Межсезонье в Баку - время подготовки к новому этапу
Азербайджанский Гран При стал одним из главных открытий прошедшего сезона Формулы 1. Городская трасса понравилась многим своей интересной конфигурацией и, конечно, красотами Баку. Если стационарный автодром всегда готов к приему любителей высоких скоростей, то городской трек функционирует только во время гоночного этапа. Однако даже сейчас, спустя несколько месяцев после дебюта Азербайджана в Ф1, прогуливаясь по улочкам Баку, можно заметить немало отголосков прошедшего Гран При.
Полностью повторить круг на машине сейчас невозможно – движение по некоторым улицам, где проносились автомобили, сейчас изменено. Но разметка во многих местах еще сохранилась.
Довольно интересно наблюдать, как одни водители аккуратно проходят повороты, не задевая белую линию, которая обозначала границы трассы, в то время как другие не стесняются откровенно срезать.
Подобные действия явно бы не понравились спортивным комиссарам Гран При. Но они вернутся в Баку только следующим летом. Причем это будет уже не Гран При Европы, а Азербайджана.
Выйдя на площадь Свободы, сразу замечаешь пит-билдинг. Две трети его разобрали, оставив только ту часть, где располагалась башня управления гонкой и основные электронные коммуникации всего строения.
Внутри просторных помещений сейчас пусто, зато можно беспрепятственно выйти на балкон, который находился над пит-лейном. Перед взором предстает проспект Нефтяников - он же стартовая прямая бакинской трассы.
Здесь самые быстрые пилоты развивали скорость за 370 километров в час. Среди рядовых автолюбителей таких смельчаков сейчас не видно, да и в целом стоит отметить, что на дорогах все себя ведут максимально корректно.
На противоположной стороне проспекта находится бульвар, где проходили все развлекательные мероприятия во время Гран При. Сейчас там тихо и практически безлюдно, только рабочие развешивают на деревьях и фонарных столбах гирлянды, готовясь к новогодним праздникам.
Но несложно представить, как несколько месяцев назад весь бульвар был буквально заполнен фанатами автоспорта. Для того, чтобы им было комфортно перемещаться по городу во время этапа, была проделана огромная работа.
«Конечно, часть города была перекрыта, - отметил министр спорта Азербайджана Азад Рагимов. - Перекрытия в основном касались автомобильного доступа. А для пешеходов в необходимых местах были построены специальные мосты.
В следующем году эти мосты будут вновь возведены. Имея огромный круг общения, я являюсь индикатором, что плохого и хорошего произошло в городе. Жалоб на перекрытия я не слышал.
Очень грамотно был продуман транспортный план. Он, безусловно, сработал. На каких-то улицах поменяли направление движения, где-то сделали его двусторонним. Пробок не было вообще.
Что касается культурной программы, то такого огромного парка развлечений в Азербайджане еще не было, - продолжил Азад Рагимов. - Весь бульвар превратился в огромную площадку развлечений.
Каждый вечер в ходе этапа там проходили прекрасные концерты. Все, кто там побывал, сошлись в едином мнении, что это потрясающее место. Я думаю, что этим мы смогли привнести что-то новое в жизнь города».
Бетонные блоки, которые остались на проспекте Нефтяников никак не мешают дорожному движению. Но зато сразу видно то место, где трасса Ф1 имела «двустороннее движение».
Как известно, в двух местах в районе Старого города поверх брусчатки был положен асфальт. В районе 15-16 поворотов его сняли, но оставили в самом узком месте всего сезона – между 8-м и 9-м поворотом. Здесь даже решили не убирать рельс безопасности. Участок дороги достаточно крутой, поэтому вполне возможно, что в случае аварии он спасет кому-нибудь жизнь.
Организаторы Гран При с восхищением отметили, насколько активно жители Баку стремились стать волонтерами во время этапа. На 5 тысяч мест было подано около 12 тысяч заявок. Более того, эти люди и сейчас активно участвуют в жизни родного города, работая в различных социальных проектах.
Но если волонтеры работали в основном за пределами трассы, то в самой гуще событий были спортивные судьи. Всего на дебютном Гран При было задействовано около 1000 маршалов.
Больше половины из них были местными судьями, около сотни человек составил международный десант маршалов из разных стран мира, а также было 300 судей из Бахрейна, которые осуществляли основную руководящую роль на этапе.
«На первом Гран При мы набирались опыта, - заявил менеджер Baku Marshal Club Муса Ахундов. - Нам, конечно, нужна была поддержка от более опытных коллег. У нас были люди из Канады, Индии, Австралии, из разных европейских стран и, конечно, из России. Я уверен, что в следующем году количество желающих поработать на нашем этапе будет еще больше.
В следующем году ожидается, что судей из Бахрейна будет в районе 80 человек. Как и всегда, мы открыты для международной команды маршалов. У нас с 1 декабря начался сбор заявок как для местных маршалов, так и для иностранных. Закончится этот сбор заявок 31 января».
На сегодняшний день в Baku Marshal Club состоят около 400 человек. Безусловно, к следующему Гран При их станет еще больше. С ними постоянно проводятся теоретические занятия, где подробно рассматриваются самые различные гоночные ситуации.
Кроме того, для практических упражнений был создан специальный мини-трек, где есть несколько флаговых постов и постов маршалов вмешательства, стартовая прямая и пит-лейн, а на бетонных блоках - привычная реклама Rolex. В первую очередь здесь отрабатывают взаимодействия разных служб во время гонок.
Дебютная гонка Ф1 в Баку прошла без серьезных инцидентов. Муса Ахундов даже отметил, что для команды маршалов это стало небольшим разочарованием. Но он признал, что в следующем году пилоты, уже зная особенности трассы, наверняка не будут ехать так осторожно. Поэтому подготовке судейского состава, как и раньше, уделяется самое серьезное внимание.
Гран При в Азербайджане также стал катализатором для благотворительной деятельности. Сотрудники Baku City Circuit регулярно проводят различные ярмарки, получаемые средства от которых идут на помощь детям и инвалидам.
Баку очень противоречив. С одной стороны – Старый город, каменные стены, знаменитая Девичья башня. А повернешь голову в другую сторону, как от блеска новостроек начнет рябить в глазах. Едва ли в календаре Формулы 1 сейчас есть еще один такой Гран При, где местный колорит так тесно соседствует с новейшими технологиями.
Возможно, со временем азербайджанскую трассу начнут называть черной - здесь же повсюду добывают нефть - жемчужиной чемпионата.