Сможет ли Haas F1 добиться успеха там, где другие провалились?
Последние несколько попыток новых команд добиться успеха в Формуле 1 провалились. Сможет ли Джин Хаас прервать эту серию? Дитер Ренкен разбирается в ситуации и оценивает шансы американского проекта
В последние несколько лет в Больших Призах прочно закрепилось клише: единственный способ заработать в Формуле 1 немного денег – это начать с огромным состоянием.
И хотя в случае с Берни Экклстоуном произошло наоборот, история Формулы 1 полна примеров, когда бизнесмены, пытавшие счастья в Ф1, не только сами оставались ни с чем, но и их дети вынуждены были начинать все с нуля.
Тем не менее, нет никаких причин твердо утверждать, что очень богатый человек, являющийся страстным почитателем автоспорта и знатоком его особенностей, не сможет добиться успеха в Формуле 1 со своим проектом, имея при этом долгосрочные планы и соответствующую коммерческую основу. И этот человек – Джин Хаас.
В этом-то и заключается разница между планами Haas F1 Team, которая появится в Формуле 1 в 2016 году, и квартетом неудачников (включая так и не появившийся на свет проект USF1), клюнувшим на злополучную концепцию потолка бюджетов, предложенную бывшим президентом FIA Максом Мосли в 2010 году. USF1 вовсе не вышла на старт, HRT покинула Большие Призы после сезона-2012, а Marussia и Caterham перешли под внешнее управление, что успехом можно назвать едва ли.
Учитывая тот факт, что на старт Гран При в Мельбурне планируют выйти лишь девять команд (на момент написания статьи Caterham и Marussia подавали лишь едва заметные признаки жизни, хотя сейчас ситуация в Marussia сдвинулась с мертвой точки), спорт находится в глубоком кризисе, и будущее Формулы 1 довольно туманно. Конечно, многие в паддоке горячо желали, чтобы детище американского магната Джина Хааса, известного по успешной в NASCAR команде Stewart-Haas, появилось в Больших Призах в 2015 году, как это изначально планировалось.
Однако затянувшийся из-за боязни повторения фиаско USF1/HRT процесс рассмотрения заявки, которая была подтверждена лишь в апреле 2014 года, привел к тому, что выход на старт новой команды отложили на год.
Хаас попросту привык никуда не спешить и действовать по-своему.
Скептики могут указать на то, что у Marussia было лишь шесть месяцев на приготовление, но взгляните, где сейчас находится команда.
Таким образом, Хаас, запросивший отсрочку в 12 месяцев, усвоил урок, что спешить со своими обязательствами и торопиться тратить средства в Формуле 1 не стоит. Итак, учитывая то, что остаётся ровно год до того момента, как будут представлены машины 2016 года, давайте посмотрим, какого прогресса удалось достичь проекту Haas, по которому переговоры с Экклстоуном начались в дни проведения первого Гран При США в ноябре 2012 года?
«Во время каникул в канун Дня благодарения мы осматривали инфраструктуру в Великобритании и решили приобрести базу Marussia в Бэнбери; сделка была завершена в первую неделю января этого года», - рассказал Гюнтер Штайнер - 49-летний специалист, который выступал в составе Ford в WRC, а также был техническим директором команды Формулы 1 Jaguar. Теперь Штайнер несет ответственность за проект Джина Хааса.
Бывшее здание Marussia, ранее служившее заводом для производства дорожных и гоночных машин марки Ascari, отныне станет европейской базой Haas F1. База полностью оборудована, имеет складские и офисные помещения, поэтому намного лучше подходит для функционирования команды Формулы 1, чем обычный склад в районе Оксфорда, который ранее рассматривался Хаасом в качестве оптимального варианта.
«Наружная площадь составляет почти 4000 квадратных метров, столько же пространства и внутри, - продолжил специалист. - Площадь производственных помещений составляет 7 тысяч квадратных метров. Мастерская оборудована системой кондиционирования и специальным полом для инженерных операций, хотя там отсутствуют оборудование для сборки и производства.
Нам предстоит всё это отремонтировать. Нужно будет снести множество перегородок, строений, чтобы сделать базу более соответствующей нашим нуждам. Там есть помещения для симуляторов и других операций. Всё это лишь надстраивалось сверху на уже имеющуюся структуру базы, поэтому всё это выглядит очень хаотичным. Эффективность инфраструктуры из-за такого подхода была крайне низкой…»
Новая база Haas находится не так и далеко от аэропорта “Восточный Мидлэндс”, являющимся одним из двух центров официального партнёра Формулы 1 по логистике компании DHL (другой центр расположен в Милане). Теперь американская команда сможет удобно и в короткие сроки получать запчасти от поставщиков, большинство из которых ведут свой бизнес в Великобритании, Италии и США.
Сборочные и ремонтные операции, а также процесс подготовки к гонкам будет проходить в Бэнбери, откуда грузовики смогут отправляться на европейские этапы. Хаас планирует нанять 50 человек – в основном технический и складской персонал, а с десяток специалистов уже трудятся в Бэнбери. В основном это обслуживающий персонал, ожидающий прибытия первого шасси и другого оборудования.
Когда это произойдёт?
«Ателье Dallara – наш субподрядчик, помогающий строить машины, - рассказывает Хаас, не делающий секрета по поводу целей прихода в Формулу 1 – американец планирует увеличить продажи технологического оборудования CNC до $2 миллиардов в год. - Я бы не стал утверждать, что Dallara будет полностью ответственна за нашу машину. Итальянские инженеры нам очень помогают, но все же руководит проектом наш главный конструктор».
Джин Хаас упомянул имя Роба Тейлора, и никакого сюрприза в этом нет, ведь бывший специалист McLaren и Red Bull Racing работал вместе со Штайнером в Jaguar. Его опыт и талант даже не обсуждаются. Британец уже возглавляет группу из 50 инженеров в Италии – в основном специалистов Dallara в Парме. При этом команда намерена покупать много вспомогательных элементов у Ferrari.
Haas будет покупать коробку передач у Скудерии, а значит, вся задняя подвеска будет итальянского производства. Кроме того, Штайнер подтвердил, что и переднюю подвеску будут поставлять американской команде сторонние организации.
Таким образом, большинство деталей команда получит незадолго до своего дебюта на тестах, поскольку самой Ferrari сперва необходимо будет закончить свои операции по проектировке и созданию необходимых элементов для своих шасси.
«Если построить машину сейчас, - продолжил Штайнер, - то через три месяца она уже будет устаревшей, поэтому мы собираемся продолжать развивать технологии. Тем более, что большинство деталей от Ferrari мы получим лишь в следующем году».
Команда планирует начать работать со своей машиной на трассе не ранее первых тестов сезона-2016.
Тем не менее, кузов и аэродинамику коллектив будет создавать самостоятельно, как и систему охлаждения, включая радиаторы. По словам Штайнера, все детали со стороны будут поставляться вместе с элементами Ferrari.
«Нет никакой надобности дублировать поставщиков, - отметил Гюнтер. - Как говорил Джин, возможно, когда-то мы будем делать запчасти для обеих команд на нашей базе, но пока на первом месте экономическая сторона вопроса...»
Ателье Dallara также призвано помочь команде Haas развить европейскую сеть поставщиков, и при этом Хаас подчёркивает, что итальянская компания является лишь субподрядчиком, а не полноценным техническим партнёром, как было в случае HRT.
«Многие команды покупают детали на стороне, и для этих целей у нас есть Dallara. Не знаю, будем ли мы когда-либо самостоятельно производить все элементы. Скорее всего, мы будем использовать субподрядчиков, поскольку в ином случае нам необходимо будет купить большое количество дорогостоящего узкоспециализированного оборудования».
На деле получается, что в Европе будет сосредоточен огромный объём операций команды. А что же останется в США?
«Не так давно мы закончили работы над нашей американской базой для Формулы 1 – она готова к функционированию, - пояснил Хаас, добавив при этом, что новые площади находятся рядом с мастерской команды NASCAR в городке Каннаполис. - Мы будем работать вместе со специалистами из Dallara и Ferrari в процессе строительства нашей аэродинамической трубы...»
Любые сомнения относительно того, что проект Haas F1 будет напоминать бизнес-модель USF1, которая была основана на дешёвой аренде всего, что только можно, были разрушены следующим комментарием Штайнера.
«У нас огромная группа специалистов в области вычислительной гидродинамики. В США можно найти немало отличных инженеров, которые в этом разбираются».
Вместе с базой Marussia команде Haas достался симулятор вычислительной гидродинамики, задействованный ранее в виртуальных исследованиях шасси. Теперь сервер будет связан с компьютерами, находящимися в США.
«Суперкомпьютер будет находиться в Великобритании, но сеть также будет охватывать Канналополис и Италию», - пояснил Хаас.
И хотя бизнес-план Джина Хааса на первых порах подразумевает сотрудничество с подрядчиками, через три года команда планирует производить 75% элементов самостоятельно.
Тем не менее, Хаас не скрывает, что команда намеревается воспользоваться ситуацией с ограниченным списком Формулы 1 в отношении стандартных элементов шасси. На данный момент каждая команда должна запатентовать свой монокок, компоненты рулевого управления, противоударный каркас безопасности и другие детали, объединенные единым термином "конструктор", с целью их собственноручного производства.
Существуют планы по сокращению этого списка, чтобы постепенно перейти к ситуации, когда можно будет использовать клиентские шасси. Как только это произойдёт, Хаас намерен увеличить "представительство" компонентов Ferrari в шасси команды.
«Этот список меняется каждый год, - продолжил Хаас, - и мы надеемся, что он будет становиться всё короче и короче...»
А что по поводу командных цветов? Будет ли в гамме присутствовать красный, чтобы как-то обозначить сотрудничество с Ferrari?
В конце концов, алый цвет можно увидеть на вывесках базы в Каннаполисе. Учитывая американские корни и связи с Ferrari, вероятно, именно этот цвет и стоит сделать основным?
«Я ознакомился с несколькими вариантами, - отметил Хаас. – У нас был один, основанный на природных цветах горящего пламени. Мы подумали, что это могло бы нас заинтересовать, поскольку концепция подразумевала в основе белый цвет, переходящий в жёлтый, а после - в красный.
Еще одна идея заключалась в том, чтобы сделать машину полностью чёрной со вставками жёлтого цвета (официальный цвет региона Маранелло). Был и вариант, в котором за основу взят именно красный цвет...
Эмблема нашей компании включает в себя красные и серые цвета. Мы хотели бы, чтобы наши автомобили соответствовали имиджу компании. С другой стороны, они должны отличаться от остальных, а все эти серебряные и серые машины очень похожи друг на друга....»
Хааса ни в коем случае нельзя обвинять в том, что он “похож на других”. Если единственное, что вызывает сомнения в команде за 12 месяцев до своего дебюта, - это расцветка машин, надо полагать, у такого коллектива должно быть светлое будущее.
Путь Хааса, который он прошёл от работника мастерской до миллиардера машиностроительной отрасли, демонстрирует, что бизнес-модель команды имеет право на жизнь, ведь она использует тот же самый подход.