Так ли плохо, когда освистывают пилотов Ф1?
На подиум гонки в Спа Нико Росберг поднимался под свист и недовольный гул болельщиков. Тех, кто вёл себя подобным образом, многие критиковали – но Эд Стро считает, что спорту придется принять такие проявления эмоций, если он действительно стремится стать настоящим шоу
В нынешнем сезоне вопрос вовлечения зрителей стал едва ли не главенствующим в Ф1. Многие считают, что ему уделено недостаточно внимания.
В этом свете весьма нелогичной выглядит попытка осудить тех болельщиков, кто решил после окончания гонки выразить свое недовольство действиями Нико Росберга.
Лично я – не сторонник освистывания спортсменов и никогда им не был. Но есть существенная разница между неприятием подобной ситуации самим человеком и желанием запретить другим поступать так.
Именно поэтому нельзя отказывать людям, купившим билеты на гонку и пробившимся к подиуму, в праве проявлять свои эмоции. Вы можете не соглашаться с их мнением, но не со способом самовыражния.
Если поведение болельщиков не переходит рамки дозволенного и не становится явно угрожающим, они вольны проявлять собственные эмоции любыми доступными способами - это составная часть любого спорта высших достижений. Более того, как раз такие вещи позволяют повысить "качество шоу", о чём мы все в последнее время так печемся.
Одним из главных недостатков Формулы 1 является ее закрытость. Именно поэтому в FOM решили транслировать в эфире радиообмен пилотов с боксами - чтобы лишний раз напомнить, что это не соревнование бездушных механизмов, а сражение людей из плоти и крови, приручивших технику.
Наблюдая за гонками с трибуны или по телевизору, очень непросто ассоциировать проносящиеся на огромной скорости машины с реальными людьми, сидящими в их кокпитах.
Чествование призеров на подиуме - это одна из очень немногих возможностей для небольшой части зрителей открыто выразить свое мнение и на минутку стать частичкой спорта, который в остальное время предпочитает дистанцироваться от своих болельщиков.
Одной из причин огромной популярности футбола в мире является открытость этого вида спорта и причастность зрителей к происходящему на поле.
И хотя иногда это приводит к массовым потасовкам, в целом болельщики чувствуют свою эмоциональную вовлеченность в баталии команд. И сейчас, когда у руководства Ф1 возникает обеспокоенность по поводу уменьшения зрительской аудитории, не стоит недооценивать этот элемент шоу.
Сказанное совершенно не значит, что в Формуле 1 стоит культивировать первобытные болельщицкие чувства, свойственные футболу - вовсе нет, однако чуть большее вовлечение зрительской аудитории в происходящее ей совсем не навредит, особенно после возникновения действительного спорных инцидентов.
В конце концов, столкновения на трассе между претендентами на титул всегда привлекали огромное внимание со стороны болельщиков - достаточно вспомнить инциденты между Аленом Простом и Айртоном Сенной на Сузуке в 1989 и 1990 годах.
Автоспорт значительно отличается от футбола. Одной из его привлекательных сторон является абстрагированность от национальных интересов и принадлежностей. Да, в былые времена многие машины были выкрашены в гночные цвета своих стран, но со временем эта тенденция сошла на нет, лишний раз доказывая, что автоспорт в действительности весьма далек от приверженности болельщиков командам и спортсменам по национальному признаку, что куда более отчётливо прослеживается в других спортивных дисциплинах.
И хотя слова о том, что многие из освистывающих Росберга болельщиков могли быть британскими поклонниками Льюиса Хэмилтона, не лишены оснований, вряд ли недовольны были только они одни. Тут будет уместно вспомнить, что в эпоху доминирования Себастьяна Феттеля немецкого пилота зачастую не слишком приветливо принимали в Британии из-за его национальности - однако в данном случае реакция болельщиков была связана с конкретным поступком Нико на трассе, а не с его паспортом.
Стоит отметить, что отсутствие "национального фактора" в Формуле 1 можно считать ее слабой стороной, поскольку болельщикам трудно эмоционально ассоциировать себя с той или иной командой. Да, есть персональные поклонники тех или иных гонщиков и - в меньшей степени - команд, но можно допустить, что по большей части на трибуны приходят нейтрально настроенные зрители - что также идет вразрез с другими видами спорта.
Формула 1 традиционно славится своими противостояниями между героями и злодеями. И одни без других просто не существуют. Если убрать из спорта плохих парней и оставить сплошных героев - вряд ли такие соревнования кого-то заинтересуют.
На самом деле, с точки зрения логики все 22 пилота – даже замыкающие – на стартовой решетке в Спа были сопоставимы: каждый является профессионалом на 100% и наилучшим образом выполняет свою работу.
Но в эмоциональном плане все не так однозначно. У болельщиков должна быть возможность приветствовать своих любимчиков и выражать неодобрение тем, кто им не по душе, восхвалять одних и осуждать других - даже если их мнение и не совпадает с чьим-то другим.
В конце концов, освистывание поднимающегося на подиум Росберга в Бельгии надолго сохранит момент чествования призеров - традиционно обыденный и предсказуемый - в нашей памяти.
Часто можно слышать, что как только вы начинаете брать деньги за просмотр спортивных состязаний, они неминуемо становятся частью индустрии развлечений. При этом Формула 1, несмотря на политические интриги, деньги и бизнес, всё ещё остается спортом по своей сути. А чтобы Большие Призы процветали, необходимо привлекать как можно больше зрителей.
Для этого Ф1 должна как минимум соответствовать запросам аудитории - нужно хотя бы позволить болельщикам доступными способами выражать свое одобрение или неприятие происходящего.
И гонщикам следует принять эти правила игры и иногда делать что-то, чтобы обратить на себя внимание поклонников. И хотя в их прямые обязанности входит лишь пилотировать машины, каждому из них важно понимать: участники чемпионата являются частью целого организма и играют немалую роль в вопросах популярности спорта в целом.
Несмотря на всю критику в адрес Хэмилтона за то, что он сделал достоянием общественности слова, сказанные Росбергом на внутрикомандном совещании, нельзя не признать – после этого новости о Формуле 1 несколько дней не сходили с первых страниц газет.
Можно возразить, что эти заголовки носили негативный характер, но зрители и читатели спортивной прессы традиционно проявляют гораздо больший интерес к новостям с "желтинкой", а не к сухим обзорам спортивных соревнований.
Это не значит, что нужно искусственно создавать скандалы, но когда что-то подобное в спорте происходит, нужно пользоваться ситуацией и выжимать из нее все возможное - как делают и в других видах спорта.
И в этом отношении освистывание пилота на подиуме - пусть это и не отвечает истинным идеалам поведения спортивных болельщиков - отнюдь не является концом света.