Гран При Бахрейна: обзор гонки от Эда Стро

Эд Стро
15 апреля 2014 в 20:18

Яркий этап в Бахрейне в полной мере продемонстрировал потенциал новой Формулы 1. Эд Стро анализирует невероятное внутрикомандное сражение пилотов Mercedes, в котором Льюису Хэмилтону неожиданно удалось нанести поражение Нико Росбергу, хотя быстрее в этот раз был именно немец

Неделей ранее в Малайзии финишировавший вторым Нико Росберг вполне мог смириться с тем, что уступил победу Льюису Хэмилтону. Тогда напарник превзошел его по всем статьям. И лидер чемпионата поступил так, как всегда действовал в подобных случаях: собрался, перегруппировался и проанализировал ошибки, чтобы обратить полученный опыт себе на пользу.

Такой подход, видимо, расстроил Хэмилтона, который по ходу уик-энда не упускал возможности поведать миру, сколь полезным оказалось для Нико изучение его, Льюиса, телеметрии в течение тех дней, что отделяли малайзийский этап от гонки в Сахире…

Но в Бахрейне смириться с поражением Росбергу оказалось куда сложнее. Сейчас борьбу за лидерство в чемпионате способны вести только пилоты Mercedes, и судя по тому, с какой скоростью они уехали от всех остальных после рестарта незадолго до финиша (отрыв этой пары составил 24 секунды по итогам 11 финальных кругов), преимущество W05 пока незыблемо. Именно поэтому и для Нико, и для Льюиса так важно на каждом этапе реализовать свое преимущество на 100%.

В Бахрейне перевес был на стороне Росберга, но он не смог сполна воспользоваться им и упустил победу.

Гонка получилась поистине захватывающей, ничего общего с "заездами таксистов", на которые сетовал накануне президент Ferrari Лука ди Монтеземоло, мы не увидели.

Босс Mercedes Тото Вольф обещал, что его команда не станет вмешиваться в сражение своих пилотов, и те боролись друг с другом, не уступая и пяди.

Козырем Росберга был поул, но упустил инициативу уже через несколько секунд после того, как погасли стартовые огни.

Нико стартовал неплохо, но Хэмилтон сделал это много лучше – и к первому повороту вырвался вперед, заняв лучшую траекторию. Росберг был не в силах что-то поделать.

Он было попытался перехватить инициативу в четвёртом повороте, но Льюис не собирался его пропускать. Обороняясь, он заставил немца избрать широкую траекторию на выходе. Преимущество оказалось на стороне Хэмилтона.

Хэмилтон вышел в лидеры уже к первому повороту © LAT
Хэмилтон вышел в лидеры уже к первому поворотуФото: LAT

Его преследователь занял выжидательную позицию и в течение последующих 16 кругов держался в секунде-полутора за напарником. Нико прекрасно понимал существующие тактические расклады.

В теории предпочтительным выглядел вариант с двумя остановками: два отрезка на резине Soft и один – на более жестком составе Medium.

Понятно также, что для того, кто идет вторым, был смысл на первом же пит-стопе перейти на Medium, чтобы затем получить возможность атаковать ближе к финишу. Математически эта комбинация чуть медленнее идеальной, но в данном случае куда важнее, что она оставляла шансы на обгон на финальном отрезке.

«Мы выбрали различные тактики для своих пилотов, так как хотели дать Нико шанс обогнать Льюиса, по времени два варианта практически не отличаются, – пояснил исполнительный директор Mercedes Пэдди Лоу. – Понятно, что вариант Soft/Soft/Medium был самым оптимальным, а Soft/Medium/Soft самую малость уступал ему.

Но если преследователь быстрее, то мягкая резина на заключительном отрезке давала возможность догнать и обогнать соперника».

Однако полагаться только на тактику было бы не совсем верно. Росберг знал, что есть куда более простой способ перехватить инициативу и заставить Льюиса в свою очередь что-то выдумывать – провести обгон на трассе еще до первых пит-стопов.

На 15-м круге Нико начал готовить атаку, отыграв у напарника 0,3 секунды. На следующем он снял еще три десятых и уже мог использовать DRS. Еще круг – и немец еще на 0,35 секунды приблизился к Льюису. Дело приобретало серьезный оборот.

На 18-м круге Росберг попробовал обойти Хэмилтона по внутренней траектории первого поворота, но не смог удержаться на малом радиусе, Льюис начал смещаться к апексу, и машины оказались так близко друг к другу, что на командном мостике Mercedes у всех перехватило дыхание.

Последующий круг подарил нам картину, которая, возможно, станет олицетворением всего нынешнего чемпионата. Нико вновь попробовал занять внутреннюю часть трассы, но теперь уже оба пилота заблокировали колеса своих машин. Они вместе вошли в поворот, Хэмилтон вновь перекрестил траектории и смог лучше набрать скорость на выходе, однако в четвёртом повороте Росберг вновь атаковал его.

Хэмилтон раз за разом не оставлял Росбергу достаточного пространства для атаки © LAT
Хэмилтон раз за разом не оставлял Росбергу достаточного пространства для атакиФото: LAT

Как и до этого, Нико не удалось достаточно узко выйти из поворота. Хэмилтон остался впереди, а в конце круга поехал на пит-стоп. Теперь у Росберга не осталось выбора: именно ему предстояло переходить на альтернативную тактику.

Лидер чемпионата остался на трассе еще на два круга и после своей остановки в боксах отставал от напарника уже на 6 секунд. Но на втором отрезке ему удалось продемонстрировать отличную скорость.

Пэдди Лоу говорил, что резина Medium должна быть на 0,3-0,5 сек медленнее более мягкого состава. Росберг же терял относительно напарника на шинах Soft не более двух десятых на круге.

Дело шло к заключительной волне пит-стопов, когда Пастор Мальдонадо "поставил вопрос ребром", поддев в первом повороте Sauber Эстебана Гутьерреса. На трассу выехал автомобиль безопасности, и Льюис тут же лишился с трудом накопленного преимущества в 9,5 секунд.

«С точки зрения шоу, – сказал потом Лоу, – момент был выбран идеально. Появление машины безопасности свело на нет существовавший между нашими пилотами отрыв, причем более быстрый из них получил на заключительный отрезок более мягкую резину.

Если бы не эта нейтрализация, исход гонки зависел бы только от разницы в скорости между соперниками. Можно предположить, что Нико потенциально мог бы нагнать Льюиса за 2-3 круга до клетчатого флага. Все зависело от отрыва между ними – но машина безопасности появилась как раз в тот переломный момент, когда решалось, сможет Нико на заключительном отрезке отыграть отставание или нет».

На тот момент отрыв стабилизировался в районе 9,5-9,7 секунд, так что в финальной части гонки Хэмилтон в любом случае не смог бы чувствовать себя в полной безопасности. Однако после эффектного кульбита Sauber все эти рассуждения отошли в область исключительной теории.

Из-за полёта Гутьерреса разрыв между пилотами Mercedes испарился © LAT
Из-за полёта Гутьерреса разрыв между пилотами Mercedes испарилсяФото: LAT

Реальный же расклад оказался в итоге гораздо проще; за 11 кругов до финиша за Хэмилтоном на более медленной резине Medium вплотную следовал Росберг на быстром составе Soft.

Обоим пилотам с командного мостика вежливо напомнили по радио, что неплохо было бы финишировать в полном составе, но в целом они имеют право сражаться друг с другом. И они сражались. И весьма жестко. Но при этом обошлись без столкновений.

План Росберга был прост. Он рассчитывал собрать максимальный запас дополнительной энергии, чтобы потом задействовать ее всю для решающей атаки. Правилами разрешено использовать на одном круге до 4 МДж электрической энергии, причем только половина этого количества может быть изъята из запасника системы кинетической рекуперации MGU-K, в то время как вклад системы MGU-H, установленной на турбине, не лимитирован. Все это вкупе с режимом максимального расхода топлива должно было обеспечить Нико достаточное преимущество.

Он дважды атаковал Льюиса в первом повороте, но тот оба раза сумел отбить выпад. В конце концов, бригада каждого из гонщиков Mercedes конечно же видела, что делают в другой – так что Хэмилтон был готов к тому, что Росберг пойдет на него всерьез, и потому смог отбиться.

«Одна из новых "примочек" Формулы 1 с этого года – это игры с накоплением энергии, – пояснял Лоу, – раньше то же самое происходило с KERS: кинетическую энергию можно было накопить и использовать двойными зарядами. С нынешней силовой установкой эффект от прибавки в мощности за счет дополнительной энергии еще более ощутим, причем есть несколько вариантов, как копить её и задействовать этот запас.

На протяжении десяти последних кругов гонки мы наблюдали, как каждая из сторон гаража пытается переиграть соперника в этом компоненте, итогом чего стали своего рода "кошки-мышки": один пилот лидировал, другой пытался выйти вперед за счет умелого использования дополнительной энергии о ходу круга.

Поведение Нико на трассе немного изменилось, когда он начал собирать заряд для глобальной атаки: команда Льюиса заметила это, и британец тоже начал копить энергию».

Если вы считаете, что все эти технические игры довольно скучны – позволим себе не согласиться с такой точкой зрения. Большая атака Росберга началась на 52-м круге из 57 – он попробовал нырнуть вперед в первом повороте. На выходе Хэмилтон в свою очередь занял внутреннюю траекторию, и напарники продолжали дуэль до четвертого поворота.

Росберг вновь атаковал Хэмилтона, едва они покинули свои машины в закрытом парке © LAT
Росберг вновь атаковал Хэмилтона, едва они покинули свои машины в закрытом паркеФото: LAT

Льюис не оставлял сопернику свободного пространства на трассе – жестко, но без грубости, – и немец, даже не сбрасывая газа, все равно не мог удержаться рядом, так как машина начинала скользить.

Кругом позже Нико пошел в атаку вновь, но его оппонент еще раз грамотно разменял траектории и снова удержал лидирующую позицию. К этому моменту накопленный Росбергом запас энергии оказался исчерпан.

Хэмилтон великолепно провел свой заключительный отрезок. Он был на более медленной резине, его лишили по крохам скопленного на предыдущих кругах преимущества, да и по чистой скорости в этот день он также уступал Росбергу. У британца остался по сути единственный козырь: он был впереди – и блестяще защищал свою позицию.

«Я прилично оторвался, где-то на девять секунд, и, думаю, смог бы сохранить отрыв, если бы не машина безопасности, - рассказывал Льюис. – Когда она выехала на трассу, я подумал "ох, он на мягкой резине, я на более жестком составе, так что должно произойти чудо, чтобы мне удалось остаться впереди". У Нико явно было намного больше сцепления.

Так что я могу назвать эту гонку одной из наиболее точно просчитанных в своей карьере – с точки зрения использования энергии и выбора траекторий. Нико подъезжал совсем близко на задней прямой, оставался на хвосте в последнем повороте и получал преимущество в 10-12 км/ч за счет DRS. По идее, я должен был бы принять как факт, что он обгонит меня.

У меня не было возможности просто закрыть внутреннюю часть поворота и заблокировать возможность обгона, при этом все же нужно было как-то удержать его позади. Не знаю, как мне раз за разом удавалось это сделать».

Интересно, как бы развивались события, сохрани Росберг лидерство на старте или сумей опередить Льюиса в одной из своих атак под конец первого отрезка. Поменялись бы пилоты Mercedes ролями? Подтвердил бы Хэмилтон свою репутацию гонщика, способного на блестящие обгоны? Или ключевым фактором опять-таки стали бы позиции на трассе?

Сложно сказать – но при этом важно понимать, что даже в пылу борьбы и круговерти атак Нико не забывал, что сражается с напарником, а потому поднимал ногу с газа на какую-то долю секунды раньше, чем если бы вёл борьбу пилотом другой команды.

В Force India также шло острое внутрикомандное сражение © LAT
В Force India также шло острое внутрикомандное сражениеФото: LAT

К слову, еще один интересный вопрос: если бы ситуация оказалась полностью зеркальной – удалось бы Хэмилтону по ходу второго отрезка, имея более жесткие шины, отставать в среднем лишь на те же 0,217 секунды на круге?

Есть ощущение, что нет, и тогда (как минимум без вмешательства машины безопасности) мы бы точно увидели убедительную победу Росберга. В конечном итоге, именно все эти незначительные на первый взгляд мелочи вполне могут определять исход чемпионата.

В принципе, чтобы гонка удалась, в этот раз было достаточно всего двух этих дуэлянтов: Хэмилтон с Росбергом продемонстрировали классическое сражение в лучших традициях жанра. Но и исполнители "ролей второго плана" в Бахрейне тоже на славу справились со своей задачей.

Сражение между партнёрами по команде в этот раз было ключевой сюжетной линией. Серхио Перес прекрасно проводил уик-энд, и хотя его напарник по Force India Нико Хюлькенберг пожаловался, что мексиканец не оставил ему места, когда чересчур оптимистично пошел в атаку в четвертом повороте 28-го круга, в этот раз, безусловно, именно Серхио был сильнейшим в паре пилотов команды из Сильверстоуна, которая сейчас вышла на второе место в Кубке Конструкторов.

Если бы не машина безопасности, позволившая соперникам из Red Bull догнать дуэт Force India, Хюлькенберг вполне мог финишировать четвертым вслед за Пересом.

Что интересно, наиболее активным из пары RBR в этот раз был отнюдь не Себастьян Феттель, а Даниэль Риккардо. Уже во второй гонке подряд он без долгих раздумий продемонстрировал, что не собирается облегчать жизнь четырехкратному чемпиону. Да и на заключительном отрезке гонки австралиец более плавно пилотировал свою RB10 и был быстрее Себастьяна.

Новобранец команды обогнал действующего обладателя титула в первом повороте 50-го круга, а тремя витками позже прошел и Хюлькенберга в борьбе за четвёртую позицию. Если бы гонка длилась на круг дольше, возможно, Даниэлю удалось бы опередить и второго гонщика Force India - и подняться на подиум.

В "междусобойчике" Williams вновь первым оказался Фелиппе Масса, а Валттери Боттас финишировал сразу следом за бразильцем. На протяжении всей гонки они обменивались выпадами, но все обошлось без происшествий.

Ну а позади этой пары происходило то, о чем так любит в последнее время говорить господин ди Монтеземоло. Если кто-то в этой гонке и напоминал неспешных европейских таксистов, так это как раз пилоты Ferrari Фернандо Алонсо и Кими Райкконен – два чемпиона мира, финишировавшие девятым и десятым соответственно.

Учитывая, сколь велик дефицит мощности F14 Т, случайный прохожий и впрямь мог бы "проголосовать" при виде красных машин. На каком-то отрезке гонщикам из Маранелло удавалось держаться в лидирующей группе, но на что-то большее им просто не хватало скорости.

На финише Алонсо в шутку даже победно вскинул руку. Пятый год он выступает за Ferrari, а шансов на третий титул у него сейчас меньше, чем когда-либо прежде. Испанец явно пребывал в тот момент в очень немногочисленной группе тех, кому гонка в Сахире решительно не понравилась.

ГП Бахрейна: обзор гонки от Эда Стро
ГП Бахрейна: обзор гонки от Эда Стро

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle