Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Формула 1 и WEC: вражда или дружба?

Эд Стро
27 мая 2015 в 13:33

В нынешнее время наблюдается настоящий бум чемпионата мира по гонкам на выносливость, однако Эд Стро недоволен тем, что WEC то и дело сравнивают с Формулой 1, причем зачастую делают это нелепо, абсурдно и необоснованно...

Да, чемпионат WEC действительно на подъеме - в этом нет никаких сомнений.

Субботняя гонка в Спа привлекла на трибуны порядка полусотни тысяч болельщиков, что на восемь тысяч больше, чем годом ранее. А с учетом того, что на подходе к топовой категории, в которой сегодня представлены Audi, Toyota и Porsche, находится и Nissan, сомнений в том, что мировые производители проявляют все больший интерес к гонкам на выносливость, просто не остается.

Шестичасовой марафон на легендарной бельгийской трассе прошел на высочайшем уровне, а на финише лидирующие машины Audi и Porsche разделили каких-то 13 секунд – и это в гонке, в которой на трассе ни разу не появлялась машина безопасности! По меркам эндуранса это очень небольшой отрыв.

Однако хотелось бы сразу предостеречь поклонников гонок на выносливость от необдуманных сравнений этого вида автоспорта с Большими Призами.

Все чаще и чаще слышатся разговоры о том, что болельщики Формулы 1, мол, покидают "Королевские гонки" и переходят в стан любителей марафонских дистанций. Но ведь это не так.

Я не защищаю Формулу 1, у которой проблем предостаточно, мне просто не хочется, чтобы чемпионат WEC воспринимали именно как убийцу Гран При.

Марафон в Спа прошел в упорной борьбе, и Audi опередила преследователей всего на дюжину секунд © LAT
Марафон в Спа прошел в упорной борьбе, и Audi опередила преследователей всего на дюжину секундФото: LAT

Если бы дела с популярностью у гонок на выносливость были столь великолепны, как кому-то хочется верить, то рейтинги их телевизионных трансляций просто зашкаливали бы, а посещаемость на ресурсах, посвященных WEC, постоянно росла.

Тут можно провести параллели с теми, кто постоянно говорит, что выпуски местных новостей на телевидении и радио очень важны, но при этом никогда их не смотрит и не слушает.

Чемпионат мира по гонкам на выносливость стал своего рода пристанищем хипстеров от автоспорта. Для тех, кто внимательно следит за происходящим в WEC, это действительно очень важно.

Поскольку я сам лично посетил 6-часовую гонку в Спа и собираюсь также посетить суточный марафон в Ле-Мане, мне это действительно интересно. С учетом того, какие баталии развернулись на самом старте сезона между Porsche и Audi, чемпионат обещает быть невероятно интересным!

Но дело в том, что такого вида соревнования никогда не привлекут широкого болельщика. Вы просто не сможете удержать миллионы телезрителей у экранов на протяжении столь долгого времени, к тому же, чтобы действительно понимать, что именно происходит на трассе, нужно неплохо разбираться в специфике гонок на выносливость.

Конечно, можно попытаться упростить формат проведения этапов, попутно укоротив гонки. Но это подорвет репутацию чемпионата и негативно скажется на самой ДНК гонок на выносливость. Эндуранс как раз и привлекает внимание поклонников тем, что на протяжении длинного марафона происходит немало событий, и все как на качелях. Что-то менять в формате было бы настоящим безумием.

Audi и Porsche также боролись за победу и в дебютной гонке сезона в Сильверстоуне © XPB
Audi и Porsche также боролись за победу и в дебютной гонке сезона в СильверстоунеФото: XPB

В автоспорте всегда будет категория гонок для настоящих фанатов, а не для широкой аудитории. И популяризация в попытке привлечь к этим соревнованиям внимание всех без исключения любителей гонок, может быть не лучшей затеей.

В конце концов, если снизить количество кругов в гонках Ф1 до десяти, тоже начнутся крики о том, что все стало ужасно. В шестичасовых гонках неизбежно будут отрезки, на протяжении которых для рядового любителя автоспорта на трассе не будет происходить ровным счетом ничего интересного.

А миллионы болельщиков - это и есть те самые рядовые любители автоспорта. И именно поэтому Большие Призы завоевали такой важный медийный плацдарм во многих странах - в особенности, в Великобритании: формат гонок Ф1 как нельзя лучше подходит для показа по телевидению, что также положительно сказывается на популярности спорта.

Если представить на секунду, что у WEC появилось бы столько же поклонников, сколько у Ф1, без сомнений, сразу начались бы столь привычные нам негативные разговоры…

Возьмем, к примеру, ту же гонку в Сильверстоуне. Если бы в Больших Призах кто-то выиграл гонку за счет того, что прежний лидер был наказан за нарушение границ трассы во время прохождения сквозь трафик, многие бы стали кричать, что это искусственная победа.

Что касается борьбы между пилотами Audi и Porsche, то первые несколько раз опережали последних в поворотах, но всякий раз теряли преимущество на прямых - в Формуле 1 непременно бы сказали, что это нечестная борьба, так как одна машина просто мощнее другой.

Как бы отнеслись в Формуле 1 к столь явному превосходству одной команды над другой на прямых? © LAT
Как бы отнеслись в Формуле 1 к столь явному превосходству одной команды над другой на прямых?Фото: LAT

Я не говорю, что стоит начать за это все критиковать WEC, просто Формула 1 - это очень своеобразный мир, который без резких выпадов и постоянной критики представить просто невозможно, он питается за счет этой негативной обстановки.

За последние 15 суточных марафонов в Ле-Мане с 2000 по 2014 год машины Audi выигрывали 13 раз, при этом о поражении, по сути, можно говорить лишь в отношении 2009 года, когда победу праздновала марка Peugeot. В 2003 году компания Volkswagen Group все силы сосредоточила на проекте Bentley, в рамках которого трудились те же люди, что работали до этого с Audi, так что в отношении триумфа этой марки можно сказать, что победа осталась "в семье".

Истинные поклонники гонок на выносливость понимают, насколько весомое это достижение, и что менять здесь ничего не стоит.

Да, Формуле 1 есть чему поучиться у WEC - в частности, открытому диалогу и умению честно себя преподносить. К тому же, в гонках на выносливость каждый пилот действительно выкладывается на каждом круге на все 100 процентов.

Ну… за исключением тех моментов, когда они заранее поднимают ногу с педали газа перед поворотами, чтобы сэкономить топливо (послушайте записи с онбордов, поймете). Кроме того, они иногда тоже берегут шины - победа в Спа, в частности, стала возможна именно благодаря финальному отрезку Бенуа Трелуйе на прилично изношенной резине.

Если вы считаете, что пилот в WEC может выехать на траву, повредив при этом покрышки, и не придавать этому в дальнейшем значения, вы сильно ошибаетесь. Да, в гонках на выносливость резина не так быстро изнашивается, как в Формуле 1, но этот фактор играет немалую роль.

Превосходство Mercedes в Ф1 часто подвергается обструкции © LAT
Превосходство Mercedes в Ф1 часто подвергается обструкцииФото: LAT

К тому же, болельщики часто неверно сравнивают времена прохождения кругов машинами WEC и Ф1. Сейчас мы посмотрим, как в действительности обстоит дело, и сравним скорость прототипов с прошлогодними результатами Больших Призов.

Лучшее время на прошлогоднем Гран При в Сильверстоуне показал Льюис Хэмилтон во второй пятничной тренировке - тогда британец проехал круг по трассе за 1.34,508. В субботу времена улучшить не удалось из-за дождя.

Быстрейшим в прошедшей квалификации WEC на этой трассе стал Брендон Хартли - он преодолел дистанцию за 1.39,534 (при этом официальное время поула составило 1.39,721, поскольку бралось как среднее время двух пилотов экипажа).

Этого результата хватило бы, чтобы опередить машину Caterham Маркуса Эрикссона во второй тренировке. Если бы субботняя квалификация прошла посуху, время Хартли осталось бы где-то между результатами машин Ф1 и GP2 (Рафаэле Марчелло год назад завоевал здесь поул со временем 1.40,445).

В Спа история похожая.

Сравнение времен в Сильверстоуне: WEC 2015 против Ф1/GP2 2014

Формула 1: 1.34,508 (Льюис Хэмилтон, вторая тренировка)
WEC: 1.39,534 (Брендон Хартли, квалификация)
GP2: 1.40,445 (Рафаэле Марчелло, квалификация)

Сравнение времен в Спа: WEC 2015 против Ф1/GP2 2014

Формула 1: 1.49,189 (Льюис Хэмилтон, вторая тренировка)
WEC: 1.54,755 (Тимо Бернхард, квалификация)
GP2: 1.56,839 (Стоффель Вандорн, квалификация)

К тому же, вопреки некоторым заявлениям, Андре Лоттерер не ехал за рулем Caterham в Ф1 медленнее, чем в WEC. Его лучший результат в Спа в прошлом году составил 1.54,093 во второй тренировке. Это на шесть десятых секунды быстрее времени поула Тимо Бернхарда в нынешнем сезоне.

Опять же, приведенные выше цифры я использую не в качестве обеления Формулы 1, а просто в виде доказательства того, что сравнение времен прохождения кругов между прототипами категории LMP1 и машинами Ф1 зачастую проводится некорректно. Не верите мне, проверьте сами.

В WEC гонщики уровня Джанмарии Бруни ездят за пределами топовой категории © LAT
В WEC гонщики уровня Джанмарии Бруни ездят за пределами топовой категорииФото: LAT

Лично я не обращаю особого внимания на сравнение скорости машин. И без того понятно, что машины Ф1, WEC и GP2 чертовски быстры. Но многим это важно, и я не хочу, чтобы они читали и слушали непроверенную информацию.

В частности, это отражает концепцию стадного чувства. В этом есть что-то от политики - в одночасье WEC взял вдруг и стал пристанищем тех, кому наскучила Формула 1. Так не бывает.

При этом я действительно отдаю должное чемпионату мира по гонкам на выносливость. Он собрал под свое крыло немало очень сильных гонщиков. В Спа, где Porsche и Audi выставили дополнительные машины, на старт в категории LMP1 вышли 24 по-настоящему серьезных профессионала (ну ладно, 23, поскольку Казуки Накаджима не смог принять участия в гонке из-за травмы).

К тому же, здесь и в других классах выступают великолепные гонщики. Наблюдая за работой на трассе пилотов уровня Джанмарии Бруни, понимаешь, что в WEC гонщики, сами оплачивающие свои выступления, будут повыше уровнем, чем в Больших Призах…

В бытность пилотом Ф1 Марк Уэббер способен был бороться за титул чемпиона мира, но, как показал его прошлогодний опыт, нельзя просто пересесть за руль прототипа и сразу же начать побеждать.

Кроме того, в гонках на выносливость значительно ослаблены ограничения в регламенте, но при этом не скажешь, чтобы машины разительно отличались друг от друга. Если не брать в расчет революционную переднемоторную разработку Nissan GT-R LM Nismo, машины других команд визуально выглядят довольно похоже.

Признание достижений Кристенсена очень типично для WEC © LAT
Признание достижений Кристенсена очень типично для WECФото: LAT

Да, есть серьезные отличия в архитектуре силовых установок, и именно это в основном привлекает в чемпионат производителей с мировым именем.

Вероятно, самым значимым отличительным фактором гонок на выносливость является то, что здесь за успех превозносят, а не поносят. Audi выиграла 13 из 15 последних марафонов в Ле-Мане…

В Формуле 1 Mercedes стремится во второй раз кряду завоевать титул, и уже отовсюду доносятся жалобы на отсутствие конкуренции. А представьте, что будет, если коллектив из Брэкли возьмет 15 титулов подряд.

К тому же, в WEC традиционно отдают должное пилотам. Я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь жаловался на то, что Тому Кристенсену просто повезло, ведь ему всегда доставалась самая быстрая машина (датчанин одерживал победы в Ле-Мане как в составе Audi, так и за рулем Bentley).

Мне бы хотелось, чтобы поклонники чемпионата мира по гонкам на выносливость превозносили и восхваляли этот вид автоспорта (и ведь есть за что!), отмечая его лучшие стороны, а не использовали его в качестве оружия против Больших Призов.

Организаторам WEC также хотелось бы посоветовать не пытаться непременно опередить Ф1 по популярности. У вас великолепное первенство, которое предлагает истинным ценителям спорткаров настоящую и ни с чем не сравнимую изюминку автоспорта.

Было бы здорово, если бы гонки на выносливость стали популярны среди рядовых болельщиков автоспорта, но реальность такова, что это практически невыполнимо - особенно с учетом всех нюансов и тонкостей этой разновидности гонок.

Просто наслаждайтесь этим потрясающим чемпионатом, а не используйте его в качестве копья с непременным намерением пронзить сердце Формулы 1.

WEC
WEC

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle