Марафонский чемпионат мира: путеводитель по сезону-2014
В нынешний уик-энд в Сильверстоуне стартует новый сезон чемпионата мира по гонкам на выносливость. Новые машины, новые правила и возвращение заводской команды Porsche. Гэри Уоткинс постарался суммировать ожидания от предстоящих баталий
Возвращение Porsche, кардинальные изменения в правилах категории LMP1, новые частные команды и скорый дебют целой волны новой техники класса LMP2 - все это обещает нам интереснейший и полный событий сезон WEC, первая гонка которого стартует в Сильверстоуне уже сегодня.
А ведь еще есть сражение за титул в категории GTE Pro между вечными соперниками - Ferrari, Aston Martin и Porsche. Здесь борьба обещает быть даже более захватывающей, чем раньше.
К сожалению, наступающая новая эра гонок на выносливость не обошлась без форс-мажорных обстоятельств - многие команды не успели подготовить свои новые машины к первой гонке в Великобритании, но не отметить невероятный подъем чемпионата просто невозможно.
ВОЗВРАЩЕНИЕ PORSCHE
Полнейший восторг! Porsche вернулась в родные пенаты - в топовую категорию гонок спорткаров! Один только предстоящий дебют новенького прототипа 919 Hybrid класса LMP1 заслуживает того, чтобы внимательно следить за событиями уик-энда в британском Сильверстоуне – настоящие фанаты автоспорта потом всегда смогут сказать: «А я видел этот исторический момент!»
Безусловно, возвращение в LMP1 немецкой марки, причем с машиной, сразу способной конкурировать с Audi и Toyota за победу в легендарном суточном марафоне в Ле-Мане, - это, как ни крути, главная новость сезона. Ожидание, длившееся 15 бесконечных лет, наконец-то подошло к концу. Porsche просто не могла не вернуться, чтобы попытаться одержать свою 17-ю победу в "абсолюте" на кольце Сартэ.
А если вам и этого недостаточно, стоит напомнить, что легендарная марка привлекла в свои ряды знаменитого гонщика Больших Призов. Конечно же, речь о Марке Уэббере, чей переход гонки на выносливость положительно отразится как на Porsche, так и на чемпионате в целом.
НОВЫЙ РЕГЛАМЕНТ КАТЕГОРИИ LMP1
Значительно обновленный регламент топовой категории чемпионата, к которому приложили руку FIA, Западный автомобильный клуб (ACO) и сами команды, нацелен в первую очередь на эффективность новых машин. Для каждой определены нормы расхода топлива в расчете на один круг в Ле-Мане – и предельное количество повторно используемой энергии.
Это – по крайней мере в теории – должно положить конец не имевшим прежде конца спорам относительно преимуществ бензиновых и дизельных двигателей. Так называемая система сдержек и противовесов регламентирует строгое количество потребляемого машинами топлива на первые три гонки сезона, включая Ле-Ман, что должно привести к концу эпохи политических игр и попыток скрыть истинный потенциал техники.
В Audi уже успели высказать свое недовольство по поводу опубликованных на прошлой неделе скорректированных норм расхода топлива, но сделать они в этой ситуации ничего не в силах.
ШТРАФные ОСТАНОВки НА ПИТ-ЛЕЙНЕ
Для экипажей, которые станут нарушать заявленные нормы расхода топлива и количества повторно используемой энергии, предусмотрены строгие наказания, начиная с простого проезда по пит-лейну и заканчивая поистине драконовскими мерами в виде того же проезда, но с обязательной остановкой у боксов.
Естественно, эта система предполагает, что можно будет точно определить количество повторно использованной энергии. В данный момент заводские команды не разделяют уверенности FIA и ACO в точности и надежности датчиков производства обретшей сомнительную популярность компании Gill (такие же устройства используются в Формуле 1). Если и здесь что-то пойдет не так, могут возникнуть серьезные проблемы…
БУДЕТ ЛИ ЭТО ПОХОЖЕ НА ГОНКИ?
Организаторы соревнований убеждены в положительном ответе на этот вопрос, и им вторят в большинстве заводских коллективов.
Основное отличие между нынешним регламентом и тем, что использовался в 80-х в Группе C, заключается в четко определенном количестве топлива, которое может быть использовано каждой машиной на каждом круге. То есть никто не будет экономить горючее в дебюте, чтобы затем иметь возможность атаковать ближе к финишу.
Если вы не используете выделенное на круг топливо, вы просто потеряете его. Больше не должно массовых замедлений под конец заезда, когда пилоты пытаются доползти до клетчатого флага, уложившись в общий лимит - это было настоящим бичом эры машин Группы C.
Однако из частных разговоров с некоторыми пилотами можно сделать вывод, что не все настроены столь оптимистично. Новые правила ориентированы на стиль пилотирования, при котором можно экономить горючее, однако это может навредить гонкам в их первозданном виде. Посмотрим… До старта в Сильверстоуне осталось не так много времени…
СТРАННЫЕ энерго-МАНЕВРЫ ОТ AUDI
В начале нынешнего года команда Audi предприняла довольно странный маневр, в последний момент вдруг отказавшись от использования на R18 e-tron quattro системы рекуперации энергии выхлопа, сходной с той, что применяется в Формуле 1 в виде мотора-генератора тепловой энергии, а также снизив до минимума класс используемой гибридной установки.
В итоге новая R18 будет абсорбировать меньше энергии по сравнению со своей предшественницей – машины с четырьмя кольцами смогут использовать повторно примерно треть от показателей соперников из Toyota и Porsche.
Правила говорят, что чем более "продвинутая" ERS установлена на машине, тем больше это сулит преимуществ. Таким образом, соперники ингольштадтцев словно бы оказываются в выигрыше. Хотя тут важно помнить и о факторе надёжности…
НА ЧТО СПОСОБНЫ ЧАСТНЫЕ КОМАНДЫ LMP1?
К сожалению, в дебютной гонке сезона в Сильверстоуне мы этого не поймем. К этапу не будет готова ни абсолютно новая машина команды Rebellion Racing (на фото вверху), ни прототип с индексом T129 и двигателем AER немецкой команды Lotus. Вероятно, свидетелями их дебюта мы станем лишь в Спа, но и это пока точно неизвестно.
В обеих командах очень воодушевились новым регламентом, вследствие чего и приступили к разработке новых шасси. Раздел правил для подкласса LMP1-L (L = Light, "лёгкий") не даст этим машинам особых преимуществ в борьбе с заводскими коллективами, но вполне может позволить не слишком от них отстать, чтобы при случае воспользоваться ошибками и неудачами старших товарищей, о чем раньше "частники" и мечтать не могли.
Жаль только, что из-за задержек в производстве обе команды вплоть до июньской гонки в Ле-Мане не смогут толком показать себя. Впрочем, в коллективе Rebellion решили не отсиживаться на базе, а смахнуть пыль со своих прошлогодних шасси Lola и выставить их уже в дебютной гонке чемпионата.
чего ждать от LMP2?
В самое ближайшее время ничего хорошего "младшему" классу прототипов не светит, но если заглянуть подальше, вырисовывается довольно приличная перспектива.
Количество участников категории LMP2 в этом году сократилось до семи, причем три из них не привезут свою технику в Великобританию. Команда Strakka отложила дебют нового шасси Dome S103 до Ле-Мана в связи с возникшими на тестах техническими проблемами, а Millennium Racing постигли финансовые трудности, что привело к их отказу от участия в дебютной гонке сезона. Предполагается, что к этапу Спа все нормализуется.
[В отличие от европейцев, у российских участников LMP2 всё в порядке. Шутка ли – на стартовом этапе под бело-сине-красным флагом выступают три участника из четырёх!
Несмотря на все козни, продолжает реализацию своей масштабной программы SMP Racing, заручившаяся поддержкой ORECA, а новый альянс G-Drive и OAK, ведомый Романом Русиновым и Оливье Пла, вообще выглядит явным фаворитом предстоящего сезона.]
Из других хороших новостей можно отметить факт появления в категории новых машин: часть из них стартует уже в этом году, а часть - в следующем. Первыми из новинок увидят свет купе Strakka Dome и Ligier JSP2 - их старт запланирован на суточный марафон на кольце Сартэ.
Возможно, в нынешнем сезоне им придется столкнуться с болезнями роста, но в целом нельзя не отметить прогресса категории LMP2, особенно с учетом старта в следующем году новых прототипов с закрытым кокпитом производства компаний ORECA и HPD.
БОРЬБА В КЛАССЕ GTE СТАНЕТ ЕЩЕ БОЛЕЕ ОСТРОЙ
В прошлом сезоне в стане Гран Туризмо разворачивалась нешуточная борьба за лидерство. В основном между собой сражались британская и итальянская марки: Aston Martin и Ferrari. А в Ле-Мане в их соперничество вмешалась и Porsche.
Все может измениться с появлением новой модели 911 RSR, впервые опробованной на прошлогоднем финале сезона в Бахрейне. В нынешнем году Porsche уже успели одержать пару побед в Дайтоне и в Себринге в рамках чемпионата USCC, а также показали лучшее время на официальных тестах WEC в Ле-Кастелле в прошлом месяце.
Может так получится, что в нынешнем сезоне машины немецкой марки составят должную конкуренцию традиционным лидерам класса – Ferrari 458 Italia и Aston Vantage GTE, которые по-прежнему будут идти бок о бок благодаря "заморозке" спецификации машин на сезон-2014.
СПИСОК УЧАСТНИКОВ WEC-2014{ .red }
LMP1
№ | Пилот | Пилот | Пилот |
---|---|---|---|
Audi Sport Team Joest - Audi R18 e-tron quattro | |||
1 | Том Кристенсен | Лоик Дюваль | Лукас Ди Грасси |
2 | Андре Лоттерер | Бенуа Трелуйе | Марсель Фесслер |
3 | Оливер Джарвис | Марко Бонаноми | Филипе Албукерк*[1] |
Toyota Racing - Toyota TS040 HYBRID | |||
7 | Алекс Вурц | Стефан Сарразан | Кадзуки Накаджима |
8 | Энтони Дэвидсон | Николя Лапьер | Себастьен Буэми |
Porsche Team - Porsche 919 Hybrid | |||
14 | Ромен Дюма | Нил Джани | Марк Либ |
20 | Тимо Бернхард | Марк Уэббер | Брендон Хартли |
Lotus LMP - Lotus-AER T129 *[2] | |||
9 | Кристиан Альберс | Пьер Каффер | Кристоф Бушю*[4] |
Rebellion Racing - Rebellion-Toyota R-One *[4] | |||
12 | Ник Хайдфельд | Николя Прост | Матиас Беш |
13 | Андреа Беликки | Фабио Леймер | Доминик Крайхамер |
LMP2
№ | Пилот | Пилот | Пилот |
---|---|---|---|
Strakka Racing — Strakka Dome-Nissan S103 *[5] | |||
21 | Дэнни Уоттс | Джонни Кейн | Ник Левентис |
Millennium Racing - ORECA-Nissan 03 *[6] | |||
22 | Джон Мартин | Оливер Терви | Фабьен Жируа |
23 | Майк Конвей | Синдзи Накано | Стефан Йоханссон |
G-Drive Racing - Morgan-Nissan LMP2 *[7] | |||
26 | Оливье Пла | Роман Русинов | Жюльен Каналь |
SMP Racing (AF Corse) - ORECA-Nissan 03 | |||
27 | Николя Минасян | Сергей Злобин | Маурицио Медиани |
37 | Кирилл Ладыгин | Антон Ладыгин | Виктор Шайтар |
KCMG - ORECA-Nissan 03 | |||
47 | Ричард Брэдли | Мэтт Хоусон | Алекс Императори/Цугио Мацуда *[8] |
GTE PRO
№ | Пилот | Пилот | Пилот |
---|---|---|---|
AF Corse — Ferrari 458 Italia | |||
51 | Джанмария Бруни | Тони Виландер | |
71 | Джеймс Каладо | Давиде Ригон | |
Porsche Team - Manthey Porsche 911 RSR | |||
91 | Патрик Пилет | Йорг Бергмайстер | Ник Тэнди*[9] |
92 | Фредерик Маковецки | Марко Хольцер | Ричард Лиц*[10] |
Aston Martin Racing - Aston Martin Vantage GTE | |||
97 | Даррен Тернер | Штефан Мюкке | |
99 | Дэррил О’Янг | Алекс Макдауэл | Фернандо Реес |
Ram Racing - Ferrari 458 Italia | |||
62 | Мэтт Гриффин | Алвару Парент |
GTE AM
№ | Пилот | Пилот | Пилот |
---|---|---|---|
Ram Racing - Ferrari 458 Italia | |||
53 | Джонни Моулем | Бен Коллинз | Марк Паттерсон*[11] |
AF Corse - Ferrari 458 Italia | |||
61 | Марко Чьочи | Луис Перес-Компанк | Мирко Вентури |
81 | Микеле Руголо | Стив Уайатт | Сэм Бёрд/Андреа Бертолини *[12] |
ProSpeed Competition - Porsche 911 GT3-RSR | |||
75 | Эммануэль Коллар | Франсуа Перродо | Матьё Ваксивьер |
Proton Competition - Porsche 911 RSR | |||
88 | Клаус Бахлер | Кристиан Рид | Халид Аль-Кубайси |
8Star Motorsports (AF Corse) - Ferrari 458 Italia | |||
90 | Энцо Потоликкио | Паоло Руберти | Джанлука Рода |
Aston Martin Racing - Aston Martin Vantage GTE | |||
95 | Кристиан Поульсен | Давид Хейнемайер-Ханссон | Ричи Стэнэвей/Ники Тим *[13] |
98 | Пол Далла Лана | Педру Лами | Кристофер Нюгард |
Примечание
[1] Дополнительная машина на гонки в Спа и Ле-Мане
[2] Не поедут в Сильверстоуне
[3] Каффер и Бушю не подтверждены официально
[4] В Сильверстоун привезут Lola-Toyota B12/60
[5] Не поедут в Сильверстоуне и Спа
[6] Не поедут в Сильверстоуне
[7] Смена машины на Ligier-Nissan JSP2 после Ле-Мана
[8] Мацуда поедет в Сильверстоуне
[9] Тэнди поедет в Сильверстоуне и Ле-Мане
[10] Лиц поедет в Сильверстоуне и Ле-Мане
[11] Паттерсон примет участие в четырех гонках
[12] Бёрд поедет в Сильверстоуне и Ле-Мане
[13] Тим поедет в Сильверстоуне и Ле-Мане
Календарь чемпионата мира WEC в сезоне 2014 года
Дата | Место | Страна |
---|---|---|
20 Апреля | Сильверстоун | Великобритания |
3 мая | Спа | Бельгия |
14-15 Июня | «24 часа Ле-Мана» | Франция |
20 Сентября | Остин | США |
12 Октября | Фудзи | Япония |
1 Ноября | Шанхай | Китай |
15 Ноября | Сахир | Бахрейн |
30 ноября | Сан-Паулу | Бразилия |
Продолжительность всех гонок, кроме Ле-Мана, составит 6 часов