Формула 1 образца 2014 года вовсе не медленная
Новые машины Ф1 с причудливыми носовыми обтекателями по делу раскритиковали за недостаточно высокий темп после первых предсезонных тестов в Хересе, но Бен Андерсон уверен: пройдет совсем немного времени – и эти автомобили оставят своих предшественников далеко позади
С тех пор как новая Формула 1 - с двигателями меньшего объема и сложными системами рекуперации энергии - явилась публике три с лишним недели назад в Хересе, результаты этих предвестников новой технической эпохи наделали много шума.
Многие поклонники Больших Призов взялись оплакивать потерю более громких и звучных моторов V8, на смену которым пришли турбированные двигатели V6. Но куда хуже, эти машины оказались слишком медленными! Во всяком случае, некоторые думают именно так…
Изменения в 2014-м коснулись и аэродинамики: передние антикрылья стали уже, а "выдувной" диффузор, генерирующий львиную долю прижимной силы в задней части шасси, попал под запрет.
В результате когда "новая Ф1" дебютировала в Испании, лучшее время круга оказалось на восемь секунд хуже рекорда трассы для техники Гран При, автором которого в 2004-м стал пилот Ferrari Михаэль Шумахер.
Целых восемь секунд!
Следствием этого стало огромное количество насмешек, что якобы Ф1 теперь поедет медленнее серии GP2, спортпрототипов и так далее.
Но так ли это?
Пилот Sauber Адриан Сутиль с грустью оценивал нынешнее положение дел в Больших Призах по ходу первых предсезонных тестов в Хересе, заявив, что из-за потери в прижимной силе и более жестких шин Pirelli техника Ф1 "пока что недостаточно быстра".
Его мнение разделяли и другие, но в Бахрейне появились весомые признаки серьезных подвижек в этом вопросе.
Рост скоростей в течение первых трех дней, обусловленный тем, что машины проезжают всё новые километры, а команды продолжают работать согласно своим программам развития, доказывает, что всё не так однозначно. [События четвертого и финального дня тестов, оставшиеся за рамками данной статьи, только подтверждают наблюдения автора.]
В конце концов, Ф1 – техническая дисциплина, и в этом сезоне, по всей вероятности, новых идей будет использоваться больше, чем когда-либо прежде.
Дайте лучшим специалистам в мире автоспорта время со всем этим разобраться, и они смогут семимильными шагами раскрывать резервы скорости.
Так взглянем же на темпы прогресса.
Бахрейн, день первый
Нико Хюлькенберг на Force India возглавил протокол с лучшим временем 1.36,880.
Его результат оказался уже на две с половиной секунды быстрее времени прошлогоднего поула пилота GP2 Фабио Леймера (1.39,427) – и на пять с лишним секунд быстрее усредненного квалификационного результата экипажа Toyota, показанного на ноябрьском этапа чемпионата мира по гонкам на выносливость (1.42,449).
«Я думаю, мы подбираемся всё ближе, - сказал Хюлькенберг. – Но пока что по-режнему находимся на начальных этапах. Нам предстоит еще очень многому научиться, так что мы непременно поедем еще быстрее.
Как известно, инженеры всегда находят решения, которые позволяют прибавить в скорости.
Несомненно, двигатель обладает высокой мощностью и большим крутящим моментом, их просто нужно научиться использовать.
Просто здорово, что мы возвращаемся к тем скоростям, которые и должны быть в Ф1. Ей не к лицу быть слишком медленной».
Правильно, Нико. И все свидетельствует о том, что она такой не будет.
Бахрейн, день второй
Протокол возглавил новобранец McLaren Кевин Магнуссен, проехав свой лучший круг в конце дня на шинах SuperSoft.
Сделал он это за 1.34,910 – на две секунды превзойдя рекорд Себастьяна Феттеля в прошлогодней гонке в Сахире (1.36,961).
Правда, в сравнении с 2013 годом условия на трассе позволяли ехать примерно на секунду быстрее. Но надо отметить, датчанин работал не в квалификационной конфигурации машины, а проводил обычные заезды, позволяющие новичку команды лучше понять, как сильно зависит сцепление с дорожным полотном от различных составов резины.
Сам Магнуссен сказал, что эта техника способна на большее. В связи с этим можно предположить, что в McLaren пока не работали "налегке" и не использовали предельный режим своего силового агрегата Mercedes. Потому сейчас нельзя сказать, насколько быстро позволила бы проехать MP4-29.
«Я вообще не считаю нашу скорость проблемой, - заявил Кевин. – Соглашусь с комментариями некоторых коллег после Хереса. Там и впрямь возникло ощущение, что мы едем недостаточно быстро, а результаты на круге были просто несравнимы с показателями 2013 года. Но здесь [в Бахрейне] разница уже не так велика, да и новые шины на этой трассе, на самом деле, не вызывают столь негативных эмоций.
Я подозреваю, что в какой-то момент по ходу сезона мы доберёмся до показателей 2013-го. По моим ощущениям, пройдет немного времени – и машины этого сезона окажутся быстрее прошлогодних».
И всё к этому идёт.
Бахрейн, день третий
Пилот Mercedes Льюис Хэмилтон завершил день с новым рекордом тестов в Бахрейне.
Чемпион мира 2008 года является одним из главных критиков недостаточного темпа "новой Ф1", но его результат 1.34,263 впервые оказался в пределах двух секунд от времени поула Нико Росберга на Гран При Бахрейна-2013 (1.32,330).
«По ощущениям, эти машины едут медленнее, - настаивает Хэмилтон. – Судя по всему, мы проигрываем прошлогодней технике пару секунд. Я бы сказал, что в целом эти автомобили отличаются куда меньшим сцеплением с трассой.
Но зато мы быстрее на прямых. Мне сложно говорить о конкретных числах, но разница составляет примерно 20 км/ч. Тут есть ощутимый выигрыш – подозреваю, теперь в нашем распоряжении куда больше мощности, чем в 2013-м.
И нам предстоит работать дальше: как на длинной дистанции, так и в квалификационном режиме, так что дальнейший прогресс неизбежен».
Последнее предложение Льюиса является ключевым – оно означает, что в Mercedes пока и близко не подобрались к раскрытию всех возможностей своей машины, а следовательно, пилоты команды еще не выходили на максимум на одном быстром круге.
По ходу тестов мотористы Renault на своей шкуре испытали едва ли не все возможные проблемы, с которыми только можно было столкнуться, но руководитель программ компании в Ф1 Реми Таффен поделился некоторым представлением, на каком этапе развития находятся моторы всех трех производителей.
«Двигатели работают не на предельных режимах, так как надо найти базис, от которого вы будете отталкиваться, - сказал француз. – Впоследствии вы кое-что модернизируете и добиваетесь прибавки в эффективности.
Нам надо проверить работу машин в режимах максимальных скоростей, но для этого недостаточно просто нажать соответствующую кнопку – требуется двигаться последовательно, шаг за шагом.
Не секрет, что ни один из производителей не раскручивает сейчас свои моторы до максимальных 15 тысяч об/мин. Я думаю, каждый из моторостроителей имеет свои собственные пределы, но лично мы на данном этапе не работаем на максимуме».
Исходя из здравого смысла, никто сейчас не будет утверждать, что Renault находится на том же этапе развития, что и её соперники из Mercedes и Ferrari, но комментарии Таффена говорят нам, что от его конкурентов также следует ожидать большего перед 28 февраля, когда по ходу финальной тестовой сессии будут омологированы окончательные версии моторов.
Пилот Williams Валттери Боттас, со своей стороны, не удивлён, что новое поколение машин Ф1 уже догоняет по скорости прошлогодние автомобили.
«Я никогда не думал, что мы останемся в пяти секундах позади, ничего такого, - говорит финн. – Уверен, к концу года мы будем еще ближе.
Я думаю, как только начнется сезон, мы увидим, какого прогресса все добьются. Не беспокойтесь, мы ни за что не будем медленнее GP2!».
Именно, Валттери. Беспокоиться не о чем!
Скорость развития в Формуле 1 быстрее, чем Усейн Болт на заключительном отрезке 100-метровой дистанции.
В последний раз машины Ф1 из-за изменений в регламенте серьезно потеряли в прижимной силе накануне сезона-2009, когда на стартовом этапе в Австралии Дженсон Баттон выиграл поул с временем 1.26,202. Уже годом позже Себастьян Феттель за рулем автомобиля RBR на той же самой трассе в квалификации показал результата почти на 2,3 секунды быстрее британца.
Ф1 2014 года пока не достигла своих прежних скоростей. Но перед Гран При Австралии еще есть несколько дней зимних тестов.
Новые машины уже весьма быстры, и со временем скорости будут только расти.
[В заключительный день сессии в Бахрейне Нико Росберг улучшил рекордное время 2014 года еще на секунду. Немец признался, что использовал квалификационные настройки, и что очень доволен поведением машины с почти пустым баком.
А Ромен Грожан, побывавший недавно в Москве, выразил абсолютную уверенность, что нынешняя техника уже к осени поедет быстрее прошлогодней.
«Думаю, ко второй половине сезона мы уже будем немного впереди, – отметил француз. – у этих машин еще есть очень большой потенциал для роста».]