Правда ли машины 2014 года самые уродливые в истории Ф1?

Генри Хоуп-Фрост
16 февраля 2014 в 18:04

Внешний вид машин нынешнего сезона далек от идеала, но можно ли назвать их наименее привлекательными в истории Формулы 1? Генри Хоуп-Фрост и Эд Стро высказывают свои мнения и выделяют лучшие и худшие, на их взгляд, творения конструкторов в истории Больших Призов

Да – считает редактор Генри Хоуп-Фрост

Все сомнения относительно того, были ли в истории Формулы 1 автомобили более - скажу дипломатично - непривлекательные внешне, чем творения нынешнего сезона, развеиваются, если посмотреть на реакцию болельщиков в Твиттере и Фейсбуке.

Социальные сети были просто наводнены различными издевками и шуточными картинками, далеко не всегда безобидными. После первых презентаций творения гоночных конструкторов чаще всего сравнивали с представителями животного мира: муравьедом, обезьяной-носачом, белугой и утконосом.

Знаете, когда аналогами стремительной гоночной техники выступают забавные, пусть и не самые симпатичные зверушки – значит, что-то пошло не так.

В Force India постарались замаскировать "нос" своей машины цветом © LAT
В Force India постарались замаскировать "нос" своей машины цветомФото: LAT

Конечно, власть предержащие от спорта могут довольно потирать руки и повторять свою любимую мантру о том, что любая реклама - это прежде всего реклама, вне зависимости от того, является она положительной или отрицательной. Но постойте, только мне кажется, что сейчас весь мир смеется над Формулой 1?!

Конечно, отчасти в этом виноваты изменения в регламенте, но давайте вспомним недавнюю презентацию новой машины Toro Rosso с надставкой носового обтекателя фаллической формы, после которой в Твиттере одного из старейших британских магазинов продукции интимного характера появилась реплика: «Похоже, дизайнеры новой машины команды Toro Rosso черпают вдохновение в нашей продукции». Отличный маркетинговый ход, но одновременно и чертовски неприятный выпад в адрес некогда самого сексуального спорта на планете.

Мои друзья, далекие от Формулы 1, не знающие, как расшифровываются аббревиатуры DRS и KERS, все чаще стали у меня спрашивать: «Какого черта у вас там происходит?!» В ответ приходится выдумывать разнообразные оправдания, почему столь интеллектуальный, полный талантов и ресурсов спорт вынужден был пойти по такому абсурдному пути развития.

И еще хуже то, что все знали: кончится все именно этим. Но никто ничего не делал. Только сейчас в некоторых командах начали говорить о том, что происходящее вредит имиджу Формулы 1. И тут уж не до шуток.

Самые красивые машины Ф1 по мнению Хоуп-Фроста

BRABHAM BT44B

Brabham BT44B
Brabham BT44B

Цветовая раскраска машин всегда помогала усилить впечатление от их внешнего вида, особенно когда речь идет о знаменитых красно-голубых полосках, ассоциирующихся у всех с итальянской маркой алкогольной продукции Martini. Но треугольных боковых понтонов, высокого верхнего воздухозаборника и переднего антикрыла в виде "снегоочистителя" было достаточно, чтобы BT44B стала уникальной машиной - достойной преемницей BT44, выходившей на трассу в 1974 году.

Достижения: В сезоне-1975 машиной управляли Карлос Рейтеман и Карлос Пас. Один из них привел BT44B к победе в Германии, другой стал сильнейшим на домашнем этапе в Бразилии и завоевал поул в Южной Африке. Коллектив Берни Экклстоуна финишировал вторым в Кубке конструкторов.

EAGLE T1-G

Eagle T1-G
Eagle T1-G

Знаменитая "улыбающаяся" машина 1967 года, разработанная Леном Терри, выходила на трассу под управлением улыбающегося пилота Дэна Герни. По силе визуального облика тёмно-синий автомобиль превосходил даже Lotus 49 Колина Чепмена, пусть и совсем чуть-чуть. Обе машины стали классикой 3-литровой Формулы 1 того времени - простые формы, обтекаемый корпус и ничего лишнего. Чашу весов в пользу американского автомобиля склонили его нахальная "ухмылка", восхитительная раскраска с белой полосой и расположенный сзади 12-цилиндровый двигатель Weslake.

Достижения: В сезоне 1967 машиной управляли Дэн Герни, Ричи Гинтер, Брюс МакЛарен и Людовико Скарфиотти. Eagle нельзя назвать особенно надежным автомобилем, но "играющему боссу" команды Герни удалось добыть победу на Гран При Бельгии и третье место в Канаде.

FERRARI 640

Ferrari 640
Ferrari 640

Когда вы молоды и открыты эмоциям, победа одного из ваших героев в дебютном сезоне за Скудерию значит для вас очень много. Невероятный триумф Найджела Мэнселла в Рио в 1989 году за рулем 12-цилиндровой Ferrari 640 и по сей день остается для меня одним из знаковых событий в спорте. Покатый "нос" машины, узкие вертикальные радиаторы и область "бутылочного горлышка", выполненная словно по идеальному лекалу, оставили незабываемые впечатления о симбиозе агрессии и красоты. Настоящий шедевр в исполнении парней из Маранелло.

Достижения: В сезоне-1989 машиной управляли Найджел Мэнселл и Герхард Бергер. За рулем Ferrari 640 пилоты обменялись победами в Бразилии и Португалии, команда завоевала третье место в Кубке конструкторов.

JORDAN 191

Jordan 191
Jordan 191

Творение Гэри Андерсона привлекло к себе внимание не только благодаря сочно-зеленой раскраске 7Up, хотя и она тоже внесла свою лепту. Когда Джон Уотсон впервые вывел эту машину – тогда еще в черно-желтой раскраске и с индексом 911 (позже его через суд запретила использовать компания Porsche) – на трассу в Сильверстоуне, сразу бросились в глаза ее невероятные, ни на что не похожие очертания. Симметрично изогнутые боковины кокпита, сужающиеся боковые понтоны и переднее антикрыло без ярко выраженных граней делают Jordan 191 последней поистине красивой машиной Ф1.

Достижения: В дебютном для команды сезоне-1991 машиной управляли Андреа де Чезарис, Бертран Гашо, Михаэль Шумахер, Роберто Морено и Алекс Дзанарди. На счету Jordan 191 четвертые места в Канаде и Мексике, добытые де Чезарисом, лучший круг Гашо в Будапеште и пятое место в Кубке конструкторов. Также нельзя не отметить, что "сто девяносто первая" стала первой машиной Михаэля Шумахера в Формуле 1.

MASERATI 250F

Maserati 250F
Maserati 250F

Творение Джоаккино Коломбо с передним размещением двигателя многие считают идеальной машиной Формулы 1 50-х годов. Maserati 250F, когда-то названная Стирлингом Моссом наиболее сбалансированной из всей техники, которой ему доводилось когда-либо управлять, будоражила воображение своих современников, да и сейчас многие дети выводят в своих альбомах для рисования именно ее силуэт. Спокойные и изящные формы машины на протяжении долгих лет радовали глаз болельщиков. Этого монстра пытались укротить как лучшие заводские пилоты итальянского производителя, так и гонщики многочисленных частных команд. Дебютировав на трассах Гран При в 1954-м, 250F продержались в пелотоне до начала 60-х!

Достижения: На протяжении семи сезонов машиной управляли настоящие звезды Формулы 1, в числе которых Альберто Аскари, Жан Бера, Хуан-Мануэль Фанхио и Стирлинг Мосс. В их активе титулы 1954 и 1957 годов, добытые аргентинским Маэстро, и восемь побед в гонках (шесть на счету Фанхио, две - Мосса). Кубок конструкторов в ту пору еще не разыгрывался.


Нет – уверен редактор отдела Ф1 Эд Стро

Конечно же, никто в здравом уме и твердой памяти не назовет нынешние машины самыми красивыми в истории Больших Призов. Но они и не самые уродливые.

Во-первых, нужно понимать, что это абсолютные новинки. Да, форма носовых обтекателей сильно отличается от той, к которой мы все привыкли, но давайте вспомним 2008 год: тогда "носы", которые все сравнивали с отвалами снегоочистителей, также вызвали волну критики и насмешек. Но прошло не так много времени, а эти машины многим уже кажутся не такими и нелепыми.

Дизайн Forti FG01 свидетельствует, что нескладные машины были в Ф1 и раньше © LAT
Дизайн Forti FG01 свидетельствует, что нескладные машины были в Ф1 и раньшеФото: LAT

Новое шасси Ferrari с индексом F14 T получило массу критических отзывов. Но вспомните лучшие образцы машин Скудерии прошлых лет, и вы поймете, что они редко были красивы в классическом смысле. Возьмем, к примеру, модель 312B 1971 года. Она просто великолепна, но если присмотреться, можно заметить много общего в передней части той машины и нынешней F14 T.

Если хотите вспомнить действительно нелепо выглядящие машины Ф1, найдите посредством поисковика изображения McLaren MP4/10, Hesketh 308, March 711, Williams FW26 (в ранней спецификации переднего крыла "клыки моржа" – эта машина вынесена на титульное фото нашей главной страницы), Eifelland 21, Wolf WR5, Forti FG01, Tyrrell 001, AGS JH22…

Это только то, что сразу пришло на ум. Конечно, многие из вас со мной не согласятся, ведь некоторые из этих машин были невероятно успешными и эффективными в гонках. Но шасси может быть культовым и не будучи внешне идеальным.

Вспомним легендарную машину Brabham BT34 (см. ниже) с ее целеустремленным, но не слишком эстетически привлекательным видом. Единственной причиной, по которой считается кощунственным называть ее уродливой, является ее тесная связь с фамилией Брэбэм.

В конце концов, по-настоящему быстрый автомобиль красив уже одним этим. Исторически Формула 1 являет собой сочетание внешнего вида техники и её предельных возможностей на трассе в рамках регламента и современных технологий – и этот баланс остается неизменным.

Да, "носы" новых машин выглядят неприглядно, и руководству спорта необходимо приложить определенные усилия, чтобы подобная тенденция не получила развития, поскольку визуальная составляющая - одна из ключевых в Формуле 1.

Но все-таки первенство по уродливости автомобилей по-прежнему удерживает эпоха 70-х, когда конструкторы экспериментировали, опираясь лишь на собственную интуицию. Те машины были инновационными, великолепными, крутыми, культовыми, восхитительными, сексуальными – да какими угодно, но… они не были по-настоящему красивыми.

Самые уродливые машины Ф1 по мнению Стро

BUGATTI T251

Bugatti T251
Bugatti T251

Bugatti T251 всего лишь раз появилась на старте Гран При - это было во Франции в 1956 году. Её можно назвать настоящим эталоном уродливости "носа". В итоге машина, отличавшаяся отвратительной управляемостью, проехала всего 18 кругов и сошла с дистанции из-за проблем с дросселем.

Достижения: На старт той гонки машину вывел опытный Морис Тринтиньян. Но даже ему не удалось добиться от T251 скорости.

BRABHAM BT34 'Клешня омара'

Brabham BT34
Brabham BT34

Brabham BT34, прозванная "клешней омара" из-за характерных воздухозаборников в переднем антикрыле, можно назвать поистине культовой машиной. Но одновременно она была и одним из самых ярких образцов непривлекательного внешне гибрида формульной техники и спорткаров.

Достижения: В сезонах 1971-1972 машиной управляли Карлос Рейтеман, Грэм Хилл и Вильсон Фиттипальди. Лучшим ее результатом стало четвертое место на Гран При Канады, добытое аргентинским пилотом, и девятое в Кубке конструкторов.

MARCH 721

March 721
March 721

Построенное на базе своего неприглядного предшественника March 711, новое шасси получило в довесок к ужасному капоту двигателя очень странные пропорции автомобиля в целом. Хуже всего машина выглядела в тех гонках, где вместо переднего антикрыла у нее было некое подобие чайного подноса (на фото).

Достижения: В сезоне-1972 машиной управляли Ронни Петерсон, Ники Лауда, Анри Пескароло и Рольф Штоммелен. Лучший финиш - четвертое место Петерсона на Гран При США. В Кубке конструкторов удалось подняться на шестую строчку.

ARROWS A2

Arrows A2
Arrows A2

Несмотря на свою золотую раскраску, Arrows A2 была бесконечно далека от золотых кубков и явно оставляла желать лучшего в плане эстетической привлекательности. В отсутствие переднего антикрыла главную надежду конструкторы возлагали на граунд-эффект, который должен был увеличить прижимную силу, создаваемую корпусом автомобиля-крыла, прозванного "золотой пулей" или "гудящей бомбой" за характерный звук мотора. Цель понятна, но не достигнута.

Результаты: В сезоне-1979 машиной управляли Риккардо Патрезе и Йохен Масс. Лучшим результатом стало пятое место в Зольдере, добытое молодым итальянцем. В Кубке конструкторов команда стала девятой.

FERRARI F310

Ferrari F310
Ferrari F310

Благодаря излишне консервативному прочтению Джоном Барнардом регламента в части требований к кокпиту, новый автомобиль получился ужасным, а Чарли Уайтинг как-то назвал его просто "креслом". Во второй спецификации, появившейся к лету, первая Ferrari Михаэля Шумахера была значительно улучшена.

Результаты: В сезоне-1996 машиной управляли Михаэль Шумахер и Эдди Ирвайн. В активе F310 победы в Испании, Бельгии и Италии, добытые первым из них, а также второе место в Кубке конструкторов.

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle