Алонсо и Ferrari: большая война или умелая дипломатия?
Действительно ли Фернандо Алонсо прощупывает пути отступления из Ferrari – или же, наоборот, пытается устроить встряску команде? Может, испанец является лишь пешкой в играх соперников? Ответы ищет Джонатан Нобл
Любовь Алонсо к трудам японского самурая и философа Миямото Мусаси хорошо известна и подтверждена документально: достаточно лишь взглянуть на тату, что темнеет на шее и спине испанца – там изображен воин, которого Фернандо берет с собой, вступая в очередную битву.
Но теперь, после богатого на закулисные баталии Гран При Венгрии, даже ему стоило бы поглубже пересмотреть принципы, изложенные в знаменитой «Книге пяти колец».
В то время, как сам испанец нередко обращается к духу великого воина, прося помощи в реализации собственных амбиций, теперь он также может осознать, что его оппоненты используют схожие приемы в борьбе с самим Алонсо.
«Если во время сражения вы заставили противника дрогнуть, то уже победили»
Слова Мусаси как нельзя лучше описывают непростую ситуацию, в которую в Венгрии попали Алонсо и Ferrari: их дух, выдержка и терпение подверглись серьёзным испытаниям.
Какие бы ни были истинные намерения менеджера Фернандо Лиуса Гарсии Абада, когда он отправился в моторхоум Red Bull Racing для встречи с Кристианом Хорнером, это событие мгновенно было использовано всеми заинтересованными сторонами, что, несомненно, подняло уровень интриги до новых высот.
Это пример классической теории заговора в чистом виде: манипулирование другими с целью одержать победу в своей игре. Это попытка заставить соперников дрогнуть. Это искусство войны; ведь Формула 1 – это война в чистом виде.
Слова, сказанные во время встречи Хорнера и Абада, останутся достоянием лишь двух этих достойных мужчин, и даже их собственные версии произошедшего разговора могут отличаться одна от другой.
В то время, как Абад настаивает, что обсуждении касалось лишь судьбы юного таланта Карлоса Сайнса-младшего, по информации хорошо осведомленных источников из Red Bull Racing в беседе также поднималась тема Алонсо, который вскоре может стать свободным агентом и потенциально заинтересован в переходе. Это вызвало немалое удивление в команде, так как в RBR были уверены, что союз испанца и Ferrari крепок на века.
Получается, что мы имеем две версии одного события, причем правда, как водится, скрывается где-то посередине.
В конечном счёте, возможно ли такое, что менеджер суперзвезды Формулы 1 встречается с руководителем самой успешной команды, у которой к тому же есть вакансия, и при этом они ни разу во время разговора не касаются столь очевидного вопроса?
В такой ситуации удивление может вызвать как раз отсутствие переговоров – тогда можно даже обвинить Абада в том, что он не выполнил своих обязанностей менеджера и не озвучил руководству Red Bull Racing текущее положение с контрактом Алонсо. Да и Хорнеру стоило удостовериться наверняка, что испанец недоступен.
Каждый менеджер по долгу службы обязан знать о вакантных местах в пелотоне и о ситуации с контрактами своих подопечных. Точно так же и работа руководителя любой команды состоит, среди прочего, в том, чтобы четко представлять, на кого из пилотов можно рассчитывать.
Однако существует большая разница между пониманием, что гонщик в теории доступен, и реальными шагами к заключению соглашения с ним – со всеми вытекающими из этого серьёзными политическими последствиями.
Как и в любом аспекте жизни, связанном с деньгами, знания и информация становятся властью; а в тесном мире Формулы 1 люди сразу чувствуют возможности, позволяющие обратить дополнительные знания для усиления власти.
«Если ты не контролируешь врага, враг контролирует тебя»
В Red Bull Racing, отлично осознавая проблемы, которые вызовут в Маранелло заголовки газет «Алонсо хочет уйти из Ferrari», отнюдь не собирались делать вид, что ничего не произошло, когда эта история получила своё развитие.
Эта ситуация устраивает команду не только тем, что у оппонентов возникают дополнительные сложности. Помимо этого менеджмент Кими Райкконена лишний раз получает посыл, что стоит быть немного сговорчивее и скромнее в своих требованиях, так как у RBR есть и другие хорошие варианты.
Со своей стороны и Алонсо оказался в выигрышном положении – он не поменял своих взглядов и остался верен Ferrari, даже когда в полную силу разгорелись слухи о его возможном переходе в Милтон-Кинс.
Данные спекуляции лишний раз напомнили – Алонсо и его усилия не должны считаться чем-то само собой разумеющимся, долг команды состоит в том, чтобы предоставить испанцу машину, на которой он сможет выиграть чемпионат. Это утверждение особенно верно в такой тяжёлый для Ferrari период, как нынешняя кампания.
Именно поэтому Фернандо – как бы в шутку – в своём интервью воскресным вечером сказал, что хотел бы получить машину «как у других» в качестве подарка на свой день рождения.
Конечно, интерпретация слов Алонсо – в сочетании со слухами о Red Bull Racing – крайне разочаровала Луку ди Монтедземоло, вследствие чего мир Формулы 1 увидел один из наиболее примечательных пресс-релизов последних времён, в котором итальянец при помощи недвусмысленных намёков ясно дал понять своему гонщику о необходимости лояльности к команде с его стороны.
«Недопустимо отдавать предпочтение одному виду оружия или чего-то еще. Чересчур – то же, что и недостаточно. Не подражайте никому: у вас должно быть столько оружия, сколько вам необходимо»
Все пилоты в сложные моменты тайно мечтают о том, чтобы получить в своё распоряжение стремительную машину Red Bull Racing. Алонсо здесь почти наверняка не исключение – и в прошлом он уже был близко к тому, чтоб оказаться в команде Дитриха Матешица.
По ходу кампании 2013 года похожие мысли наверняка появлялись вновь, уж больно часто гонщик испытывал разочарование. Достаточно назвать упущенные возможности в Малайзии и Бахрейне, хвалёные новинки в Британии, которые не дали ожидаемого эффекта, проблемы с корреляцией данных из аэродинамической трубы, политические пререкания по шинным вопросам…
В то же время Алонсо знает, что Ferrari по силам исправить ситуацию: он уже выигрывал в этом сезоне гонки благодаря чистой скорости, и подобное может произойти вновь.
Комментарии Фернандо и всю шумиху прессы вокруг Red Bull Racing можно интерпретировать в качестве метафорического ножа, который испанец вонзил в собственную команду, чтобы добиться эффекта – в точности так же, как ди Монтедземоло поступил в понедельник.
Это уже знакомая тактика, которую Алонсо использовал раньше, – вспомните его «чувство одиночества» в Renault на пути к чемпионству 2006 года – нет сомнений, что мы увидим её и в будущем. Он призывает к оружию. Он не хочет уходить – но стремится добиться успеха с Ferrari.
Если Фернандо потерял веру в свою команду, в своё окружение и собирается искать другие варианты – сейчас не лучшее для этого время. В Red Bull Racing знают, что тандем Алонсо-Феттель попросту не заработает.
Ferrari устранила слабое место в своей технической структуре, подписав контракт с Джеймсом Эллисоном и имея при этом смелость пересмотреть роль Пэта Фрая, чтобы получить максимум пользы от каждого из двух специалистов.
Вдобавок, несмотря на всю шумиху вокруг тестов в этом сезоне, команда всё же проведёт собственные испытания на автодроме Маньи-Кур с машиной 2011 года, чтобы решить проблемы с корреляцией данных. Именно эти действия жаждет увидеть Алонсо.
«Единственная причина, по которой воину стоит жить – это борьба, единственная причина, по которой воин сражается – это победа».
Что бы люди ни говорили о возможных вариантах развития отношений между Ferrari и Алонсо, есть одна непоколебимая истина, которую нельзя отрицать.
Ferrari хочет выиграть чемпионат мира именно с Алонсо, а Алонсо хочет стать чемпионом именно с Ferrari.
Здесь начинается эта история, и здесь же она заканчивается.