Реклама 18+, ООО «ДЖЕМИНОРУМ», ИНН: 9719016944, erid: 2Vtzqvr3kcx

Вандорн: Будущая звезда McLaren в Формуле 1?

Питер Миллс
25 февраля 2013 в 3:01

Казалось, что контракт с командой Fortec, позволивший занять место восходящей звезды автоспорта и прошлогоднего победителя серии ФR3.5 Робина Фрейнса, уже стал большой удача для Стоффеля Вандорна. А теперь вот еще McLaren берет его под свое крыло. Питер Миллс рассказывает о бельгийце и его достижениях

Всего неделю назад Стофель Вандорн размышлял о потенциале пилотов, которые быстро выходят на лидирующие позиции в рейтинге перспективной молодежи и получают возможность попасть в Формулу 1.

20-летний гонщик в известной степени апеллировал к судьбе своего бывшего спарринг-партнера по Формуле Renault 2.0 Робина Фрейнса, который хрестоматийно прошел через младшие серии и в итоге уже засветился на презентации новой машины команды Sauber в Формуле 1.

Вандорн, впрочем, также позволил себе представить оптимистический для себя сценарий – что будет, если, следуя по стопам Фрийнса, он сможет завоевать в этом году титул в Формуле Renault 3.5?

Возможно, действующий чемпион Еврокубка Renault уже знал то, чего в тот момент не знали другие, и что затем стало одной из главных новостей недели: Вандорн уже налаживает отношения с Формулой 1 – было объявлено, что он присоединяется к программе поддержки молодых пилотов McLaren.

«Обычно подобного рода контракты заключаются на один год, – говорит бельгиец о своем сотрудничестве с командой Ф1 . – Но у McLaren своя философия. Они говорят, что станут поддерживать меня, и если я буду добиваться нужных результатов, сотрудничество не прекратится. С другой стороны, если дела у пилота не идут, они готовы расстаться с ним в любой момент».

Трудно представить, чтобы действительно перспективного амбициозного пилота отбраковали из «рассадника молодых таланов» команды из Уокинга. Сейчас в эту группу избранных входят также пилот Еврокубка Ник де Врис и соперник бельгийца по Формуле Renault 3,5 Кевин Магнуссен. Вандорн начал свое общение с McLaren с серии тестов по общей физической подготовке, а теперь он готов двигаться дальше.

Магнуссен уже тестировал McLaren Ф1. Вандорн надеется стать следующим © LAT
Магнуссен уже тестировал McLaren Ф1. Вандорн надеется стать следующимФото: LAT

«Как я себя оцениваю? Думаю, я нахожусь между Ником и Кевином, – говорит Вандорн. – Несмотря на то, что мы выступаем с Кевином в одном чемпионате, я все же на год отстаю от него – он уже провел сезон в Мировой Серии. Кевин также участвовал в молодежных тестах за рулем McLaren и работал на симуляторе. Если я буду хорошо выступать – надеюсь, мне тоже дадут такую возможность. Для меня важно получать опыт в команде Формулы 1».

Однако поддержка McLaren означает больше, чем регулярные тренировки для молодых пилотов. Команда также предоставляет техническую помощь всем троим своим протеже во время гоночных уик-эндов. Но Вандорн отмечает, что команда Fortec и без того обладает солидными возможностями.

«Если, к примеру, у Fortec возникнут какие-то проблемы во время этапа, то они смогут связаться с инженерами из Уокинга. Это очень интересный вариант, но в McLaren также понимают, что команды уровня Fortec, Carlin и DAMS и сами хорошо знают свое дело», – считает бельгиец.

И команда отвечает ему взаимностью за доверие и похвалы. Вандорн показал быстрейшее время на финальных тестах Формулы Renault 3.5 в прошлом году на трассе Моторлэнд в Арагоне. Менеджер Fortec в ФR3.5 Джейми Дай уже начал проводить параллели между покинувшим команду Фрейнсом и новобранцем коллектива из Нортгемптона.

«Стоффель – очень толковый пилот, ему здорово удается адаптироваться к новым условиям, – говорит Дай. – Я уверен, что он будет в числе лучших по итогам тестов.

Робин Фрейнс неоднократно радовал Fortec успехами в 2012-м © LAT
Робин Фрейнс неоднократно радовал Fortec успехами в 2012-мФото: LAT

«У него и у Робина очень схожие стили пилотирования. Они оба пришли из команды Josef Kaufmann Racing, оба быстры на схожих типах машин. Конечно, ничто нельзя гарантировать заранее, но я уверен, что мы сможем бороться с Магнуссеном, который будет проводить свой второй сезон и который чертовски быстр, а также с [Антониу Феликсом] да Коштой, который потрясающе провел вторую половину сезона-2012».

Интерес бельгийца к гонкам неожиданно зародился, когда его отец получил предложение разработать дизайн ресторана для крытого картодрома во Фландрии, всего в 15-20 минутах от дома, где жили Вандорны. Щедрый босс вскоре позволил шестилетнему Стоффелю кататься на картах в свободное время.

«Мне понравилось, и я всегда стремился вернуться туда, – вспоминает Вандорн. –Владелец купил мне маленький карт и всегда разрешал покататься, когда мне хотелось».

Отсутствие денег не позволило быстро перейти на уровень двухтактных картов и открытых трасс, а также поначалу ограничивало программу участия лишь тремя-четырьмя гонками в год.

Но все равно в возрасте 16 лет – в 2008 году – Вандорн стал чемпионом Бельгии в своем первом же сезоне в классе KF2. В следующем году он завоевал второе место в мировом первенстве, а также получил грант Бельгийского королевского Автомобильного Клуба за победу в отборочных соревнованиях, которые определяют состав национальной сборной.

Формат этого ежегодного мероприятия отрабатывался годами. В 2009-м Вандорн стал одним из почти шести десятков картингистов, которых пригласили в картодром в Спа. Шесть финалистов по итогам заездов отправились в Ле-Ман на три дня, чтобы соревноваться на машинах Формулы Campus в Академии Автоспорта.

Поначалу формульная карьера Вандорна складывалась непросто
Поначалу формульная карьера Вандорна складывалась непросто

Его призовые составили примерно половину бюджета (45.000 Евро), необходимого для выступления в Еврокубке Формулы 4, который проводит Академия Автоспорта. Он доминировал за рулем 1600-кубовой машинки на протяжении всего сезона.

«Сложнее всего было верно распорядиться грантом. В гонках трудно продолжать карьеру, если вы не добиваетесь успеха и не располагаете солидными деньгами – а у меня их не было. Поэтому у меня фактически не было другого варианта, кроме победы в соревнованиях Академии Автоспорта, что давало возможность получить призовые деньги на выступления в Формуле Renault 2.0».

Бывший гонщик Курт Моллекенс наблюдал за Вандорном во время его первого сезона в FR2.0 в 2011-м и у него не возникло сомнений в способностях своего соотечественника. «Он превосходен, никаких сомнении», – говорит Моллекенс, в команде которого Стоффель делал первые шаги в Еврокубке.

Недостаток опыта и у коллектива KTR, и у пилота привел к тому, что в первых пяти из 14 гонок они не заработали ни одного очка. Зато в оставшихся девяти тягаться по этому показателю с Вандорном мог только Фрейнс.

«На Нюрбургринге Стоффель заработал свои первые очки. С этого момента он выступал лучше, чем Карлос Сайнс-младший и Даниил Квят (которых поддерживает Red Bull), – вспоминает Моллекенс. – При этом он мог проезжать быстрейшие круги и спокойно разговаривать по радио, как будто он стоит рядом. Он не из тех, кому нужен специальный настрой, чтобы показывать хорошее время. Это от природы, он чувствует себя в машине так же комфортно, как вне ее».

Пытливый ум, заинтересованность в технике и сильная рабочая дисциплина – вот еще несколько достоинств Вандорна, которые выделяет Моллекенс, и которые помогут бельгийцу добиваться успехов и в дальнейшем.

«Конечно, он бельгиец, и потому логично, что ему было проще выступать в бельгийской команде. Но все же такой заинтересованности в технике я раньше не встречал, – говорит Моллекенс. – Я знаю, что он приходил на базу минимум раз в две недели. И я знаю, что когда он выступал за Kaufmann, и ему нужно было ехать для этого в Германию, он все равно поступал так же. Он хочет всему учиться».

Переход в Josef Kaufman Racing принес Вандорну упорнейшую схватку со звездой команды Koiranen Даниилом Квятом – она продолжалась на протяжении всего сезона. Финал дуэли проходил в по драматичному сценарию под барселонским дождем. Перед гонкой главным вопросом был выбор резины – команды метались между дождевой и сликами. Вандорн, стартуя с 16 места, решил выбрать слики. Квят занимал поул, и потому предпочел свести риск к минимуму, используя дождевые шины.

В финальной гонке Еврокубка все решил непростой выбор резины
В финальной гонке Еврокубка все решил непростой выбор резины

«Если бы гонка проходила в нормальных условиях, я бы, наверное, проиграл, – вспоминает Вандорн. – В любом случае, все могли бы решить одна-две позиции». Его шансы на титул упали еще больше после столкновения с Стейном Шотхорстом и схода.

«В начале было очень сыро. Когда я столкнулся с Стейном, то думал, что все пропало. Трасса подсыхала так не быстро, как я надеялся. Но Даниил получил штрафной проезд по пит-лейн, так как слишком поздно переобулся в дождевую резину на стартовой решетке, и в итоге оказался на третьей позиции. Затем трасса начала стремительно подсыхать, и те, кто был на сликах, быстро начали его обгонять, – вспоминает бельгиец.

Несмотря на серьезную поддержку RACB, Вандорн признает, что если бы не грант 500 000 Евро за Еврокубок на выступления в Формуле Renault 3.5, то он не знал бы, где выступать дальше. Но если бы его требовалось как-то мотивировать на успех, то достаточно было показать фото Фрейнса с недавней презентации Sauber Ф1.

Кроме того, Вандорн будет выступать в Fortec вместе с инженером Питером Белмансом, который был наставником Фрейнса на протяжении всей карьеры голландца. «Он был рядом с Робином на каждом этапе выступлений. Я уже немного поработал с ним, когда участвовал с Fortec в тестах в Арагоне, так что я с нетерпением жду, когда сезон начнется», – говорит Стоффель.

Несмотря на статус новичка, Моллекенс уверен, что Вандорн будет серьезным претендентом в борьбе за титул в ФR3.5 в этом году. Вице-чемпион Британской Формулы 3 1996 года также считает, что в McLaren сделали правильный выбор.

«Я надеюсь, что Стоффель будет живым доказательством того, что, не имея финансовой поддержки семьи, потратив всего 35 000 Евро за всю карьеру – и те во времена картинга – можно пробиться в Формулу 1, – говорит Моллекенс. – Тогда закончатся все эти дурацкие разговоры про рента-драйверов.

Он добрался до таких высот только благодаря помощи RACB. И в тот момент, когда у Королевского автоклуба могли возникнуть проблемы с нахождением бюджета на второй сезон в ФR3.5, он попал в поле зрения McLaren.

Я искренне надеюсь, что через три-четыре года Стоффель уже будет пилотировать одну из их машин Формулы 1».

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle