А была ли раньше трава зеленее?
Многие болельщики склонны смотреть на былые годы Формулы 1 сквозь розовые очки. Эд Стро предупреждает об опасности идеализирования событий прежних лет в Больших Призах...
Представьте на секунду, что ход истории пошел несколько иначе, и бум социальных сетей и медийного пространства пришелся не на нынешние годы, а лет эдак на пятьдесят назад.
Как бы это могло повлиять на публичное обсуждение Формулы 1?
Это вполне уместный вопрос, особенно с учетом того, какому пристальному анализу и критике сегодня подвергается каждое решение руководства спорта - и часто нынешнее состояние Больших Призов сравнивается с эфемерной "золотой эпохой" Ф1…
Давайте пофантазируем и представим, что писали бы в социальных сетях в разные годы болельщики Формулы 1 - просто прокрутим историю назад с остановками в каждом десятилетии. И хотя вопросы будут вымышленными, события останутся настоящими.
Подняв недавние архивы автоспортивной прессы, я лишний раз убедился в том, как много критики окружает современные Большие Призы, и главной претензией болельщиков является то, что события разворачиваются не так, как им бы того хотелось.
Но так было всегда…
2004
Еще одна привычная победа Михаэля Шумахера. Шины, сделанные специально для него, лучшая машина, самый мощный двигатель, бесконечные тесты и верный напарник по команде, всегда готовый помочь!
Ну и что, что машины стали невероятно быстрыми - обгонов-то это не прибавило, да и на верхней ступеньке подиума все те же люди…
Шумахер, конечно, крутой гонщик, но было бы неплохо внести разнообразие. Он выиграл титул аж за четыре этапа до конца сезона! И так пять лет подряд…
Нужно что-то предпринять, чтобы остановить гегемонию Ferrari. Если не считать Ярно Трулли в Монако, больше никто ничего не показал!
Что касается дозаправок, это лишь искусственно перемешивает решетку, но Шумахеру это не мешает. Верните нам прежние быстрые квалификации!
Верните турбоэру и запретите дозаправки!
1998
Эти машины выглядят просто смешно! Это что, Формула 3? Узкие машины на шинах с канавками - какой-то абсурд! Это уже не Формула 1!
Ну хорошо, McLaren выиграла и прервала серию Williams. Но они выиграли девять гонок - только Шумахер на Ferrari мог к ним подобраться!
Мике Хаккинену не стоит никаких трудов выигрывать за рулем однозначно лучшей машины. Он даже не старается! Что он выиграл до 98 года? Одна случайная победа в конце 97-го и больше ничего.
Нам нужны большие машины, нормальная резина и целеустремленные гонщики вроде Жиля Вильнёва 20 лет назад!
1988
Зевота одолевает… Еще одна победа McLaren… Они выиграли 15 из 16 гонок! Если бы не дубль Ferrari в Монце после столкновения Жана-Луи Шлессера с Айртоном Сенной, мы бы и этого не увидели.
Не могу дождаться, когда в спорт вернутся нормальные "атмосферные" двигатели. Какой смысл в этих правилах с ограничением в 150 литров топлива на гонку? Сенна и Прост просто едут и экономят горючее!
А с учетом преимущества мотора Honda в квалификации лишь раз выиграл пилот Ferrari - все остальное время мы видели на первом ряду бело-красные машины.
Что касается обгонов, их просто нет. Все растягиваются в длинный паровозик и ждут, когда у соперника сломается автомобиль.
Порадовал лишь Иван Капелли на своем March! Интересно, этот молодой технический директор Эдриан Ньюи когда-нибудь нас удивит?
1978
В прошлом году Ferrari, теперь Lotus. Я хочу видеть настоящую борьбу за позиции среди лидеров!
В Швецию Brabham привезла эти свои машины с большими вентиляторами сзади, и Ники Лауда выиграл гонку. И что? Их тут же запретили. Хоть очки не отобрали…
Где инновации? Где идеи? Все машины выглядят одинаково - моторы Cosworth и коробки передач Hewland. Граунд-эффект - это круто, конечно, но он привел к доминированию Lotus. Не думаю, что в следующем году их кто-то сможет побить.
Марио Андретти и Ронни Петерсон, говорите? Дайте нам Джима Кларка и Джеки Стюарта - вот это были гонщики…
1965
Передайте таблетку от зевоты… Снова этот Джим Кларк. Он либо выигрывает, либо у него ломается машина. Да ему даже не нужно принимать участие во всех гонках - вместо Гран При Монако он запросто может съездить на Инди 500. Ну а что, успеет еще выиграть…
Единственный, кто может ему хоть что-то противопоставить - это Майк Спенс во второй такой же машине. Но он не будет этого делать - неужели Колин Чепмен хочет, чтобы Кларк выигрывал в одну калитку? Он все равно не сравнится с Хуаном Мануэлем Фанхио!
Вы видели эти крохотные жалкие движки? Полтора литра? Вы шутите? Да у меня на газонокосилке мотор мощнее, не говоря уже о звуке!
Гоночные машины должны быть большими и внушительными! То недоразумение, что есть сейчас - это не машины Ф1. Я опасаюсь за будущее…
По крайней мере, в следующем году двигатели станут больше. Но с Lotus все равно вряд ли кто поборется.
1952
Какого черта происходит с Формулой 1? Ну хорошо, у вас не хватает машин этой категории и вы допускаете в чемпионат машины Ф2, но какой в этом смысл?
Альберто Аскари выигрывает каждую гонку. Но его не назовешь таким уж хорошим пилотом. Если бы Хуан Мануэль Фанхио не пропустил сезон из-за аварии, он бы и шансов ему не оставил.
Лучший гонщик за рулем второй по скорости машины по-прежнему способен выигрывать. По крайней мере, в 30-х это было так. Вспомните Тацио Нуволари и Рудольфа Караччиолу - вот это были настоящие чемпионы. Трудно представить себе нормальные гонки на этих новых автодромах, давайте ездить по дорогам, как и раньше!
Верните замечательные гонки прошлого - Париж-Мадрид… Вот это была гонка!
Не думаю, что современные Большие Призы проживут дольше пяти-шести лет с этими странными правилами…
Вернемся в наши дни...
Ну хорошо, это все фантазии, но нетрудно представить себе подобные настроения в былые годы, если бы соцсети и другие средства мгновенной (и безнаказанно-анонимной) коммуникации появились раньше.
Мораль этой истории не в том, что в Формуле 1 все замечательно. Очевидно, это не так. Но апеллировать к прошлому в желании сделать гонки более привлекательными, не стоит.
Однако люди в целом склонны это делать, и не только в автогонках. Вы же знаете, раньше и трава была зеленее, и небо голубее… Возможно, все дело в возрасте. Ведь гораздо проще идеализировать для себя какого-нибудь гонщика, когда тебе десять лет, а не 45…
Но дело в том, что постоянное обращение к прошлому никак не поможет будущему Больших Призов.
Да, необходимо поддерживать незыблемые принципы автоспорта, но мир переменчив.
И именно поэтому во время кризиса нет никакого смысла в том, чтобы вспоминать, как хорошо было когда-то (хотя бы потому что не так уж и хорошо было), а нужно двигаться вперед и думать, как улучшить спорт.
Сейчас на дворе 21-й век, а не 20-й. Попытки реанимировать прошлое обычно ни к чему хорошему не приводят. Мы ведь и сейчас живем в прошлом для кого-то из недалекого будущего.
Все великие открытия были сделаны прогрессивными людьми, обращающими взор в будущее, а не анализирующими прошлые достижения.
Учитесь на примере прошлого, но не старайтесь туда вернуться...