«Я всегда сомневался в себе». Интервью Михаэля Шумахера за два месяца до трагедии
Официальный сайт Михаэля Шумахера опубликовал интервью, которое семикратный чемпион мира Формулы 1 дал в октябре 2013 года. Это интервью легендарного немецкого гонщика стало последним перед трагедией, произошедшей с ним два месяца спустя на горнолыжном куроте Мерибель, и нигде ранее не публиковалось…
Какая из побед в чемпионате была наиболее эмоциональной? Первая в карьере в 1994-м или первая с Ferrari в 2000-м?
Михаэль Шумахер: Безусловно, самой эмоциональной была победа за Ferrari на Сузуке в 2000 году. 21 год Скудерия не выигрывала титул. Я четыре года не был чемпионом. И вот мы выиграли эту потрясающую гонку, а вместе с ней этот захватывающий чемпионат.
Кого из соперников вы уважали больше остальных?
Михаэль Шумахер: Из всех моих соперников за 20 лет я, безусловно, больше всех уважал Мику Хаккинена. Между нами всегда была великолепная борьба и крепкие личные взаимоотношения.
Насколько требовательна Формула 1 к физической форме?
Михаэль Шумахер: Очень требовательна. А в прошлом без усилителя тормозов и гидроусилителя руля она была еще требовательнее. Но в любом случае и сейчас хорошая физическая подготовка крайне важна.
У вас был кумир в детстве?
Михаэль Шумахер: В юности, участвуя в картинге, я следил за выступлениями Айртона Сенны. Еще я восхищался, как мастерски управляет картом Винченцо Соспири. Но моим настоящим кумиром был Тони Шумахер [однофамилец Михаэля, вратарь сборной Германии по футболу].
Вы всегда знали, что способны на рекорды, или когда-нибудь сомневались в себе?
Михаэль Шумахер: Рекорды – это другое. Сомнения помогают избежать лишней самоуверенности. Оставаясь скептиком, ты продолжаешь искать возможности для улучшения. Я всегда считал, что недостаточно хорош и должен продолжать работать над собой. Думаю, это рецепт и помог мне стать тем, кем я стал.
Вы часто говорите, что успех – это результат командной работы. Но разве Формула 1 не индивидуальный вид спорта?
Михаэль Шумахер: Успех в любой ситуации в жизни зависит от командной работы. Ты можешь делать сам то, что делаешь. Но с командой ты становишься гораздо сильнее. Формула 1 – это вообще командный вид спорта.
Вы привели Benetton и Ferrari к победам в чемпионате, помогли Mercedes включиться в борьбу за лидерство. Насколько эти три периода вашей карьеры сопоставимы?
Михаэль Шумахер: Во всех трех командах у меня были одинаковые миссии. Benetton мы строили около четырех-пяти лет, прежде чем стали чемпионами. То же самое было в Ferrari. В Mercedes мы пытались это провернуть за более короткий срок. И да, во всех этих командах работал Росс Браун.
Стараясь в чем-то прибавить, вы изучали то, что делают соперники, или анализировали только свои выступления?
Михаэль Шумахер: Работая над собой и пытаясь выйти на новый уровень, ты смотришь не только на себя, но и на других гонщиков, причем не только на топ-пилотов, а на всех. У каждого из них есть своя особенность, которую хочется понять.
Вы всегда говорили, что картинг – это лучшая площадка для тренировки при выступлении в любой гоночной категории. Почему?
Михаэль Шумахер: Картинг полезен для гонщика любой категории автоспорта, потому что помогает развивать самые разные навыки. Но лучше всего картинг помогает научиться борьбе колесо в колесо.
Возможно ли достичь вершины автоспорта за счет одного только таланта?
Михаэль Шумахер: Талант в гонках столь же важен, как и в любом другом виде спорта. Но одного таланта мало. Необходимо развивать большое количество разных навыков. И картинг – это только площадка для демонстрации таланта, там можно понять, какие навыки необходимы, чтобы стать гонщиком.