Ветер перемен в Ferrari
Мысль о необходимости перемен стала для Ferrari настоящим краеугольным камнем во второй половине нынешнего сезона. Энтони Роулинсон посетил ежегодную рождественскую пресс-конференцию команды – и выслушал планы новых боссов о возвращении Скудерии былого величия
С утра перед воротами испытательного полигона Ferrari во Фьорано дует пронизывающий ветер. В декабре в Маранелло всегда холодно, да и снег вполне в порядке вещей. Однако на этот раз ночной туман рассеялся, а на небе нет ни единого облачка.
Тем более выразительным выглядит контраст, когда вы попадаете в тёплую во всех смыслах атмосферу зала для пресс-конференции, который оборудован в одном из боксов трассы. А вот и Пьеро Ларди Феррари - в элегантном полосатом костюме и традиционно источающий приветливость и оптимизм. А внешне так просто копия своего отца!
Следом за ним появляется и новый руководитель команды Маурицио Арривабене, который много лет носил алую униформу, будучи руководителем спонсорских программ Philip Morris, давнего партнёра Ferrari. Он облачён в ярко-оранжевый свитер, явно чувствует себя комфортно и находится во вполне привычной обстановке: его не страшит сотня собравшихся журналистов, которым не терпится начать первую официальную пресс-конференцию нового босса команды.
С огромного черно-белого портрета, висящего на дальней стене, за всеми нами пристальным взглядом наблюдает Энцо. И пусть о легендарном Коммендарторе в тот день никто не говорил, его присутствие в культовом для поклонников Скудерии месте ощущалось очень отчётливо.
Легендарное гоночное кольцо, расположенное на Виа Жиль Вильнёв, как нельзя лучше подошло для представления нового старшего менеджмента международной прессе. Это – царство Ferrari.
С 1972 года, когда было построено кольцо во Фьорано, каждый из пилотов команды проезжал хотя бы круг по этой трассе. Последним это сделал Себастьян Феттель, который совсем недавно впервые облачился в алый комбинезон и провёл первые тесты за Ferrari на машине двухлетней давности.
Сегодня на авансцену вышли Серджио Маркионе, ставший в сентябре президентом компании, и Маурицио Арривабене.
Общаться им предстояло по большей части с итальянскими журналистами, но в зале также присутствовали представители британских и немецких СМИ. Новые боссы поделились своим мнением о будущем переживающей не лучшие времена легенды.
«Мы делаем ставку на командную работу», – эти слова об этом звучали не реже, чем упоминания о совместных усилиях и вере в себя.
А вот их интонация совсем другой, нежели год назад. Тогда, в декабре 2013-го, бывший президент Ferrari Лука ди Монтедземоло с утра общался за ленчем с англоязычной прессой, а затем за обедом поговорил со своими соотечественниками.
Он был спокоен и крайне серьёзен, и лишь время от времени весьма удачно шутил. Несмотря на присутствие руководителя команды Стефано Доменикали, было очевидно, в чьих руках находятся бразды правления.
Но, как оказалось, оптимизм Луки едва ли имел под собой основания. Окончательно мы поняли это после провального для команды домашнего Гран При Италии, когда ди Монтедземоло лишился власти. Доменикали, к слову, отошёл от дел еще весной.
Во вторник после Монцы исполнительный директор FIAT Chrysler Automobiles – и, как следствие, босс ди Монтедземоло – Серджио Маркионе ясно дали понять на пресс-конференции, что результаты команды в Формуле 1 упали до неприемлемого уровня - а это негативно сказывается на самом бренде Ferrari и рискует подорвать высокие продажи элитных дорожных спорткаров.
Комментарии Маркионне означали только одно: время ди Монтедземоло ушло, что было подтверждено официально на следующий день. Отставка Луки состоялась 10 сентября и положила конец его 23-летнему правлению в Ferrari [не считая работы в 70-80-х].
Но последующих масштабных изменений никто не ожидал. Марко Маттиаччи, которого все рассматривали как эффективного кризис-менеджера, продержался у руля команды всего восемь месяцев. Покинули Маранелло Фернандо Алонсо, Пэт Фрай, Николас Томбасис и Хирошиде Хамашима, как и еще несколько менее известных специалистов. Как сказал во время пресс-конференции Маркионе: «Всё это огромный эксперимент в рамках нашей концепции развития».
Ferrari настроена на перемены, в которых очень нуждается. Сезон-2014 стал для итальянцев худшим с 1993 года: она добились лишь пары призовых финишей и опустились на четвертое место в Кубке конструкторов.
В связи с этим нужно предпринимать какие-то действия. Несмотря на то, что в рождественском общении с журналистами новые боссы заявили о намерениях работать с нынешним персоналом команды, не стоит исключать новых крупных перестановок.
Если бы кое-какие переговоры в прошлом году закончились иначе, Эдриан Ньюи и ведущий моторист Mercedes Энди Коуэлл уже примерили бы алую униформу.
Арривабене является более открытым человеком, нежели Маттиаччи, а опыт работы в маркетинге поможет ему более эффективно выстроить отношения с прессой. Это поможет новому боссу заручиться общественной поддержкой и даст дополнительное время, несмотря на традиционную требовательность итальянцев к результатам.
Сам он поступит очень грамотно, оставив все технические вопросы Джеймсу Эллисону, который теперь несёт полную ответственность за разработку, доводку и обслуживание машин Ferrari.
И это вовсе не совпадение, что в Скудерии обратились к структуре, которую используют самые лучшие команды Ф1 последних лет – Red Bull Racing и Mercedes. То есть теперь в Маранелло будет технический лидер (подобно Пэдди Лоу и Эдриану Ньюи) и политик, занимающийся вопросами внутренней кухни Ф1 (как, соответственно, Тото Вольф и Кристиан Хорнер).
По первым впечатлениям Арривабене является толковым и подкованным специалистом, понимающим масштаб задач, которые перед ним стоят.
Те, кто лично знает нового босса,называют его разумным, но беспощадным. «Он не из тех, кто прощает ошибки», - отметил источник AUTOSPORT.
В его пользу также играют теплые взаимоотношения с Берни Экклстоуном, которые итальянец выстроил, работая в Комиссии Формулы 1, где представлял интересы спонсоров. И это определенно должно сыграть ему на руку, поскольку совсем недавно седовласый вершитель судеб Больших Призов вернулся на свой пост главы менеджмента чемпионата.
Как сказал Маркионе, одним из решающих факторов в назначении Арривабене стало то, что он не только отлично знаком с Ferrari, но также понимает процессы руководства в Формуле 1 и требования, которые спорт предъявляет командам.
В Ferrari наступает время больших перемен, и знание ключевых законов мира Ф1 в такой ситуации является крайне важным активом.
62-летний Маркионе, всю жизнь проработавший в автомобильной промышленности, обладает репутацией человека, который любит "закручивать гайки" и следить за расходами – сначала так было с FIAT, а затем и с Chrysler. И сейчас всему миру интересно, каких высот он сможет достичь с одним из главных спортивных символов Италии.