Формула 1 должна отказаться от идеи начисления двойных очков

Джонатан Нобл
18 января 2014 в 0:51

Формула 1 всерьёз рискует потерять в глазах болельщиков, реагируя на инициативы, которых никто даже не выдвигал. Джонатан Нобл полагает, что именно сейчас стоит сказать своё слово тем, кто может и должен регулировать правила спорта

Болельщики Формулы 1 на этой неделе вновь получили возможность прильнуть к экранам – на этот раз для просмотра новой документальной киноленты под названием "1: Жизнь на пределе".

Картина, повествующая об эволюции Формулы 1 в вопросах безопасности, конечно, не отличается ни голливудским гламуром "Гонки", ни наличием харизматичного главного персонажа, как другая документальная работа "Сенна" – но всё же новая кинолента еще раз напоминает нам, за что мы все так любим этот вид спорта.

В ней в равной степени эмоциональны и печальные кадры тщетных попыток Дэвида Пёрли спасти из перевернувшейся и вспыхнувшей машины своего друга Роджера Уильямсона на Гран При Голланди 1973-го, и завораживающая запись с бортовой камеры Айртона Сенны в Монако в 1990-м.

Общей темой всей ленты является страсть и преданность Формуле 1, будь то со стороны пилотов, механиков или же руководителей команд.

Некоторые из них заплатили за это предельно высокую цену, но их жертвы каждый раз помогали Формуле 1 доказывать, что она по праву является бескомпромиссным спортивным сражением с высочайшими ставками.

Изюминка фильма "1" - кадры с бортовой камеры машины Сенны в Монако-90 © LAT
Изюминка фильма "1" - кадры с бортовой камеры машины Сенны в Монако-90Фото: LAT

Эти размышления и заставили меня задуматься о нелепой ситуации, в которую попали Большие Призы 1 перед стартом, нет сомнений, невероятно захватывающего чемпионата-2014. Виной всему утверждение правила о начислении двойных очков – хотя болельщики никогда не просили о подобном и даже не выражали похожих пожеланий.

После введения правила – его инициаторами с подачи Берни Экклстоуна стали руководители команд, а окончательное одобрение исходило от FIA – в адрес этого, если называть вещи своими именами, дешёвого трюка прозвучало невероятное количество критики.

Предыдущие нововведения – такие, как внедрение системы DRS или шаги к переходу на менее износостойкую резину – имели примерно поровну сторонников и противников. Однако в случае с двойными очками найти тех, кто поддерживают идею, можно разве что среди непосредственно голосовавших за неё.

Многочисленные опросы продемонстрировали, что более 90 % болельщиков не одобряют эту норму, и пока правило двойных очков является самым порицаемым изменением в истории Формулы 1.

Как проиллюстрировал упомянутый в самом начале фильм, болельщики, как те, кто работает в Формуле 1, продолжают любить этот спорт именно за его прозрачность. Большие Призы – это бескомпромиссное испытание способностей человека и техники, которое не стоит омрачать внедрением искусственной интриги, призванной сделать зрелище более захватывающим.

Росберг был третьим в Абу-Даби в 2013-м году, а в Монако победил. По новым правилам первое достижение принесло бы ему больше очков, чем второе © LAT
Росберг был третьим в Абу-Даби в 2013-м году, а в Монако победил. По новым правилам первое достижение принесло бы ему больше очков, чем второеФото: LAT

Соревнования продолжаются на протяжении долгого сезона, в котором важна каждая гонка. Иногда кампания завершается захватывающим финалом, иногда же судьба первого места решается досрочно. Если даже и случается второе, тут нет ничего из ряда вон выходящего – это жизнь. На фоне таких сезонов еще более ярко выглядят развязки по первому варианту.

Искусственное создание ситуации, при которой чемпионом становится не пилот, который заработал 25 очков за победу в Спа или на Сузуке, а получивший 30 за третье место на Яс-Марине, выглядит нелепой шуткой.

Если руководство Формулы 1 действительно обеспокоено тем, что один гонщик или одна команда доминирует в чемпионате, ему прежде всего важно не допускать ситуации, когда зарабатывают гораздо больше денег, чем их соперники-середняки, благодаря чему и получают весомое преимущество. Также можно задуматься об изменениях в техническом регламенте, которые сделают борьбу на трассе более плотной.

Но из-за попытки справиться с серьезной проблемой лишь косметическими мерами, Формула 1 оказалась под огнём критики.

В том, что мнение болельщиков оказалось гласом вопиющего в пустыне, на самом деле кроется реальная опасность. В нашу эпоху быстро развивающихся социальных медиа, те, кто следит за спортом, стали к нему гораздо ближе, чем когда-либо прежде, и руководящим органам не стоит игнорировать мнение масс.

Если сейчас мы уже видим немалый уровень недовольства, только представьте, какой непоправимый ущерб будет нанесён спорту в случае, если кто-то из пилотов станет чемпионом именно благодаря двойным очкам. Не ради болельщиков ли, в конце концов, и разрабатываются все эти правила? И что тогда скажут им команды, которые попросту игнорировали мнение поклонников

Фильм "1" заканчивается эффективно смонтированным кадрами современной Формулы 1 под аккомпанемент песни коллектива Snow Patrol под названием "Open your Eyes" – "Открой глаза". На настоящий момент это наиболее подходящий призыв для руководства Больших Призов.

Болельщики высказали своё мнение. Разработчики правил и многочисленные боссы: время открыть глаза и сделать соответствующие выводы. Правило двойных очков должно исчезнуть.

Формуле 1 нужно забыть о двойных очках
Формуле 1 нужно забыть о двойных очках

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle