Откуда в Формуле 1 столько неуверенности?
Гран При, которые так и не состоятся, команды, которые не выйдут на старт... Календарь Формулы 1 и список участников чемпионата подтверждает, что Формула 1 ещё не выбралась из дремучего леса неопределённости и неуверенности. В вопросе разбирается Дитер Ренкен...
Ничто так явно не демонстрирует проблемы в управлении Формулой 1 держателем коммерческих прав, как сага с календарём и списком участников грядущего чемпионата.
Однако, несмотря на то, что автор данного материала в основном обвиняет в проблемах сторону, упомянутую выше, не стоит забывать, что и руководящий орган спорта в лице FIA виновен в неменьшей степени.
Возьмем, к примеру, календарь: в предыдущие годы предварительный вариант календаря публиковался в середине июля в дни проведения Гран При Германии. Затем - неделей позже, когда Формула 1 приезжала в Венгрию, проект обсуждался и комментировался, в Бельгии утверждался окончательно, а в начале сентября на Всемирном совете по автоспорту ратифицировался.
Со временем ситуация ухудшилась настолько, что первоначальный проект календаря с двадцатью Гран При был предложен на суд лишь в Монце, ну а затем, согласно пресс-релизу FIA, вариант был ”подтверждён” во время сентябрьского Всемирного совета по автоспорту в Пекине.
Однако, похоже, в случае с FIA слово "подтверждение" имеет иное значение, поскольку третьего декабря на очередном созыве Всемирного совета по автоспорту в Дохе мир увидел календарь на 21 этап, в результате чего был отправлен в мусорную корзину предыдущий вариант графика, под который многие болельщики уже запланировали свои отпуска.
Конечно, изменения не были кардинальными – по сути, лишь этапы в Бархейне и Китае поменялись местами, - но появление после годичного отсутствия в календаре Гран При Кореи повергло в шок многих, а в том числе и самих организаторов этого этапа. Прозвучало немало предположений, почему Формула 1 приедет на один из самых нелюбимых за последние годы этапов. Среди перечисленных вариантов было и увеличение лимита на использование двигателей, поскольку календарь расширился по сравнению с прошлым сезоном.
Однако генеральный директор FOM и владелец Формулы 1 Берни Экклстоун сходу поставил всё на свои места: «Скорее всего, гонка не состоится, - пояснил британский функционер. – Но у нас есть действующий контракт с организаторами Гран При Кореи, так что мы обязаны были включить этап в календарь, иначе на нас могли подать в суд. Мы дали им год перерыва с условием возвращения».
Неужели имела место какая-то юридическая оговорка, позволившая перенести принятие решения с сентября на декабрь?
Да, 7 января 2015 года, когда держатель коммерческих прав сообщил руководящему органу, что возможности проведения гонки в Корее больше нет, FIA опубликовала календарь на 20 Гран При. Почему же это не произошло сразу?
Циники указывают на то, что пятью днями ранее FIA объявила об изменении правил в омологации двигателей из-за существующих лазеек в регламенте, таким образом, коалиция противников Mercedes, требовавшая календарь с количеством Гран При превышающим 20 (в случае календаря на 21 Гран При, пилотам позволили бы использовать дополнительный двигатель), больше не лоббировала эту идею.
Тем временем весь этот хаос испортил и без того не самую лучшую репутацию Формулы 1. Почему самый скоростной спорт на земле, который гордится ценностью тысячных долей секунды, не в состоянии вовремя разобраться с такой простой проблемой, как календарь?
Вспомните 2011 год, когда держатель коммерческих прав ещё в июне попробовал перенести Гран При Бахрейна с марта на октябрь. И не стоит исключать возможность того, что этап может заменить Гран При Кореи уже по ходу сезона, ведь в утверждённом FIA календаре 21 гонка, не так ли?
На фоне всей той неразберихи, что царит вокруг календаря 2015 года, удивляет также отсутствие подтвержденного списка участников чемпионата, несмотря на то, что кампания стартует уже менее, чем через два месяца с момента публикации материала. Данный факт наводит на мысль, что владельцы спорта избрали для себя эластичный поход в утряске формальностей. А теперь сравните текущую ситуацию с режимом, имевшим место ранее, и поможет нам в этом сэр Фрэнк Уияльмс.
В 1992 году из-за грядущих серьёзных изменений в регламенте коллектив на один день опоздал с подтверждением своего участие в чемпионате, из-за чего пришлось идти на существенные нормативные уступки прежде, чем заявка на 1993 год была подтверждена.
Как мы сейчас увидим, отныне такие нюансы, по сути, не являются проблемой. Предварительный список был опубликован 5 ноября, второй – 22 декабря. По информации источников, окончательный список появится непосредственно перед началом тестов, намеченных на 1 февраля. Зачем же сперва устанавливать крайние сроки, а затем растягивать временные рамки?
В последней публикации документа напротив названий трёх команд - Lotus, Marussia и Caterham – стояла звёдочка, а значит, участие четверти команд списка сезона-2014 до сих пор не подтверждено.
Нынешнее управление FIA отчаянно пытается предотвратить падение количества команд ниже отметки конца 2009 года, когда Жан Тодт сменил Макса Мосли, являющегося ярым критиком текущей администрации спорта.
В определённом смысле здесь можно говорить о дежавю, ведь две из трёх названных команд находились в точно такой же ситуации ровно год назад. С тех пор, однако, Marussia и Caterham перешли под управление временной администрации, причём Marussia должна FIA порядка 10,000 евро, являющихся частью общего долга на сумму 30 миллионов. При этом оба коллектива значатся в списке участников.
А что с Lotus? Не секрет, что команда из Энстоуна прошла через непростой период - в 2013 году её пилот Кими Райкконен открыто заявлял, что ему просто не платят деньги. С тех пор коллектив уменьшился в размерах, однако долг всё ещё остаётся довольно внушительным. Наличие Пастора Мальдонадо и его богатых спонсоров облегчает задачу Lotus, однако это не особо помогает в отношении занимаемых позиций в Кубке конструкторов – и именно на основании этих результатов распределяются призовые в Формуле 1.
Венесуэлец принёс в команду нефтедоллары государственной компании PDVSA, которая переживает не лучшие времена из-за падения цен на жидкое золото, что делает венесуэльскую нефть неконкурентной на мировом рынке. По слухам, себестоимость барреля такой нефти составляет $80, тогда как текущая цена находится в районе отметки $50.
Чиновникам уже пришлось отсрочить выплаты по кредитам и попросить ОПЕК снизить уровень предложения, в результате чего стоимость бондов PDVSA упала до рекордно низких отметок, поставив под сомнение будущую платежеспособность компании. Кроме того, команда потеряла перешедшего в Williams спонсора в лице Rexona. Внутренние источники также сообщают о введённом внутри команды строжайшем контроле расходов.
Кроме того, ходят слухи о планах ребрендинга команды и смене названия. Хотя до окончания лицензии на использование этого имени, выданной ещё предыдущим генеральным директором Lotus Cars Дэни Бахаром, ещё два года, но уже сейчас бывший исполнительный директор концерна Peugeot/Citroen Жан-Марк Галь, стоящий во главе компании, отзывает аналогичные лицензии в категориях LMP1 и LMP2.
Однако ничто из указанного выше не должно было стать причиной появления звёдочки напротив названия команды в списке участников. На самом деле Lotus, как и в прошлом году, попросту могла не успеть с обязательным платежом до 22 декабря, или же в FIA не обновили список участников.
На вопрос о том, какой из этих сценариев ближе к истине, представитель Lotus лишь заявил: «Обо всём будет объявлено в установленном порядке».
Ситуация с Caterham не менее неопределённа: временный руководитель Финбарр O'Конелл надеется на выход команды на старт нового чемпионата, однако до сих пор не получено ни единого конкретного предложения, которое могло бы гарантировать будущее коллектива. Подача официальной заявки является решающим шагом в этом процессе.
Однако, учитывая тот факт, что команда пропустила две гонки в прошлом сезоне [согласно правилам, пропуск трёх этапов приводит к исключению коллектива из списка участников], а после Гран При Абу-Даби, который Caterham успешно завершила, статус команды так и не изменился, становится непонятно, почему в списке участников напротив этого имени также стоит звёздочка. Если заявка была подана в соответствии со всеми требованиями, а взнос оплачен, по поводу Caterham вопросов возникать не должно.
Опять же, в обоих случаях фигурирует слово "если" – если заявка не была подана по правилам или же деньги не поступили вовремя, тогда команда не должна была попасть в список. Всё просто.
Ситуация с Marussia намного сложнее: команда не только была распродана по частям на аукционе, что резко контрастирует с подходом О'Конелла, она также значится в списке FIA под другим именем (MNR, а не Marussia как документе в прошлом межсезонье). А холдинговая компания [Manor Grand Prix Holdings Limited], согласно представленным данным, осуществляет свою деятельность в Великобритании, а не в России (в отличие от сезона-2014).
Таким образом, можно сделать вывод, что Marussia является абсолютно новым участником, а, следовательно, должна стать объектом строгой юридической экспертизы, как в случае с приобретшей базу Marussia в Бэнбери американской командой Haas F1, а также Forza Rosso, проект которой оказался безуспешным.
Примечание: Caterham значится в списке 2015 года в качестве малайзийской команды, несмотря на то, что июне команда была продана мифическому арабо-швейцарскому консорциуму, офис которого находится в Великобритании.
Для команд, находящихся в управлении временных администраций, весь процесс осложнён тем, что, согласно регламенту, шасси 2014 года, с которым оба коллектива намерены выступать далее, необходимо модифицировать, что связано в основном с требованиями безопасности - иначе использование этих машин будет незаконным.
Тем не менее, в рамках декабрьской встречи Стратегической Группы и Комиссии Формулы 1 руководитель McLaren Рон Деннис призвал рассмотреть вопрос об использовании прошлогодних машин командами позже по ходу месяца, а значит, есть шанс, что в отношении Caterham и Marussia могут быть приняты некоторые уступки. В любом случае, до первой гонки этим командам необходимо получить разрешение Комиссии Формулы 1 и Всемирного совета по автоспорту.
Таким образом, на момент написания статьи ситуация такова: одна команда отказывается подтвердить, оплатила ли она взнос месяц назад, тогда как у другой нет машины, соответствующей требованиям регламента 2015 года. Третья команда, помимо того, что также не имеет машины, значится в списке под другим названием, что запрещено двусторонними соглашениями без одобрения держателя коммерческих прав.
По сути, единственным изменением, произошедшим за последнее время, стало исчезновение из календаря Гран При Кореи, однако это было очевидно ещё год назад.
Стоит ли удивляться, что Формула 1 мечется от кризиса к кризису? А сезон даже ещё не начался…