Почему Сайнc-младший – лучший вариант для Toro Rosso
Целый год, пока Карлос Сайнс гонялся в Формуле Renault 3.5 и страстно желал оказаться в Ф1, Глен Фриман внимательно следил за его выступлениями. И сейчас готов объяснить, почему в компании Red Bull решили остановить свой выбор на испанце, когда потребовалось найти пилота для STR
Шансы Карлоса Сайнса на попадание в Формулу 1 по ходу этого сезона взлетали и падали, словно на американских горках – и в итоге в Red Bull приняли верное решение, дав гонщику возможность провести будущий год в Toro Rosso.
Уже один тот факт, что именно испанец первым из многочисленных воспитанников программы доктора Марко выиграл титул в Формуле Renault 3.5, является веским аргументом в его пользу.
В первой половине сезона ситуация казалась очевидной: Сайнс доминировал в чемпионате, выиграв четыре из семи первых гонок.
Однако всё перевернулось с ног на голову в августе, когда в австрийской компании неожиданно сделали ставку на дебютанта формульных серий Макса Ферстаппена, пригласив 16-летнего школьника из Формулы 3 прямиком в Большие Призы.
Этот шаг имел эффект разорвавшейся бомбы, причём испанец пострадал больше всех – вплоть до того момента он, казалось, сделал всё возможное для достижения главной цели, но теперь для него попросту не оставалось места.
Обсуждение перехода Ферстаппена в Формулу 1 было для Сайнса в то время болезненно темой.
«Лето сложилось для меня непросто, - рассказывал сын знаменитого раллиста спустя два месяца в беседе с AUTOSPORT. – Мне было тяжело принять такое решение Red Bull, ведь оно отнюдь не делало меня счастливым.
С другой стороны, я должен в любом случае быть благодарен им за всё, что они для меня сделали».
Сайнс находился в незавидном положении, выражая некоторое разочарование, которое удивительным образом сочеталось с благодарностью. Но на вопрос, уважает ли он такое решение, испанец ответил: «Вы ставите меня в тупик!»
Конечно, он был не согласен с этим. Сайнса переполняла уверенность, что он готов к Формуле 1, и все факты подтверждали это. Казалось, он должен был оказаться в Больших Призах еще годом ранее году, но к удивлению многих в сезоне-2013 Карлос не смог найти никаких аргументов против Даниила Квята в серии GP3. Но после того поражения испанец превратился из юноши в настоящего мужчину.
Он полностью изменил подход к работе в части подготовке к гонкам. «Я разом отказался от всех прежних методов, оставив лишь свой талант», - объяснил Сайнс. Вне кокпита он уже не был прежним мальчишкой, при этом демонстрируя отличные результаты за рулём.
Если бы после объявления о контракте Ферстаппена он повёл себя по-другому, активно выказывая своё возмущение и сокрушаясь об испарившихся, казалось, собственных надеждах попасть в Формулу 1 - то почти наверняка лишил бы себя второго шанса.
В тот момент казалось, что ждать его предстоит еще как минимум год. Но все перевернулось с ног на голову вновь, когда второе место в Toro Rosso опять оказалось вакантным в связи с неожиданным переходом Себастьяна Феттеля в Ferrari, новости о котором буквально взорвали СМИ во время октябрьского Гран При Японии.
Но даже тогда Сайнс - оправившись после удара, нанесённого ему решением Red Bull по поводу Ферстаппена и продолжая поход к титулу в Формуле Renault 3.5 - не выглядел очевидным кандидатом на место напарника голландца.
Вокруг царило сомнение. Кандидатуру испанца, несомненно, стоило принять во внимание. Пусть даже Ферстаппен и является настолько уникальным талантом, что в Red Bull просто не имели права упускать его, но тот факт, что ни одна из двух вакансий в Toro Rosso не достанется первому чемпиону программы в Формуле Renault 3.5, выглядел безумием.
На публике Сайнс оставался спокойным. Он в открытую обсуждал слухи, будто опытный Жан-Эрик Вернь может сохранить своё место рядом с юным Ферстаппеном, пока в кулуарах обсуждали вариант с Пьером Гасли – вице-чемпионом Формулы Renault 3.5, который, вдобавок, пользуется поддержкой Renault.
За решением оставить Верня в помощь Ферстаппену была своя логика, однако был и весомый аргумент против – целая плеяда молодых талантов из программы Red Bull ждала своего шанса.
Учитывая, что дважды за последние 12 месяцев при появлении вакансии в RBR делали выбор не в пользу француза, едва ли стоило оставлять его лишь в качестве ориентира, игнорируя при этом Сайнса и даже не предоставив ему шанса проявить себя в Формуле 1 за рулём машины Toro Rosso.
Такое решение не стоит оценивать с точки зрения традиций молодёжной программы Red Bull, и хотя многие с грустью восприняли новость об уходе Верня, вариант с Сайнсом следует признать простым проявлением здравого смысла.
Да, в Red Bull беспощадны к своим молодым талантам, если на пути к Формуле 1 они не демонстрируют ожидаемых результатов. Антониу Феликс да Кошта служит ярким тому примером, жестоко поплатившись за то, что проиграл "молодняку" McLaren в лице Кевина Магнуссена и Стоффеля Вандорна в Формуле Renault 3.5 в 2013-м.
Но в отличие от многих других воспитанников Марко, которые старались, но в итоге недостаточно успешно справились со своей работой, Сайнс мог остаться не у дел, в точности выполнив поставленную задачу.
О втором пилоте Toro Rosso ещё не было официально объявлено, когда Сайнс – в награду за титул в Формуле Renault 3.5 – получил возможность провести тесты с Red Bull.
Испанец смог толком поездить на машине Ф1 впервые после тестов в Сильверстоуне летом 2013-го – тех самых, когда своей работой на трассе он привлёк пристальное внимание, да так, что даже сам Феттель – тогда ещё трёхкратный чемпион мира – попросил данные телеметрии Карлоса, поинтересовавшись, "сколько топлива у мальчика было на борту".
Те заезды полуторагодовой давности позволили Red Bull сохранить веру в Сайнса, и пилот, заручившись помощью команды DAMS, которая в сезоне-2013 выковала из Магнуссена пилота калибра Ф1, отплатил за оказанное доверие в этом чемпионате.
«Наши компании с Кевином и Карлосом нельзя сравнивать, - поделился своим мнением руководитель DAMS Жан-Поль Дрио. – Первый был слишком уверен в себе, и мне пришлось вернуть его на землю, чтобы он продолжал учиться и действительно шел той дорогой, которая выведет его к желаемой цели.
Карлосу ещё необходимо было повзрослеть и перерасти тот факт, что фамилия "Сайнс" в Испании многое значит. Ему важно было научиться контролировать эмоции, когда дело доходило до прессинга, что прежде порой приводило к ошибкам.
Мы работали с ним над тем, чтобы он достиг адекватного уровня уверенности и не реагировал на события излишне эмоционально».
Подход DAMS оказался успешным, но в связи с новостями о Ферстаппене испытания только начинались.
Сайнс абсолютно апатично выступил в Венгрии – на первом этапе ФR3.5 после новостей о голландце, и Роберто Мери удалось значительно сократить отставание в общем зачете.
«Я знал, что так произойдёт, - рассказал Дрио о том уик-энде на Хунгароринге. – К сожалению, у меня самого в тот раз никак не получалось прилететь в Будапешт.
У нас состоялся серьёзный разговор в пятницу вечером перед гонкой [следующего этапа] на автодроме Поля Рикара. Я увёз его подальше от трассы, от команды, от всех тех, кто как-то связан с автоспортом.
Были лишь он и я с женой – мы отлично поговорили. И это сработало!»
Во Франции Сайнс выиграл обе гонки, сделав важный шаг к титулу.
В то время как годом ранее Дрио пришлось ставить на место излишне самоуверенного Магнуссена, в случае с испанцем, напротив, требовалось собрать по крупицам боевой дух, разбитый вдребезги вместе с мечтой о попадании в Формулу 1. Ведь она, казалось, ускользнула навсегда.
Команда и пилот скверно провели финальный уик-энд в Хересе, не показав должного темпа, но в итоге завоевали оба титула. Как тогда заявил Сайнс, выступление, по итогам которого он стал чемпионом, вскоре будет забыто.
Важно одно – испанец принёс Red Bull титул, которого у компании ещё не было никогда прежде.
Скорее всего, в ближайшие дни или недели мы узнаем, какую роль в решении Red Bull взять Сайнса в STR сыграла его работа на тестах в Абу-Даби.
Но тот факт, что испанец проехал сотню кругов, а его программа включала серьезные испытания по доводке машины с утра и демонстрацию скорости после обеда – в сочетании с поспешным объявлением Верня об отказе от претензий на место в кокпите, – демонстрирует, что здесь может быть определённая связь.
Не исключено, именно этот день тестов стал для Карлоса-младшего шансом окончательно расставить все точки над і, доказав, что он достоин быть пилотом Формулы 1 в 2015-м году.