Гран При Австралии: кто на что учился?
Технический эксперт AUTOSPORT Гэри Андерсон проанализировал некоторые цифры по итогам дебютного этапа Больших Призов в Австралии, попутно придя к неутешительным выводам для поклонников Ferrari
Иногда бывает трудно сразу понять, о чем свидетельствует первая гонка сезона - и тогда на помощь приходит математический анализ.
Я не пожалел времени и провел небольшое сравнение показателей команд на Гран При Австралии с прошлым годом, и выводы получились не вполне очевидные. И хотя все вокруг говорят, что команда Ferrari сделала небывалый шаг вперед - и это подтвердил подиум Себастьяна Феттеля в Мельбурне, - общая картина для Скудерии все же оказалась не столь радужной.
Вернемся к этому позже, а пока посмотрим на лучшие времена команд на протяжении минувшего уик-энда в сравнении с их прошлогодними результатами здесь же, в Австралии.
Команда | 2014 | 2015 | Разница |
---|---|---|---|
Mercedes | 1.29,375 | 1.26,327 | -3,048 |
Williams | 1.30,920 | 1.27,718 | -3,202 |
Ferrari | 1.30,132 | 1.27,757 | -2,375 |
Red Bull | 1.30,381 | 1.28,329 | -2,052 |
Toro Rosso | 1.31,060 | 1.28,510 | -2,550 |
Lotus | 1.33,646 | 1.28,560 | -5,086 |
Sauber | 1.32,355 | 1.28,808 | -3,555 |
Force India | 1.30,978 | 1.29,208 | -1,970 |
McLaren | 1.30,510 | 1.31,422 | +0,912 |
Команды отсортированы по темпам 2015 года
Соперники Mercedes должны были прибавить за зиму и поближе подобраться к лидерам, но и в Брэкли тоже не сидели без дела, сделав еще один шаг вперед.
При этом, если верить моим подсчетам, лишь три коллектива сумели за зиму добиться больше относительного прогресса в сравнении с Mercedes.
Прогресс соперников относительно Mercedes
Всегда сложно сказать, в чем именно добилась прогресса та или иная команда - и в особенности это касается лидеров.
Что до Mercedes, то мне кажется, они прибавили во всех аспектах - 60% прибавки я бы отнес на счет силовой установки, а оставшиеся 40% - на счет шасси.
Очевидно, за эталон развития мы возьмем именно Mercedes, а остальные команды будем сравнивать именно с ними.
Lotus - прирост 2,038 секунды
Команда Lotus в отношении лидеров прибавила больше остальных, но здесь есть свои оговорки.
Минувший сезон коллектив из Энстоуна начал в совершенно разобранном состоянии, и прошедшие в межсезонье структурные перестановки и переход на двигатели Mercedes просто не могли пройти бесследно. Так что основная "заслуга" Lotus в таком прогрессе состоит именно в слабом старте прошлогодней кампании.
К сожалению, в дебютной гонке им это не помогло - обе машины сошли на первых минутах дистанции.
Sauber - прирост 0,507 секунды
Как и в случае с Lotus, секрет прироста команды Sauber в основном таится в слабом старте в минувшем сезоне.
Нынешняя машина едет куда лучше своей предшественницы, да и молодые пилоты полны стремления доказать свое право на место в команде.
В прошлом году команда не набрала ни одного зачетного балла за весь чемпионат, а сейчас заработала очки уже в первой гонке.
Williams - прирост 0,154 секунды
Команда Williams немного опередила Mercedes по части прогресса, но не стоит забывать, что начало минувшего сезона у коллектива из Гроува также сложилось не столь удачно, как его окончание.
Уверен, что цифры были бы несколько иными, если бы мы сравнивали нынешний Mercedes с Williams образца прошлогодней гонки в Абу-Даби, когда в команде привыкли к роли лучших среди остальных и начали извлекать весь потенциал FW36.
Toro Rosso - потеря 0,498 секунды
В Toro Rosso немного отстали от лидеров в плане прогресса, но здесь есть свои нюансы.
В составе команды дебютировали малоопытные пилоты. Да, они очень неплохо себя зарекомендовали, но мне кажется, что об их истинных возможностях можно будет говорить лишь по прошествии половины сезона.
Ferrari - потеря 0,673 секунды
Вот здесь начинается все самое интересное. Мы то и дело слышим о том, какого невероятного прогресса добилась команда Ferrari, однако упрямые цифры свидетельствуют об обратном.
Скудерия проиграла лидерам в темпе разработки более полусекунды. При этом в их составе две суперзвезды - два чемпиона мира, так что по этой части никаких оправданий у них нет.
Если Ferrari действительно хочет бороться за первые строчки в гонках, ей необходимо стремительно прогрессировать по ходу сезона - ведь Mercedes также не будет стоять на месте.
Red Bull - потеря 0,996 секунды
Я, конечно, уже не так молод, но еще помню эру доминирования Red Bull в Формуле 1 - благо это было не так давно. Куда все подевалось?
Сейчас в команде все свои беды привыкли списывать на мотористов из Renault.
Возможно, более плодотворным было бы выйти на пит-лейн и посмотреть, чем занимаются в команде Toro Rosso? Вероятно, пришло время чему-то поучиться у своего младшего брата…
Force India - потеря 1,078 секунды
Пропустив большую часть предсезонной подготовки, в команде Force India просто не успели поработать над различными настройками машины, чем обычно занимаются на тестах.
Таким образом, в коллективе сосредоточились главным образом на надежности нового шасси и финише в первой десятке на старте чемпионата. И это им удалось.
В следующих гонках побороться за Топ-10 будет куда сложнее, придется повышать темпы развития и доработки машины.
McLaren - потеря 3,950 секунды
Я даже не знаю, с чего начать…
В начале прошлого года мы видели, что команды - и в особенности производители - испытывали немалые проблемы с новыми моторами, но это не идет ни в какое сравнение с тем, как в нынешнем сезоне стартовали в McLaren-Honda.
С самого начала предсезонных тестов я постоянно говорил, что в команде никто не хочет брать вину за происходящее на себя. Мне кажется, сейчас самое время Рону Деннису показать, кто в доме хозяин.
Технические проблемы - это одно, но я не понимаю, почему в команде не способны проехать один быстрый квалификационный круг.
В Honda заявили, что не могут использовать мотор на полную из-за проблем с охлаждением.
В то же время все восхищались компактной компоновкой агрегатов в задней части MP4-30 - возможно, пришло время несколько изменить геометрию кузова? Пожертвуйте аэродинамикой и дайте двигателю больше воздуха, только в этом случае вы сможете экспериментировать с мощностью.
В гонке машины команды заняли последний ряд стартового поля, а Дженсон Баттон финишировал последним - 11-м - с отставанием от лидера в два круга. И все же финишировал! Уверен, в команде об этом и не мечтали.
Коллективу необходимо оглянуться назад и посмотреть, что они делали на старте прошлого сезона, когда оба их гонщика поднялись на подиум в Австралии.
Я уже много раз говорил, что в McLaren словно не ощущают никаких проблем - все бодры, веселы и говорят о том, что Honda выведет их из кризиса.
С чего, простите?
Вы же помните последнее пришествие японского производителя в Ф1, когда они сначала действовали в партнерстве с BAR, а затем создали заводскую команду.
Тогда тот же Дженсон Баттон пытался что-то противопоставить соперникам, а когда в Honda поняли, что ничего не выйдет, то отступили на японскую территорию, оставив заведовать производством Росса Брауна. В результате вновь образованный коллектив Brawn GP выиграл чемпионат 2009 года, после чего преобразовался в ныне триумфальный Mercedes.
Вероятно, Дженсон не раз пожалел о том, что не завершил свою карьеру по окончании прошлого года.
Старая поговорка гласит, что есть лишь один выход из любой ситуации - вперед и вверх. Посмотрим, сколько времени потребуется коллективу из Уокинга, чтобы выправить положение.
Неинтересная гонка
Австралийский этап Ф1 получился не самым интересным - в частности, из-за того, что в гонке стартовали всего 15 пилотов. Если не считать фарс 2005 года в Индианаполисе, то так мало машин в гонке не стартовало с Гран При Сан-Марино 1982 года - тогда их было всего 12.
Кому-то где-то и что-то непременно следует поменять, иначе зрительская аудитория начнет сокращаться еще сильнее.
Сейчас я уже давно отошел от дел в Ф1 и говорю лишь как сторонний наблюдатель - мне лично смотреть гонку было неинтересно.
С учетом того, что на старт вышли три дебютанта Больших Призов, я ожидал чего-то более любопытного в первом повороте гонки. Что-то там было, но не столь завораживающее - а после схода двух пилотов Lotus наступила скука.
Единственное, что стоит отметить, так это то, как блестяще справились со своими обязанностями все три дебютанта! Вероятно, пришло время вводить в Больших Призах не нижнюю границу пилотов по возрасту, а верхнюю…
На старте гонки, когда пелотон был еще довольно плотным, на пятое место вышел Фелипе Наср и спокойно удерживал позади более опытных Даниэля Риккардо и Кими Райкконена.
В это время режиссеры показывали его достаточно часто, и надо отметить, что держался на трассе он как истинный профессионал. А пятое место в гонке по праву даровало ему звание лучшего дебютанта уик-энда.
Также я выделил бы в Австралии всю команду Sauber. После всех неудач прошлого года им просто необходимо было выступить успешно. И их не сбил с настроя даже весь этот скандал с Гидо ван дер Гарде. Результат - 14 очков в дебюте сезона. Более чем достойно!
До возникновения проблемы с двигателем еще один дебютант Ф1 Макс Ферстаппен также пилотировал очень неплохо. Но у 17-летнего голландца еще все впереди, расстраиваться нечему.
Что касается Карлоса Сайнса, то на поздней стадии гонки у него были уже сильно изношенные шины - и все же он блестяще справился со своей работой и принес команде два очка. В конце сезона они могут ему пригодиться. Думаю, его титулованный отец может им гордиться!