас уже знает. Насчет эффективности – по медиа-отдаче логотип на болиде Ferrari не слишком отличается от логотипа на машине Toro Rosso, а если учесть их стоимость, то сотрудничество с Toro Rosso может получиться намного эффективнее. Не только для нас – для любой компании.
Кроме того, нам нравится команда Toro Rosso. Мы совпадаем по духу. У больших команд вроде Ferrari или Red Bull Racing практически бесконечный бюджет, больше $400 млн. У них нет необходимости работать эффективно, им нужно только выигрывать. А вот остальные работают по законам бизнеса: максимально высокие позиции при ограниченных затратах.
И Toro Rosso – отличный пример такого подхода, там работа организована очень эффективно. Нашей компании 80% оборота делает малый и средний бизнес. То есть мы продаем свои продукты людям, которые хотят экономить деньги. Если мы начнем сотрудничать с Ferrari, первая ассоциация у клиента будет – это дорого. Даже если это на самом деле дешево. Еще один момент. Мы не хотим ассоциироваться с автомобильной индустрией и не хотим, чтобы автобренд был больше, чем наш.
Когда мы рассказываем партнерам про Toro Rosso, они помнят про нас, а не про Toro Rosso. В случае с Ferrari или Mercedes была бы обратная ситуация».
Как рассказал Белоусов, инициатором сотрудничества Acronis с Toro Rosso был именно он, и эта идея была встречена в компании с сопротивлением.
«Идея моя. И она встретила большое сопротивление внутри компании, – рассказал он. – Это дорого, хотя мы не так много платим Toro Rosso и в перспективе будем уменьшать платежи. Плюс это очень много работы. 21 гонка в году, по три дня, на которых работают по 5-10 человек от компании. Вот, кстати, как только мы начали сотрудничать с Формулой 1, я понял, что постарел. Гонки полностью убивают выходные: с 8 утра встречи, с двух и до вечера – мероприятия на треке.
Формула 1 дает возможность всем подразделениям – от инженеров до маркетологов – почувствовать, что они работают над одной задачей. Это очень важное ощущение.
Инженерам не так важно, чтобы пилот выигрывал – им важно разбираться в деталях, иметь контакт с командой, с пилотом. В Toro Rosso у нас все это есть. Наши инженеры при создании новых технологий выезжали на фабрику для сотрудничества. С Даниилом Квятом очень приятно общаться. Он хороший пилот и веселый парень, приезжал на наши мероприятия в Москве. Организовать такое с условным Фернандо Алонсо вряд ли бы получилось. У нашей компании в России самый большой офис, на 600 человек, но мы хотим развиваться, нам нужны люди. Найти крутых специалистов и мотивировать их тяжело. Команда Формулы 1 и российский пилот – это наше конкурентное преимущество на рынке».
Контракт Квята с Toro Rosso рассчитан до конца 2017 года, но, как отметил Белоусов, они постараются сделать так, чтобы он не ушёл из команды
«Мы будем расстроены и постараемся этого не допустить. Но мне кажется, он останется ещё на пару сезонов», – сказал Белоусов.
На вопрос о контракте Acronis с Toro Rosso он ответил: «Мы продлили его больше, чем на год, но разглашать точные сроки не имеем права».