Можно ли назвать неудачными первые тесты McLaren-Honda?
Всего три полных круга за два дня - это все, чем может похвастаться по итогам тестов в Абу-Даби коллектив McLaren, после длительного перерыва объединивший свои усилия с мотористами Honda. Бен Андерсон постарался понять, так ли плохо, как кажется, в действительности обстоят дела у нового альянса?
Проблемные. Непростые. Ужасные. Если спросить кого-нибудь о прошедших на Яс-Марине тестах McLaren-Honda, он наверняка употребит одно из вышеупомянутых прилагательных.
Переходное шасси MP4-29H, впервые показанное чуть ранее во время "съемочного" дня в английском Сильверстоуне, оказалось буквально стреножено ворохом проблем с электрикой, которые в итоге так и не позволили команде как следует опробовать новую технику в действии.
Впервые автомобиль появился на трассе лишь за три часа до окончания первого тестового дня, после чего резервный пилот Стоффель Вандорн смог преодолеть два пробных круга - и окончательно остановился из-за поломки.
Большую часть второго дня тестов машина также провела в гараже, пока механики старались выяснить, что не так с её электрической системой.
Бельгиец проехал еще один круг, и машина вновь остановилась на трассе - позже гоночный директор команды Эрик Булье пояснил, что в этот раз просто выключилась вся электрика разом. После тестов шасси было отправлено на базу команду в Уокинг для полного обследования.
Проблемные. Непростые. Ужасные. Вполне себе применимые слова для такого развития событий. Даже сам Булье признал, что недостаток тестового километража в Абу-Даби, мягко говоря, не привёл команду в восторг.
Однако, возможно, все не так плохо, как выглядит на первый взгляд. В конце концов, McLaren могла бы и вовсе не привозить переходное шасси с новым мотором для испытаний в Эмираты - именно поэтому француз неустанно называл эту сессию бонусной для своей команды.
Эрик также полагает, что нет худа без добра - вспомните, как многие команды столкнулись с серьезными проблемами на первых зимних тестах в Хересе накануне нынешнего сезона, чем испортили себе всю первую половину чемпионата. Любая из них дорого бы дала, чтобы выявить эти проблемы месяца за два до начала официальных заездов.
«Понятно, что тесты завершились не так, как мы ожидали или мечтали, - сказал Булье в интервью AUTOSPORT, - но не стоит забывать, что происходило год назад - в первый день в Хересе мы вообще не проехали ни одного полного круга [с новым турбированным мотором Mercedes]!
Именно поэтому нам было важно провести обкатку нового гибрида еще в Абу-Даби, чтобы исключить проявление "болезней роста" зимой в Испании. Мы работаем на опережение.
Я не говорю, что все прошло идеально - ведь мы так и не смогли толком опробовать машину на трассе, - но нам удалось вынести из этих дней массу полезных уроков, которые помогут в дальнейшем. Так что стакан наполовину полон.
Еще одним важным моментом стала возможность наладить совместную работу между McLaren и Honda. Взаимодействию на трассе тоже нужно учиться, и это очень непросто. Нам помогает великолепная коммуникационная инфраструктура, ведь теперь мы - где бы ни проходили тесты или гонки - можем постоянно быть на связи с парнями в Англии и Японии.
Это понимают далеко не все. Нам важно добиться совместной работы трёх центров управления, которые при этом должны одновременно использовать одни и те же статистические данные. Это очень трудная задача, и по крайней мере эту часть работы мы отладили - теперь у нас будет на одну головную боль меньше.
По приезде [в январе] в Херес мы сразу же сможем начать совместную работу, нам не придется заново притираться друг к другу, ведь мы уже это сделали.
Да, было бы лучше, если бы получилось обкатать новый мотор на трассе, но положительных моментов тоже достаточно».
В компании Honda также не видят серьезных проблем в таком начале сотрудничества: глава автоспортивного подразделения компании Ясухиса Араи подчеркнул, что у всех производителей возникали подобные проблемы в момент первой обкатки новых агрегатов.
Однако не стоит отрицать, что столь неудачный старт проекта определенным образом повлияет на планы подготовки команды к сезону.
Накануне тестов Булье говорил о десяти коротких сериях для проверки функционирования всех систем в рамках первой фазы испытаний, после чего в команде планировали вторую – проехать несколько длинных отрезков, чтобы опробовать двигатель под нагрузкой и проверить работу системы рекуперации энергии.
Надо полагать, что пяти выездов на трассу за два дня тестов было явно недостаточно даже для завершения первого из двух запланированных этапов. Именно поэтому в Honda решили вернуть агрегат на базу для проверки его на динамометрическом стенде в попытке решить возникшие в Абу-Даби проблемы.
При этом Булье уверен, что окончание работ по обкатке силового агрегата вполне может быть выполнено на стенде. Если же этого сделать не удастся, он не исключил возможности проведения еще одного "съемочного" тестового дня накануне старта официальной предсезонной подготовки в Хересе, чтобы завершить работу.
Но рано или поздно проблемы с электросистемой McLaren-Honda останутся позади - и тогда на первый план неизбежно выйдет вопрос скорости.
Первый сезон противостояния гибридных моторов прошел с явным преимуществом Mercedes, и в данный момент соперники склоняются к тому, что в следующем году штутгартские мотористы смогут еще больше увеличить свое превосходство.
McLaren неизбежно ждут проблемы роста и сложности, с которыми остальные уже столкнулись в нынешнем году, пытаясь догнать явных лидеров первенства.
Однако Булье не согласен с такой точкой зрения. Француз считает, что McLaren-Honda по силам быстрее пройти этот путь, поскольку новый статус позволяет оперативнее принимать решения и воплощать их в жизнь.
«Мы становимся заводской командой, - продолжил Булье, - что дает нам куда больше возможностей по сравнению с клиентским сотрудничеством. Мы сможем гораздо быстрее реагировать, получим больше данных и в итоге сумеем скорее решать все возникающие проблемы.
У наших сотрудников достаточно опыта. Полагаю, многие из парней уже участвовали в решении проблем с разными мотористами прежде, это должно нам помочь.
Цели нашего совместного с Honda проекта можно считать излишне амбициозными, но у нас действительно достаточно опыта, чтобы справиться с поставленными задачами.
Уверен, что наработки прошлогоднего межсезонья нам очень пригодятся. Я не утверждаю, что мы выиграем первую же гонку в сезоне, но не сомневаюсь в потенциале нашей команды.
Как только мы исправим возникшие проблемы с электрикой, можно будет приступить к работе на трассе. Вопросы с компоновкой и охлаждением двигателя мы уже решили.
Также выполнены и некоторые другие важные задачи из нашего списка. Сейчас самое важное – убедиться в корректной работе системы рекуперации. Если мы сделаем это и сможем с первой же сессии в Хересе приступить к активной работе на трассе, прогресс пойдет очень быстро - быстрее, чем у наших соперников».
Оптимизм Булье также можно связать с реорганизациями в структуре технического штаба McLaren, которые он сам проводил на протяжении всего минувшего сезона. В команде активно вели доработку шасси MP4-29 на протяжении всего года, и француз полагает, что скептики будут посрамлены, увидев результаты совместной работы специалистов из Уокинга и японских мотористов.
«Не стоит недооценивать технический потенциал McLaren, - отметил Эрик. - Да, в последние пару лет команда не показывала впечатляющих результатов на трассе, но сил и знаний у коллектива предостаточно. И сейчас можно с уверенностью сказать, что McLaren снова в строю.
И именно поэтому многие - в том числе и те, чьи имена мне бы не хотелось сейчас называть - убеждены в успешности нашего предприятия. Несмотря на все текущие проблемы, они понимают, что мы все делаем правильно».
По результатам тестов в Абу-Даби о перспективах обновленной команды говорить сложно, но если в McLaren и Honda действительно втревожены своим будущим в Ф1, их стоит хотя бы похвалить за весьма успешную актерскую игру!
ГЛАВА гоночного ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ HONDA ЯСУХИСА АРАИ О ПЕРСПЕКТИВАХ проекта{ .red }
Последний опыт участия компании Honda в Формуле 1 успешным явно не назовешь… Что придает вам уверенности в перспективах нового союза?
Да, в плане результатов нашу последнюю кампанию в чемпионате не назвать впечатляющей, но мы приобрели важные знания о том, как здесь все устроено, и готовы использовать их в деле.
Нынешний технический регламент соревнования гораздо лучше подходит нашей философии работы. Мы уже разработали гибридную установку, к тому же, у Honda весьма богатый опыт в этой области машиностроения.
Мы достаточно неплохо изучили работу турбированных агрегатов небольшого объёма с непосредственным впрыском в процессе выпуска серийных автомобилей – и обладаем массой великолепных технологий.
Какой элемент силовой установки доставил вам наибольшее количество проблем?
Труднее всего было разместить и скомпоновать все компоненты под капотом машины.
С технической точки зрения можно отметить сложность конструкции мотора-генератора тепловой энергии и необходимость работы двигателя на очень высоких оборотах. Также нужно было предусмотреть отвод горячего воздуха от турбины.
Как вы считаете, предстоящий сезон команда посвятит обучению – или сразу сможет на равных соперничать с Mercedes, Ferrari и Renault?
Надеюсь, мы сможем сразу конкурировать с соперниками. У нас за плечами большой опыт использования этих технологий в серийном производстве, мы разработали не одну гибридную систему. Так что у нас не возникнет проблем с диагностикой и решением проблем.
…потому что вы понимаете, как всё работает?
Именно. Полагаю, это можно отнести к числу преимуществ. В то же время у нас пока нет данных с трассы и отзывов по работе силовой установки от пилотов. Это немалая проблема. Мы мало знаем о современной Ф1 в плане борьбы колесо в колесо, обгонов и движения воздушных потоков… Но с удовольствием будем учиться.
Какое влияние на разработку силового агрегата оказывали технические специалисты McLaren?
Вся силовая установка, включая систему рекуперации энергии, была произведена на нашей базе, но команда [McLaren] обладает немалым опытом участия в гонках, так что мы все обсуждали совместно - и некоторые идеи были предложены их специалистами. В целом мы отлично сработались как единая команда. Просто замечательно.
Сколько времени потребуется новой команде, чтобы покорить вершину?
Надеюсь, это произойдет уже в следующем сезоне. Мы всегда хотим побеждать, и у нас серьезные ожидания!
Конечно, сегодняшняя спецификация двигателя не является окончательной. У нас есть план его доработки накануне предстоящего сезона - и впереди еще целых два этапа работ. Мы планируем добиться хороших результатов в первой же квалификации на Гран При Австралии!