Как может Формула 1 променять Монцу на Баку?

Дитер Ренкен
13 мая 2015 в 13:16

У Берни Экклстоуна нет ни малейших сомнений по поводу появления в календаре Формулы 1 Гран При Азербайджана, однако при этом он всячески приуменьшает масштабы катастрофы от потери Большими Призами исторического этапа в Монце. Дитер Ренкен пришёл в ужас от такой перспективы…

Накануне гонки на Сепанге перспективы этого азиатского Гран При в Формуле 1 были весьма туманными.

Малайзийское правительство не горело желанием и в дальнейшем финансировать проведение Гран При, который окупился лишь в первые два сезона, после чего был перенесен с конца сезона на март-апрель.

В беседе с журналистами в пятницу перед Гран При Малайзии босс Формулы 1 Берни Экклстоун выразил надежды по поводу того, что детали нового договора будут согласованы, однако “официального подписания в этот уик-энд ожидать не стоит”.

В субботу вечером он улетел в Лондон. Вероятно, детали тогда уладить так и не удалось, и это неудивительно, поскольку правительство Малайзии и без того находится под огромным внешним давлением из-за падения цен на нефть и двух катастроф с малайзийскими самолётами, случившимися в прошлом году. К тому же, стоимость контракта на проведение этапа MotoGP в разы меньше аналогичного права в Формуле 1, и при этом мотогонка практически всегда окупается.

Гонка Ф1 на Сепанге и без того не пользовалась высоким международным интересом, а из-за авиакатастроф в стране резко упал приток туристов, да и расходы на поиски обломков авиалайнера MH370 достигли заоблачных сумм. Вдобавок ко всему гламурный Гран При Сингапура, дебютировавший в Формуле 1 в 2008 году, негативно сказывается на статистике посещаемости Гран При Малайзии, несмотря на то, что ночная гонка проводится на шесть месяцев позже. Ситуация в целом выглядит не просто плохо, а катастрофично.

Несмотря на прогнозы, Малайзия остаётся в календаре Ф1 © LAT
Несмотря на прогнозы, Малайзия остаётся в календаре Ф1Фото: LAT

Во время церемонии награждения после гонки премьер-министр Малайзии заявил, что удалось достичь договорённостей на проведение этапа ещё на три сезона. Конечно, контракт на пять лет был бы идеальным вариантом, однако порою лучше синица в руках, поскольку Сепанг вовсе рисковал лишиться Формулы 1...

"Как Экклстоуну это удаётся?" – спросил кто-то в паддоке, тогда как другие не скрывали удивления от установленной платы за проведение этапа в размере $47 млн. в год.

Однако, по информации одного из ресурсов, организаторы Гран При Малайзии будут платить порядка $36 млн, тогда как минимальная ежегодная плата в Формуле 1 составляет $30 млн, и лишь только Монако, как поговаривают, ничего не платит из-за своего уникального статуса.

Повышение платы за Гран При будет большой проблемой для организаторов: в последнее время на трибунах не собирается и двадцати тысяч человек при ценах на билеты в 220$, тогда как большинство болельщиков предпочитает наблюдать за гонкой из зоны свободного размещения, пропуск на которую на все три дня стоит лишь 30$. Вдобавок ко всему многочисленные представители титульного спонсора Гран При компании Petronas, естественно, не платят за билеты. Так как же Экклстоуну удалось договориться?

«Представьте себе бритвы Gillette или принтеры, - приводит пример один из маркетологов Формулы 1, работающий в этой отрасли многие годы. – Вы покупаете модную бритву или принтер за небольшие деньги, получая также лезвие или картридж. Производители делают это с целью подсадить вас на крючок. Когда приходит время замены расходных материалов, вам приходится уже выкладывать целое состояние.

Формула 1 работает таким же образом: организаторы, зачастую правительства, строят автодромы, стадионы, тратя заоблачные суммы, в качестве туристических инициатив.

Затем цены растут, поскольку Берни подцепил их на свой крючок - и власти лучше будут продолжать платить, нежели спишут свои многомиллионные инвестиции, что сродни политической катастрофе.

Инфраструктура Гран При Турции прослужила своей цели недолго
Инфраструктура Гран При Турции прослужила своей цели недолго

Зачастую ежегодные потери бывают не настолько болезненными, как постоянные напоминания о провале. Проведение Гран При можно всегда объяснить инициативами по развитию туризма, тогда как пустующий автодром – это словно огромный белый слон...»

Вспомните судьбу Турции, Валенсии, Южной Кореи и Индии, а затем задумайтесь об умении Формулы 1 привлекать туристов.

Экклстоун, комментируя ситуацию с Гран При Германии, обвинил во всем именно “пассивных немецких болельщиков”, а не иностранцев, также игнорирующих гонку.

Давайте поговорим об Азербайджане и о планах провести гонку на улицах Баку. Многие специалисты сходились во мнении, что проект будет заморожен из-за падения цен на энергоресурсы, что больно ударило по стране, находящейся в богатом на нефть регионе на берегу Каспийского моря на пересечении между восточной Европой и западной Азией.

При этом географическое положение не помешает стране принять первые европейские легкоатлетические игры в июне. В 2012 году Азербайджан принял финал конкурса Евровидение, однако попытки заполучить Олимпийские Игры 2016/20 годов потерпели неудачу.

К тому же, столица Азербайджана с радостью выразила готовность заплатить требуемую сумму за проведение этапа Формулы 1, а ведь именно это уже давно играет ключевую роль в Больших Призах, а отнюдь не традиции.

Гонка должна пройти под вывеской Гран При Европы - в 2012 году Валенсия утратила этот статус. Для этапа, который должен был состояться в 2015 году, планировалось организовать гоночное кольцо вдоль береговой полосы Каспийского моря, чтобы охватить как можно больше достопримечательностей города.

Этап MotoGP на Сепанге собирает толпы болельщиков
Этап MotoGP на Сепанге собирает толпы болельщиков

Причины переноса гонки на трассу, где проходит этап серии GT, заключались в том, что само кольцо получилось довольно коротким и скучным, кроме того, оно не охватывало все значимые достопримечательности столицы. Герман Тильке был вынужден добавить несколько кварталов в конфигурацию “автодрома”, после чего разговоры стихли.

За последние годы количество уличных гонок растёт как на дрожжах, и причина проста: этапы MotoGP обосновались на автодромах, которые изначально планировалось использовать для Гран При. И если Формула 1 испытывает проблемы со зрительским интересом и высокой платой за право проведения гонки, двухколёсные соревнования обеспечивают своим поклонникам острые ощущения за гораздо меньшую цену.

«Вот почему Берни уделяет большое внимание уличным трассам: он понимает, что там не удастся провести этап MotoGP по соображениям безопасности, - заявил один из источников. – Невозможно себе даже представить гонки на мотоциклах в Альберт-Парке или Сингапуре. А билеты на Гран При на автодромах, принимающих этапы обоих чемпионатов, продаются очень плохо, и Сепанг - яркий тому пример».

Когда в канун этапа в Бахрейне Берни Экклстоун и представители FOM поставили свои подписи под договором с организацией “Американцы за демократию и права человека”, выразив тем самым свою поддержку идеям сообщества, казалось, шансы на проведение Гран При Азербайджана исчезли навсегда, так как эту страну вряд ли можно назвать образцово-показательным примером соблюдения прав человека.

Вдобавок ко всему, в своем докладе 2015 года правозащитная организация Human Rights Watch указала на усиление давления со стороны властей Азербайджана в адрес недовольных действующим режимом. Одного этого должно быть достаточно, чтобы FOM и владельцы её контрольного пакета фонд CVC Capital Partners задумались о необходимости проведения этапа в этом регионе.

Соглашение с организацией “Американцы за демократию и права человека” в очередной раз указывает на беспринципность Формулы 1: Берни Экклстоун заявил, что Гран При Азербайджана включён в проектный календарь на следующий год, и что в этой стране нет никаких проблем с соблюдением прав человека.

«Баку? Никаких проблем, - заявил Берни в беседе с AUTOSPORT. – Это будет ещё одна отличная гонка!»

Первым международным автоспортивным соревнованием в Баку стал этап GT
Первым международным автоспортивным соревнованием в Баку стал этап GT

На вопрос о том, знает ли он о ситуации с правами человека в Азербайджане, Экклстоун ответил: «Мы проверяли информацию. Думаю, все остались довольны. Не думаю, что это будет большой проблемой...»

Вслед за этим он без малейшей паузы подтвердил самые худшие опасения Формулы 1: Большие Призы могут лишится этапа в Монце, когда у автодрома в 2016 году истечёт действующий контракт.

«У них нет соглашения после истечения в следующем году действующего контракта, так что нам необходимо ждать и следить за развитием событий, - добавил Экклстоун. – Всё это сильно напоминает ситуацию с Гран При Германии».

На самом деле нет: Германия выпала из календаря после начала процедуры банкротства автодрома Нюрбургринг, поскольку суд аннулировал все действующие соглашения.

Ситуация усугубилась чрезвычайно высокой платой за право принимать Гран При. К тому же, чередование этапа с трассой в Хоккенхайме означало, что капитальные инвестиции и расходы на обновление инфраструктуры автодрома необходимо изыскивать раз в два года - каждый год принимать у себя этап Ф1 Нюрбургринг просто не в состоянии с экономической точки зрения. В то же время Монца за все годы начиная с 1950-го пропустила Гран При лишь однажды, когда автодром подвергся реконструкции.

Будущее Монцы туманно
Будущее Монцы туманно

Как только Эккслтоун понял, что Нюрбургринг, находящийся в частном владении, не может/не хочет (нужное подчеркнуть) платить астрономические суммы, он переключил своё внимание на Хоккенхайм, где, в свою очередь, ожидаемо отказались брать на себя финансовые расходы Нюрбургринга. Так в чём же здесь сходство с Монцей, контракт которой подходит к концу, в связи с чем Берни Экклстоун пытается выбить для себя более выгодную сделку?

В эксклюзивном интервью с автором данной статьи во время прошлогоднего этапа в Монце бывший пилот Формулы 1 Иван Капелли, возглавляющий теперь рабочий комитет автодрома, описал ситуацию следующими словами: «Как я уже сказал, гонка в Монце состоится в 2015 и 2016 годах. Нам предстоит очень постараться, чтобы договориться о проведении Гран При в 2017 году и далее до 2020 года.

При этом я сделал господину Экклстоуну предложение на перспективу. Я сказал ему: “Смотрите, в 2022 году автодрому исполняется сто лет, и мы уже думаем наперёд. Нас не интересует краткосрочный контракт, мы надеемся на длительное сотрудничество”. Это демонстрирует нашу готовность к абсолютно новому формату взаимодействия».

Иван Капелли уверен, что празднование столетия автодрома в Монце без Гран При Формулы 1 просто немыслимо.

Однако, похоже, Капелли дал Экклстоуну сильный козырь в переговорах, упомянув о вековом юбилее трассы, ведь в Формуле 1 такого рода событие случится впервые в истории. Теперь 84-летний британец может занять позицию “платите столько, сколько предлагает Баку, иначе никакого вам юбилея”.

В Бахрейне Экклстоун попытался сгладить масштаб катастрофы от потенциальной потери Монцы: «То же самое мне говорили по поводу этапов во Франции и Германии. Теперь у нас есть очень хорошие альтернативные варианты, не так ли?»

Да, Берни, падение телевизионных рейтингов прекрасно доказывают правоту твоей точки зрения, не так ли?..

Возможно, вся история с Баку является сплошным блефом и фарсом, как в случае с этапом в Кейптауне, о котором в Бахрейне не вспоминали. Всё это, возможно, делается для оказания давления на Монцу с целью получения желаемой суммы. Поговаривают, что организаторы Гран При Италии платят самую маленькую сумму среди всех этапов календаря (порядка $11 млн), и, учитывая интерес босса Fiat Серджио Маркионе к Формуле 1 и Стратегической Группе, надо полагать, этап всё же останется в Больших Призах.

Но от Берни никогда не знаешь, чего ожидать - и эта неопределённость точно не идет на руку спорту в целом.

Как может Формула 1 променять Монцу на Баку?
Как может Формула 1 променять Монцу на Баку?

Комментарии для сайта Cackle