Запрет работы на пит-лейне: цель достигнута?

Дитер Ренкен
19 июля 2013 в 19:33

Недавно было решено закрыть журналистам и телевизионщикам доступ на пит-лейн во время Гран При. Дитер Ренкен считает, что ограничение свободы СМИ, негативное само по себе, вдобавок не решит главной проблемы

Досадно, но три последних несчастных случая с летальным исходом в Формуле 1 произошли с участием судей, обслуживающих этапы, двое из которых - Паоло Джислимберти в 2000 году в Монце и Грэм Беверидж годом позже в Мельбурне - пострадали от отлетевших после аварии колес. В Австралии, кроме того, пострадали еще и семеро зрителей.

Последний инцидент, повлекший за собой смерть, произошел месяц назад в Монреале, где судья Марк Робинсон, помогавший убрать с трассы поврежденную машину Эстебана Гутьерреса, по нелепой случайности попал под колеса тягача-эвакуатора.

Навели ли эти случаи организаторов соревнований на мысли о том, чтобы отстранить судей от работы на трассе во время гонок и не продавать билеты зрителям на трибуны в непосредственной близости от гоночного полотна?

Конечно, нет. Вместо этого они внимательно изучали происшествия и делали все, чтобы предотвратить их повторение. Достаточно вспомнить введение "поводков", удерживающих колеса – причем их конструкция с годами совершенствовалась, – новые ограждения на трассах или изменение конструкции машин в целях безопасности.

После злополучного Гран При Сан-Марино 1994 года, когда среди прочего трое механиков были сбиты с ног колесом, отлетевшим на пит-лейне от Minardi Микеле Альборето, были введены ограничения на скорость движения вдоль боксов.

В грядущем сезоне эти ограничения станут еще строже - об этом было объявлено за неделю до последнего инцидента, но, как как вы увидите дальше, этот шаг был сделан по иным соображениям.

В результате проделанной работы на протяжении долгих 12-и лет отлетающие от машин колеса не становились причиной травм (или того хуже) сотрудников трасс. Также важно отметить, что до введения запрета на дозаправку механики, меняющие колеса на пит-стопах, испытывали значительно меньше давления, так как у них было больше времени на проведение требуемых операций.

Отлетевшее от машины Уэббера колесо нанесло травмы оператору FOM © LAT
Отлетевшее от машины Уэббера колесо нанесло травмы оператору FOMФото: LAT

Однако недавний Гран При Германии вновь поднял эту тему - механики команды Red Bull Racing не закрепили должным образом колесо на RB9 Марка Уэббера, и оно, отлетев от машины во время старта, угодило в Пола Аллена - телевизионного оператора FOM, нанеся ему серьезные, но, к счастью, не смертельные травмы.

В объяснении FIA команда списала произошедший инцидент на неудобную конструкцию гайковерта, человеческий фактор и тот факт, что крепежная гайка неровно наделась на резьбу - вдобавок, все это в пылу борьбы.

На самом деле, команда отделалась довольно легко - судьи посчитали, что за этот инцидент с потенциально летальным исходом Red Bull Racing должна заплатить €30,000 - сумму, возможно, меньшую, чем пострадавшему оператору потребуется на полный курс лечения, и составляющую не более 0,00016% от годового бюджета команды. Ах, были бы все суды по делам о нарушениях безопасности дорожного движения столь же снисходительны...

Важно другое: в спорте, где прежде всегда старались принимать решения взвешенно и разумно, вдруг выпустили донельзя поспешную директиву о запрете доступа любых телевизионных бригад на пит-лейн в течение всего гоночного уик-энда.

Но позвольте, если эта зона столь опасна для журналистов и операторов, то для персонала Формулы 1 она должна представлять не меньшую угрозу - никто из них не давал своего согласия на периодическую необходимость удирать от сбившихся с пути колес.

Да, автоспорт представляет опасность, но представители СМИ, по роду своей профессии, знают об этом едва ли не лучше, чем все остальные участники соревнований. Более того, они стремятся оказаться максимально близко к событиям на трассе, чтобы иметь возможность делиться своими ощущениями от происходящего со зрителями по всему миру, часто в режиме реального времени.

Как военные корреспонденты осознают риск своей профессии, криминальные репортеры понимают всю опасность своей деятельности, а политические журналисты рискуют потерять свободу, так и сотрудники СМИ, освещающих события мира автоспорта, тоже подвергают свою жизнь опасности, чтобы донести до своих зрителей и читателей все перипетии происходящего.

Журналистика в Формуле 1 по своей сути представляет трезубец, где зубьями являются развлечение, образование и просвещение. Рукоятка трезубца символизирует правду.

СМИ - четвертое сословие Ф1 © LAT
СМИ - четвертое сословие Ф1Фото: LAT

В обычной жизни, традиционно принято было говорить о трех основных сословиях - дворянстве, духовенстве и простолюдинах, к которым добавились четвертое - средства массовой информации, и пятое - рабочий класс. В Формуле 1 можно представить похожее разделение - к первому сословию относится руководящая верхушка, второе представляют команды и гонщики, третье - коммерческие и технические партнеры. К четвертому сословию можно отнести те же аккредитованные средства массовой информации, а к пятому - зрителей и болельщиков.

Сильнейшие демократии в мире не терпят ограничений в СМИ, тогда как в наименее благополучных местах журналистам запрещено (под угрозой наказания) видеть всю правду и рассказывать об этом своим зрителям и читателям. Разумеется, если взять шкалу от нуля до десяти, Формулу все же 1 вряд ли можно поставить рядом с Зимбабве.

Ни один исторический эпизод не демонстрирует лучше важность присутствия масс-медиа в гуще событий, чем случай на Гран При Германии 1994 года, когда огненный шар окутал машину Йоса Ферстаппена. Причиной того инцидента также стала ошибка механика на пит-стопе - и фотографы оказались рядом, чтобы поделиться этими драматичными кадрами со всем миром.

Изображения того пожара моментально облетели весь мир - а что бы было, если бы у фотографов и операторов не было доступа на пит-лейн?

(К слову, хоть тогда и выявили, что в команде Benetton, цвета которой защищал голландец, нарушили правила, убрав фильтрующий элемент из топливозаправочной системы, чтобы сэкономить время на пит-стопах, никакого реального наказания не последовало)

На протяжении долгих лет средства массовой информации не давали сойти спорту - причем, как власть имущим, так и самим участникам соревнования - с верного пути. Трудно себе представить, что бы сейчас было с Формулой 1, если бы доступ журналистов к ней был ограничен.

Разумеется, если бы в инциденте с Red Bull Racing на Нюрбургринге хотя бы отчасти можно было усмотреть вину представителей СМИ, то против такого ограничения никто бы не возражал. Но журналисты и фотографы не производят все эти гайковерты и пневмоинструменты, а также не оказывают влияния на действия технического персонала команд. В данном случае, например, оператор находился вообще в нескольких десятках метров и снимал работу других команд.

Потому нужно сосредоточить усилия на том, чтобы не допустить повторения такой ситуации – а не просто запрещать доступ на пит-лейн людям, добросовестно выполняющим свою работу. Неужели этот запрет предотвратит дальнейшие полеты колес или в будущем поможет избежать травм людям в зоне боксов?

Кто знает, если бы Аллен не преградил колесу дорогу своим телом, оно вполне могло нанести травмы обслуживающему машины персоналу или судьям. А если бы случайной жертвой того эпизода стал руководитель одной из команд или механик? FIA/FOM запретили бы и им доступ на пит-лейн?

Механики в огне знаменитого пожара на пит-стопе Йоса Ферстаппена. 1994 год © LAT
Механики в огне знаменитого пожара на пит-стопе Йоса Ферстаппена. 1994 годФото: LAT

В конце концов, единственным способом предотвратить повторение этого эпизода является запрет на смену колес на пит-стопах, но это не входит в планы менеджмента Ф1, искусственно повышающего интерес к спорту, который иначе мог бы превратиться в мучительно скучное зрелище…

Невозможно поверить, что ограничение скорости на пит-лейне, которое будет ужесточено со следующего года, призвано исключить повторение подобных эпизодов с колесом. Впервые идея ужесточения скоростного режима в зоне боксов была вынесена на обсуждение около года назад, а утвердили ее на собрании Всемирного совета FIA по автоспорту, прошедшем в конце июня нынешнего года. Инициатором идеи выступили команды, беспокоящиеся о безопасности своих механиков.

В прежних условиях, когда скорость на пит-лейне во время тренировок была ограничена 60 км/ч, а во время гонок - 100 км/ч, пилоты испытывали трудности с оценкой тормозного пути при движении в более высоком темпе в разгар воскресной борьбы. Но как изменение скоростного режима на пит-лейне может повлиять на безопасность смены колес?

Все эти соображения указывают на возможное существование плана по ограничению доступа журналистов на пит-лейн с целью помешать им отражать действительность такой, какая она есть. Уже давно ходят слухи, что FOM планирует ввести дифференцированную аккредитацию для СМИ, чтобы иметь возможность распределять возможности доступа журналистов в разные зоны согласно размерам взносов - как с телевизионщиками, имеющими разную степень свободы в соответствии с деталями контракта телекомпании.

Известно, что команды не в восторге от идеи неограниченного доступа фотографов и журналистов на пит-лейн вне зависимости от того, стоят их машины в боксах или ездят по трассе - пилоты и команды не любят, когда каждое их слово может быть записано.

Также команды и партнеры/спонсоры недовольны тем, как именно освещаются в прессе различные скандалы из мира Формулы 1 - эдакой абсолютной вершины мирового спорта. В связи с этим невозможно представить лучшее решение проблемы, чем полный запрет доступа на пит-лейн. В дальнейшем вполне можно допустить в святая святых только избранных.

Провинились? Добро пожаловать в пресс-центры без окон, где каждое ваше слово будет пристально изучаться, ваши парковочные места будут находиться у черта на куличках, а пропуска время от времени будут оказываться недействительными…

Фотографы и журналисты наслаждались свободой действий на пит-лейне… © LAT
Фотографы и журналисты наслаждались свободой действий на пит-лейне…Фото: LAT

Давно уже поговаривают о том, что FOM планирует контролировать [вместо FIA] аккредитацию для пишущей братии подобно телевизионным и радиоканалам, которые платят немалые взносы за право освещать Формулу 1 - и этот эпизод может стать еще одним шагом к ситуации, когда величина взноса, а вовсе не уровень и авторитет издания, определяет масштаб привилегий в паддоке.

Аккредитованные фотостудии и агентства новостей - те, кто больше заплатил - получат эксклюзивные права, но на условиях строгого контроля доступа, включая цензуру.

И действительно, согласно некоторым источникам, одним из камней преткновения нового Договора Согласия – а следовательно, и причиной 6-месячной отсрочки его подписания – является нежелание FIA отдавать FOM полный контроль над прессой. И хотя упорство, проявляемое федерацией, заслуживает восхищения, кто знает, сколько еще они смогут противостоять соблазну передать (не безвозмездно, конечно) работу с масс-медиа менеджменту Ф1. Ну а когда это рано или поздно случится, FOM наверняка постарается окупить потраченные деньги при помощи взносов от тех самых СМИ.

Так что спорт в целом и болельщики (пятое сословие) в частности сильно потеряют, если запрет на доступ прессы на пит-лейн вступит в силу. При этом ограничение доступа журналистов вряд ли пресечет неконтролируемые полеты колес и снизит присущую пит-лейн опасность.

Репортеры, принимаясь на эту работу, представляют возможные риски - в конце концов, никого не отправляют на пит-лейн насильно. Более того, они делают это осознанно, стараясь в полной мере передать эмоции, царящие в самом сердце их любимого спорта.

Данная ситуация стала еще одним примером того, что в Формуле 1 по неверным поводам принимают неправильные решения - они стреляют в парламентеров. В конечном счете санкции нужно применять к тем, кто ответственен за опасные инциденты, а не к тем, кто о них пишет.

Ну а самое главное – чтобы контроль за средствами массовой информации все же оставался у FIA.

Кими Райкконен
Кими Райкконен

  • Поделиться:
Комментарии для сайта Cackle