Что пошло не так в лагере Citroen?
Французская команда, совсем недавно доминирующая в мировом ралли, сейчас испытывает серьезные проблемы. Дэвид Эванс объясняет, почему в этом виноваты пилоты Citroen: Микко Хирвонен и Дани Сордо
Микко Хирвонену читать страничку Citroen Racing на Facebook становится все неприятнее.
Новость о сходе финна с дистанции на Ралли Италии побудила отдел маркетинга Citroen разрешить болельщикам оставлять комментарии, чтобы взбодрить пилота. Но все пошло совсем не так, как планировалось.
Если суммировать отзывы, то согласно общему мнению Хирвонен не лучшим образом выполняет свою работу, что уже стоило команде титула, и, возможно, Citroen следует сделать небольшой шаг назад и договориться с Маркусом Гронхольмом. Также есть четкое убеждение, что Микко просто не справляется с ролью Себастьена Лёба.
Да, это так. В настоящий момент финн испытывает колоссальные проблемы и попусту катится в пропасть.
Хирвоненом ужасно разочарованы в команде, которая ранее не знала ничего, кроме побед. Но, как ни странно, вместо того, чтобы беспокоиться, Микко сохраняет абсолютное спокойствие.
Мне нравится Хирвонен как человек. Я всегда хорошо с ним ладил и, по моим личным соображениям, он является одним из самых приятных парней из числа участников чемпионата мира.
Авария на Сардинии в прошлое воскресенье была одной из глупейших в его карьере. Микко ошибся, потерял второе место и серьезно утратил свои шансы в борьбе за вторую позицию в чемпионате. Это очень плохо. Но еще хуже тот факт, что финн боролся с Тьерри Нёвилем, у которого не так много опыта на дорогах в окрестностях итальянского городка Ольбия – в то время как Себастьен Ожье по ходу всей дистанции выступал, словно в своей собственной лиге, постепенно увеличивая отрыв, который на финише составил около минуты.
Занятно, что в этом году подобное развитие событий мы видим не впервые. Микко оказывался позади Себастьена на протяжении всей своей карьеры. Кажется, финн и завершит свои выступления позади пилота с этим именем.
Но что же пошло не так?
В 2009-м Хирвонена от чемпионского титула отделило всего одно очко, и в том сезоне Микко пилотировал как настоящий чемпион – особенно в Финляндии. После ошибки на СУ Killeri, пилот был третьим – но уже на допе Jukojarvi финн захватил лидерство и сохранил его вплоть до самого финиша. На субботней утренней секции Хирвонен пилотировал идеально, демонстрируя на каждом спецучастке просто феноменальные результаты.
По итогам пятницы Лёб был всего в трех секундах позади, но Микко с каждым допом атаковал все сильнее, и его хэтчбек Focus отрывался от своего главного соперника все дальше.
В итоге Себ вынужден был капитулировать.
Пилотов, опередивших Лёба по чистой скорости на этапе чемпионате мира, можно сосчитать по пальцам. Но тот первый день августа 2009-го был для финна, еще выступавшего за Ford, особенным.
Переиграв француза на своей домашней земле, впоследствии Микко упорно боролся с ним на каждом следующем этапе, и в итоге ему не хватило всего одного очка, чтобы нынешний девятикратный чемпион мира и самый успешный пилот в истории ралли был восьмикратным. В том сезоне в глазах финна горел настоящий огонь, и он во всех отношениях страстно желал добиться успеха.
Угасло ли это пламя?
Считалось, что в этом году Микко представилась наилучшая возможность стать чемпионом мира, но он без лишних слов растратил все свои шансы. Этот сезон должен был пройти под его диктовку, поскольку Хирвонен считался главным претендентом на титул, и финн намеревался избавиться от ярлыка вечно второго лучшего раллийного гонщика современности.
Микко, беседуя о нынешней ситуации, оставался хладнокровным. Он испытывает прессинг, но смотрит на это с другой стороны. Пилот не легкомыслен и реально оценивает ситуацию, просто в этом сезоне ему не удается поддерживать прежний уровень выступлений.
А может, мы слишком многого хотим от Микко? Может, он не является номером два в мире? Все на это указывает. В 2009 году в Финляндии Микко показал великолепную скорость, храбрость и талант гонщика, а в целом в тот год финн доказал, что способен набирать очки и бороться за первые места. Тогда он финишировал в 11 из 12 этапов на подиуме, и сделал бы это и в 12-й раз, если бы не проблемы с двигателем на Ралли Аргентины.
Теория "второго номера" могла бы объяснить его неудачные выступления в 2013 году. Проблемы у Хирвонена начались с самого старта чемпионата - В Монте-Карло он выступил очень неуверенно, а в Швеции вылетел с трассы, упустив свой самый верный шанс на победу на этапе чемпионата мира.
В Мексике и Португалии Микко смог взять пару вторых мест, но неспособность противостоять Себастьену Ожье обошлась финну очень дорого.
Справедливости ради нужно отметить, что проблемы с рулевым управлением не позволили Хирвонену завоевать больше очков в Греции, а прокол и дальнейшие проблемы с электрикой не дали ему подняться выше шестого места в Аргентине.
А достаточно ли сам Микко сделал для победы? Он мог легко предположить, что с уходом Лёба гонщик, так долго бывший на вторых ролях, неминуемо должен сделать шаг вперед. Все бы ничего, если бы не стремительно ворвавшийся в чемпионат Себастьен Ожье на Volkswagen. Что перед стартом сезона казалось легким подъемом на Сноудон в итоге обернулось восхождением на Эверест, причем в данный момент Хирвонен застрял где-то на полпути. И шансы подняться выше выглядят маловероятными.
По сути, Микко уже потерял всякие надежды завоевать титул в этом году. Более того, в Citroen всерьез озабочены тем, что и в зачете производителей марка отстает все дальше.
Не помогает Citroen и то, что 68 из 174 завоеванных пилотами французского производителя очков, набрал Себастьен Лёб, который на данный момент принял участие всего в трех гонках сезона. Кстати, в личном зачете Хирвонен опережает своего напарника по команде Дани Сордо со счетом 61 против 59, но даже если сложить вместе очки, набранные финном и испанцем, до результата Себастьена Ожье сумма не дотянет добрые 34 балла.
И если можно предположить, что Микко Хирвонен уже утратил свою искру, что же тогда говорить о Дани Сордо? У него ее и вовсе не было? Обычно некомфортно чувствующий себя на покрытиях с плохим сцеплением, Сордо не впечатлил в Мексике, а также практически ничего не смог противопоставить лидерам на Сардинии.
В субботу днем в сервис-зоне я пытался подбодрить испанца, сказав, что Яри-Матти Латвала находится всего в 20 секундах впереди. Думаете, это сработало? С таким же успехом я мог разговаривать с чайками. Кстати, Дани посмотрел на меня так, как будто я именно этим и занимался.
В итоге он закончил Ралли Италия с полутораминутным отставанием. Печально.
Абсолютно ясно, что Сордо связывает свои основные надежды на победу с этапами в Германии и Испании. Тем временем Citroen несется под откос к проигрышу чемпионата, причем остановиться коллектив уже не в силах.
В стане французского производителя витают тревожные настроения. И лишним свидетельством размеров бедствия служит то, что босс команды Ив Маттон просил Себастьена Лёба не ограничивать свое участие во второй половине чемпионата одним лишь домашним этапом во Франции.
Он не питает особых надежд по этому поводу. И, надо сказать, по поводу победы в чемпионате у него, вероятно, также осталось не очень много иллюзий.
По-настоящему расстраивает то, что гонщики вроде Криса Мика и Пер-Гуннара Андерссона вынуждены отчаянно бороться за то, что другие считают чем-то самим собой разумеющимся.
Объяснение Дани Сордо после гонки на Сардинии меня совершенно не удовлетворило. Он сказал, что всегда испытывал трудности на покрытиях с низким уровнем сцепления, и что на асфальте все будет совсем иначе. Мне казалось, что времена гонщиков, специализирующихся на одном типе покрытия, остались в прошлом. Видимо, я ошибался.
Руководству команды Citroen придется серьезно задуматься в преддверии следующего сезона.
И я настаиваю, что гонщик типа Криса Мика мог бы внести необходимую искру, похоже, окончательно утерянную в бесконечных коридорах Версаля.